Методика изучения детского словаря
презентация по развитию речи

Потапова Екатерина Николаевна

Методика изучения детского словаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_izucheniya_detskogo_slovarya.pptx72.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика изучения детского словаря Подготовила студентка ДО-17: Потапова Екатерина

Слайд 2

Методика изучения детского словаря Изучение словаря детей, как и других сторон речи, имеет большое значение в педагогическом процессе детского сада. Выявление лексического запаса ребенка, особенностей понимания и употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ее методики.

Слайд 3

Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: Для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; Для определения не только возрастных, но и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; Для выявления уровня лексического развития ребенка в целом, что важно также для диагностики умственного развития и уровня речевой готовности детей к школьному обучению.

Слайд 4

Методика словаря, включенная в разные контексты: Описание предмета на основе зрительного восприятия Рассказ по памяти, из личного опыта Творческий (придуманный) рассказ Беседа о видах одежды Рассказ в процессе игровой деятельности Рассказ в процессе трудовой деятельности

Слайд 5

Коэффициент лексического богатства Вычисляется на основе подсчета слов в тексте в единицу времени. Так, в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, а в конце года – 30 слов. Это означает, что его лексический запас возрастает.

Слайд 6

Коэффициент лексического разнообразия Измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребленных слов. Очевидно, что чем ближе полученное число к единице, тем выше коэффициент лексического разнообразия.

Слайд 7

Диагностика развития лексики Большое значение диагностика развития лексики имеет при определении готовности детей к обучению в школе. Здесь проверяется способность быстро находить точные слова, употреблять обобщающие слова.

Слайд 8

Методики обследования словаря детей 1 . Методика «Назови, что это?» Цель : выявление овладения обобщающими словами. Оборудование : картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели. Ход обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем педагог просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт » ( яблоко). «Оранжевая , растет на грядке, овощ» (морковь ).

Слайд 9

2. Методика «Слова-обобщения » Цель : выявление овладения обобщающими словами. Ход обследования: Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким, одним словом можно назвать эти предметы ?»). Педагог выясняет , владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты , транспорт Примерный перечень картинок: 12 Инструменты - дрель, рубанок, пила, молоток; Т ранспорт - машина (легковая), автобус, троллейбус, трамвай ;

Слайд 10

3.Методика «Кто как двигается ?» Оборудование : картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи. Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на Вопросы: Рыба ... (плавает ); Птица... (летает ); Лошадь... (скачет ); Собака... ( бегает); Кошка ... (крадется, бегает ); Лягушка (как двигается?) – прыгает; Бабочка ... ( летает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Методика изучения цвета, формы, счета Сесиль Лупан

Используя методику С.Лупан ребенок уже с первых дней жизни может учиться , т.е. обучаться знаниям цвета, формы, счета....

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста  материалы использованы из  моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только...

«Оценка прогностического потенциала и возможностей практического использования существующих методик изучения готовности детей к обучению на занятиях ИЗО»

Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО имеет большое значение для выявления готовности воспитанников ДОУ к школьному обучению....

Методика «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам» (3-6 л.)

Методика "Изучение эмоционального отношения к моральным нормам (3-6 л.)...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика исследования гендерных предпочтений и ценностных ориентаций старших дошкольников, которая представляет собой опросник, позволяющий выяснить полоролевые предпочтения старших дошкольников в раз...

Современное состояние проблемы изучения активного словаря у детей с общим недоразвитием речи

Каждому уровню речевого развития соответствует своя градация, однако есть существенные признаки сформированности словаря, которые проявляются в бедности его проявления. Дошкольники с ОНР понимают знач...