МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
учебно-методический материал на тему

Розанова Надежда Александровна

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_izucheniya_igrovoy_deyatelnosti.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)

Цель: изучение сформированности структуры сюжетно-ролевой игры.

Процедура: проводится наблюдение за свободной игрой детей.

Обработка данных: заполняется диагностическая карта на основе следующих показателей.

Распределение ролей:

 - отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом белый халат - врач, взял поварешку - повар);

- распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.;

- самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю;

- самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

Основное содержание игры:

- действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку - куклу, неважно, как и чем);

- действие с предметом в соответствии с реальностью;

- выполнение действий, определяемых ролью; (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить);

- выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

Ролевое поведение:

- роль определяется игровыми действиями, не называется;

- роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий;

- роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка;

- ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

Игровые действия:

- игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например кормление);

- расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы;

- игровые действия многообразны, логичны;

- игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

Использование атрибутики и предметов-заместителей: 

- использование атрибутики при подсказке взрослого, самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.);

- широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени;

- использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости их изготовление;

- использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

Использование ролевой речи:

- отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени;

- наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свое имя;

- наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение;

- развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребе «Ты кто?», называет свою роль.

 

Выполнение правил:

- отсутствие правил;

- правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают;

- правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации;

- соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

В примечании фиксируют особенности игровой деятельности: предпочитаемые сюжеты, роли, игровое поведение, увлеченность игрой, преобладающие эмоции. Делают вывод о сформированности структуры сюжетно-ролевой игры и индивидуальных особенностях игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика исследования гендерных предпочтений и ценностных ориентаций старших дошкольников, которая представляет собой опросник, позволяющий выяснить полоролевые предпочтения старших дошкольников в раз...

Методика организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методика организации игровой деятельности в каждой возрастной группе имеет свои особенности....

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...

Методика планирования игровой деятельности на тему: «Семья» во второй младшей группе.

Методика планирования игровой деятельности на тему: «Семья» во второй младшей группе....

Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.

Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.Для изучения игровой деятельности и специфики её влияния на развитие сенсорных эталонов детей дошкольн...