Речевое развитие ребенка среднего дошкольного возраста
статья по развитию речи (средняя группа)
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- Ухудшение состояния здоровья детей;
- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Одна из первоочередных задач - добиваться глубокого и прочного усвоения школьниками знаний в соответствии с программами, научить каждого учащегося рационально пользоваться ими, овладевать соответствующими умениями и навыками. Решение задач, должно начинаться с детского сада - этого первого звена в системе образования.
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал.
И в этом помогают нам, игры и упражнения, которые условно можно объединить в две группы:
1) игры и упражнения, направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем и формирование словаря;
2) игры и упражнения, способствующие совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Игры, ценность которых заключается в том, что они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях и во внеучебное время. Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи. В то же время все игры выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.
Остановимся подробнее на обеих группах игр.
Ознакомление с окружающим и формирование словаря.
Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне:
чашка - стакан - кружка;
платье - сарафан;
портфель - ранец и т. п.
Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения помогает игра «Переезжаем на новую квартиру».
В игре «Ателье» дети, упражняются в умении интересно и подробно описывать предметы одежды, характеризуя ткань (шелковая, шерстяная, фланель, ситец) с точки зрения фактуры (толстая, прозрачная, шероховатая), расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная.
Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями.
Уже в игре «У кого какой предмет?» дети обучаются способам сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» упражняются в классификации одежды. Умения группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений «Каждую птицу на свое место».
Параллельно закрепляется труднейший программный материал: на ознакомление с образом жизни, особенностями животных и птиц; дошкольники учатся осознанно использовать обобщающие слова типа звери, насекомые; дикие, домашние, морские животные; хищные, водоплавающие, болотные птицы.
Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т. п. Для развития такого умения предлагаем две игры «Угадай по описанию», «За покупками в магазин»
В первой группе игр особое место занимают игры и упражнения на различение цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры чрезвычайно важны, они показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, вместе с тем понять без соответствующего обучения систематизацию цветовых тонов и оттенков не может. Детские работы (рисунки, аппликации), хотя и воспроизводят цвета в самых различных сочетаниях, не отражают их взаимосвязи в цветовом круге.
Воспитание звуковой культуры речи.
В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук»), затем - первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) В игровом упражнении «Найди пару» дети, передвигая двойную стрелку по диску, учатся подбирать слова, близкие по звучанию: миска - мишка, усы - осы, ком - сом и т. п.
Вторую группу игр, как и первую, завершает игра, являющаяся как бы контрольной,- «Поезд». Она позволяет выяснить, умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество в слове звуков и слогов.
В заключение следует подчеркнуть, что игры и игровые упражнения - многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал или закрепить пройденный.
Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.
Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:
- осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.), указывающие на расположение предметов;
- выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
- активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т.д.);
- используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);
- в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.
Ведущей формой обучения является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.
Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:
- формирование словаря;
- формирование грамматически правильной речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие монологической речи;
- приобщение к художественной литературе.
Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:
- речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;
- объяснение происхождения (этимологии) слова;
- ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;
- договаривание слов, недосказанных воспитателем;
- игра «Подскажи словечко».
При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование:
- существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;
- существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;
- глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;
- предлогов: под, из-за, из-под, между;
- на образовании слов по аналогии: лес – лесник.
Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи:
- показ и объяснения артикуляции звука;
- отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;
- выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;
- предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.
Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:
- многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;
- проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;
- произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.
Работа по обучению детей монологической речи включает:
- описание игрушки;
- формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;
- задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:
- обращать внимание детей на содержание литературного произведения;
- обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;
- формировать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения;
- способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.
К концу года дети могут:
- значительно увеличить свой словарь;
- активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;
- осмысленно работать над собственным произношением;
- осмысливать причинно-следственные отношения;
- подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
- рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;
- активно сопровождать речью свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_rebenka_rednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- Ухудшение состояния здоровья детей;
- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Одна из первоочередных задач - добиваться глубокого и прочного усвоения школьниками знаний в соответствии с программами, научить каждого учащегося рационально пользоваться ими, овладевать соответствующими умениями и навыками. Решение задач, должно начинаться с детского сада - этого первого звена в системе образования.
