Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
презентация к уроку (средняя группа)

Варыпаева Татьяна Анатольевна

 

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст аттестационной работы39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Текст защиты компьютерной презентации:

1 слайд:

Здравствуйте, уважаемая комиссия, меня зовут Варыпаева Татьяна Анатольевна, я воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 11»

2 слайд:

Тема моей аттестационной работы «Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

3 слайд:

Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Работы В. М. Бехтерова также подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

4 слайд:

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

5 слайд:

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома.

Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике.

Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

6 слайд:

Гипотезой исследования является предположение о том, что система работы по развитию мелкой моторики и речи с детьми среднего дошкольного возраста позволит улучшить показатели развития речи и совершенствованию мелкой моторики, а Целью опыта является   развитие речи детей, через формирование у них специальных учебных навыков посредством  развития мелкой моторики рук.

7 слайд:

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Таким образом, концептуальная основа опыта в создании дополнительных условий которые  содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук дошкольников.

8 слайд:

Взаимодействие педагога и воспитанников – это процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется:

-расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения;

-создавать развивающую речевую среду;

-использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющие основу речевых занятий;

-чтение художественных текстов;

-пение небольших песенок,

- игры с текстами.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя - стимулирующая гимнастика, физкультурные минутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика.

9 слайд:

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. В своей работе постаралась организровать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей, это разнообразные  игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей, сухой бассейн, наборы предметов для проведения самомассажа, цветные клубочки, счетные палочки, различные картотеки схем для выкладывания узоров, пальчиковые театры и другое.

 

10 слайд:

Работа по развитию мелкой моторики и, следовательно, развитию речи проходила в следующих направлениях:

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). · Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). · Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
  • Нахождение заданных предметов,
  • Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
  • Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

11 слайд:

С целью развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности, использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей, развитие связной речи, мышления и творческих способностей через игру с пуговицами – в группе создавались мини-музей по различным темам, а так же проводились совместные мероприятия с родителями по выбранной теме (мастер-классы, открытые занятия, родительские собрания, индивидуальное консультирование, педагогические брифинги с привлечением специалистов ДОО и многое другое).

12 слайд:

В качестве консультативной помощи участникам образовательного процесса, мной были проведены:

- открытые занятия, направленные на развитие мелкой моторики и речи дошкольников;

- создание мини-библиотек с подбором методической литературы для родителей и специалистов ДОО;

- разработка сценариев общих досугов, развлечений и спортивных мероприятий;

- участие в круглых столах, брифингах, семинарах, педагогических советах;

- обобщение и распространение опыта работы в интернет журналах, сообществах,  педагогических порталах.

13 слайд:

Новизна опыта моей работы заключается в комбинации элементов известных методов, их дополнение и насыщение дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приёмов во все виды образовательной деятельности

14 слайд:

Анализ  результатов проведенной педагогической диагностики показал, что работая над развитием мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста, у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, выполняя различные пальчиковые упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

15 слайд:

Опыт моей работы был представлен на различных уровнях, где всегда получал высокую оценку моего  профессионального уровня – это Всероссийские и Международные конкурсы, конференции. Публикации в интернет сообществах и электронных журналах.

Проделанная работа дала возможность убедиться в том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

16 слайд:

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

"Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "

quot;Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "...

«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Технология детская журналистика,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возроста.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...