Методика изучения детского словаря
презентация по развитию речи
Методика изучения детского словаря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izucheniya_detskogo_slovarya.pptx | 72.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика изучения детского словаря Изучение словаря детей, как и других сторон речи, имеет большое значение в педагогическом процессе детского сада. Выявление лексического запаса ребенка, особенностей понимания и употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ее методики.
Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: Для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; Для определения не только возрастных, но и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; Для выявления уровня лексического развития ребенка в целом, что важно также для диагностики умственного развития и уровня речевой готовности детей к школьному обучению.
Методика словаря, включенная в разные контексты: Описание предмета на основе зрительного восприятия Рассказ по памяти, из личного опыта Творческий (придуманный) рассказ Беседа о видах одежды Рассказ в процессе игровой деятельности Рассказ в процессе трудовой деятельности
Коэффициент лексического богатства Вычисляется на основе подсчета слов в тексте в единицу времени. Так, в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, а в конце года – 30 слов. Это означает, что его лексический запас возрастает.
Коэффициент лексического разнообразия Измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребленных слов. Очевидно, что чем ближе полученное число к единице, тем выше коэффициент лексического разнообразия.
Диагностика развития лексики Большое значение диагностика развития лексики имеет при определении готовности детей к обучению в школе. Здесь проверяется способность быстро находить точные слова, употреблять обобщающие слова.
Методики обследования словаря детей 1 . Методика «Назови, что это?» Цель : выявление овладения обобщающими словами. Оборудование : картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели. Ход обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем педагог просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт » ( яблоко). «Оранжевая , растет на грядке, овощ» (морковь ).
2. Методика «Слова-обобщения » Цель : выявление овладения обобщающими словами. Ход обследования: Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким, одним словом можно назвать эти предметы ?»). Педагог выясняет , владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты , транспорт Примерный перечень картинок: 12 Инструменты - дрель, рубанок, пила, молоток; Т ранспорт - машина (легковая), автобус, троллейбус, трамвай ;
3.Методика «Кто как двигается ?» Оборудование : картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи. Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на Вопросы: Рыба ... (плавает ); Птица... (летает ); Лошадь... (скачет ); Собака... ( бегает); Кошка ... (крадется, бегает ); Лягушка (как двигается?) – прыгает; Бабочка ... ( летает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Методика изучения цвета, формы, счета Сесиль Лупан
Используя методику С.Лупан ребенок уже с первых дней жизни может учиться , т.е. обучаться знаниям цвета, формы, счета....
Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста материалы использованы из моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только...
«Оценка прогностического потенциала и возможностей практического использования существующих методик изучения готовности детей к обучению на занятиях ИЗО»
Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО имеет большое значение для выявления готовности воспитанников ДОУ к школьному обучению....
Методика «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам» (3-6 л.)
Методика "Изучение эмоционального отношения к моральным нормам (3-6 л.)...
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика исследования гендерных предпочтений и ценностных ориентаций старших дошкольников, которая представляет собой опросник, позволяющий выяснить полоролевые предпочтения старших дошкольников в раз...
Современное состояние проблемы изучения активного словаря у детей с общим недоразвитием речи
Каждому уровню речевого развития соответствует своя градация, однако есть существенные признаки сформированности словаря, которые проявляются в бедности его проявления. Дошкольники с ОНР понимают знач...