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал.
И в этом помогают нам, игры и упражнения, которые условно можно объединить в две группы:
1) игры и упражнения, направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем и формирование словаря;
2) игры и упражнения, способствующие совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Игры, ценность которых заключается в том, что они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях и во внеучебное время. Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи. В то же время все игры выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.
Остановимся подробнее на обеих группах игр.
Ознакомление с окружающим и формирование словаря.
Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне:
чашка - стакан - кружка;
платье - сарафан;
портфель - ранец и т. п.
Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения помогает игра «Переезжаем на новую квартиру».
В игре «Ателье» дети, упражняются в умении интересно и подробно описывать предметы одежды, характеризуя ткань (шелковая, шерстяная, фланель, ситец) с точки зрения фактуры (толстая, прозрачная, шероховатая), расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная.
Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями.
Уже в игре «У кого какой предмет?» дети обучаются способам сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» упражняются в классификации одежды. Умения группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений «Каждую птицу на свое место».
Параллельно закрепляется труднейший программный материал: на ознакомление с образом жизни, особенностями животных и птиц; дошкольники учатся осознанно использовать обобщающие слова типа звери, насекомые; дикие, домашние, морские животные; хищные, водоплавающие, болотные птицы.
Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т. п. Для развития такого умения предлагаем две игры «Угадай по описанию», «За покупками в магазин»
В первой группе игр особое место занимают игры и упражнения на различение цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры чрезвычайно важны, они показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, вместе с тем понять без соответствующего обучения систематизацию цветовых тонов и оттенков не может. Детские работы (рисунки, аппликации), хотя и воспроизводят цвета в самых различных сочетаниях, не отражают их взаимосвязи в цветовом круге.
Воспитание звуковой культуры речи.
В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук»), затем - первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) В игровом упражнении «Найди пару» дети, передвигая двойную стрелку по диску, учатся подбирать слова, близкие по звучанию: миска - мишка, усы - осы, ком - сом и т. п.
Вторую группу игр, как и первую, завершает игра, являющаяся как бы контрольной,- «Поезд». Она позволяет выяснить, умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество в слове звуков и слогов.
В заключение следует подчеркнуть, что игры и игровые упражнения - многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал или закрепить пройденный.
Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.
Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:
- осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.), указывающие на расположение предметов;
- выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
- активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т.д.);
- используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);
- в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.
Ведущей формой обучения является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.
Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:
- формирование словаря;
- формирование грамматически правильной речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие монологической речи;
- приобщение к художественной литературе.
Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:
- речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;
- объяснение происхождения (этимологии) слова;
- ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;
- договаривание слов, недосказанных воспитателем;
- игра «Подскажи словечко».
При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование:
- существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;
- существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;
- глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;
- предлогов: под, из-за, из-под, между;
- на образовании слов по аналогии: лес – лесник.
Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи:
- показ и объяснения артикуляции звука;
- отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;
- выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;
- предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.
Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:
- многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;
- проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;
- произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.
Работа по обучению детей монологической речи включает:
- описание игрушки;
- формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;
- задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:
- обращать внимание детей на содержание литературного произведения;
- обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;
- формировать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения;
- способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.
К концу года дети могут:
- значительно увеличить свой словарь;
- активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;
- осмысленно работать над собственным произношением;
- осмысливать причинно-следственные отношения;
- подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
- рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;
- активно сопровождать речью свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...
Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста
Материалы для родителей...
Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста
методическая разработка родительского собрания с семьями воспитанников подготовительной к школе группы...
Статья на тему «Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста».
Статья на тему «Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста»....
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...
Презентация к родительскому собранию в средней группе: "Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способ...