МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
учебно-методический материал на тему
МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izucheniya_igrovoy_deyatelnosti.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)
Цель: изучение сформированности структуры сюжетно-ролевой игры.
Процедура: проводится наблюдение за свободной игрой детей.
Обработка данных: заполняется диагностическая карта на основе следующих показателей.
Распределение ролей:
- отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом белый халат - врач, взял поварешку - повар);
- распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.;
- самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю;
- самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
Основное содержание игры:
- действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку - куклу, неважно, как и чем);
- действие с предметом в соответствии с реальностью;
- выполнение действий, определяемых ролью; (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить);
- выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
Ролевое поведение:
- роль определяется игровыми действиями, не называется;
- роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий;
- роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка;
- ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
Игровые действия:
- игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например кормление);
- расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы;
- игровые действия многообразны, логичны;
- игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
Использование атрибутики и предметов-заместителей:
- использование атрибутики при подсказке взрослого, самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.);
- широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени;
- использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости их изготовление;
- использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
Использование ролевой речи:
- отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени;
- наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свое имя;
- наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение;
- развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребе «Ты кто?», называет свою роль.
Выполнение правил:
- отсутствие правил;
- правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают;
- правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации;
- соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
В примечании фиксируют особенности игровой деятельности: предпочитаемые сюжеты, роли, игровое поведение, увлеченность игрой, преобладающие эмоции. Делают вывод о сформированности структуры сюжетно-ролевой игры и индивидуальных особенностях игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика исследования гендерных предпочтений и ценностных ориентаций старших дошкольников, которая представляет собой опросник, позволяющий выяснить полоролевые предпочтения старших дошкольников в раз...
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Методика организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Методика организации игровой деятельности в каждой возрастной группе имеет свои особенности....
Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики
laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...
Методика планирования игровой деятельности на тему: «Семья» во второй младшей группе.
Методика планирования игровой деятельности на тему: «Семья» во второй младшей группе....
Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.
Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.Для изучения игровой деятельности и специфики её влияния на развитие сенсорных эталонов детей дошкольн...