Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста материалы использованы из моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой [ ] «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.
- методика №1 «Классификация понятий»,
- методика № 2 «Подбор антонимов»
- методика №3 «Подбор синонимов»,
- методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»
- методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»
Методика №1. «Классификация понятий».
Цель: изучить классификацию семантически близких предметов.
Материал для исследования: 12 картинок с изображением диких – домашних животных, птиц, насекомых: 1 группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова, 2 группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.
Инструкция: разложи картинки на 2 группы и назови их.
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность обобщения каждой группы: дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые.
Критерии оценки (для всех методик):
4 балла – все задания выполнены правильно
3 балла – задания выполнены в пределах 75 %
2 балла – задания выполнены в пределах 50 %
1 балл – задания выполнены в пределах 25%
0 баллов – задания не выполнены.
Методика № 2. «Подбор антонимов»
Цель: Исследовать называние слов с противоположным значением (существительных, прилагательных, глаголов)
Материал для исследования: слова с противоположным значением утро, горе, шум, холодный, тонкий, трусливый, говорить, поднимать, любить.
Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь наоборот, например, день - ночь». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов с противоположным значением: «+» — если подобранное слово является антонимом заданному. «-»— не соответствует
Методика №3 «Подбор синонимов к словам»
Цель: Исследовать актуализацию слов – синонимов.
Материал для исследования: слова различных частей речи: здание, парк, улица, боец, доктор, глядеть, шагать, огромный, радостный, торопится.
Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению, по смыслу. Всего предъявляют 10 слов.
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность называния слов синонимов: «+» — если подобранное слово является синонимом к заданному. «-»—не соответствуют семантическому полю.
Методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»
Материал для исследования: пары слов и общий вопрос.
Фрукты – овощи (какие?)
Кошка - собака (что делают?)
Дождь и снег (что делают?)
Сидит – стоит (кто?)
Льется - журчит (что?)
Шумит – дует (что?)
Светит – греет (что?) Одевается – обувается (кто?)
Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, дерево и цветок что делают? – растут»
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность актуализации слова: «+» — если подобранное слово подходит смыслу, «-»— не соответствует.
Методика №5 «Дополнение последнего слова в предложении»
Цель: Исследовать возможность логичного продолжения предложений
Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения
Из крана льется…
Солнце светит…
Лимон желтый, а помидор….
Фрукты моют, а белье…
Яйцо овальное, а шар….
Кофта шерстяная, а шуба…
Молоко жидкое, а сметана….
Лимон кислый, а мед….
Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение»
Оценка результатов: В протоколе отмечается правильность дополнения предложения: «+» — если подобранное слово подходит смыслу «-»— не соответствует.
Оценка результатов диагностики:
После выполнения всех 5 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка, определяется уровень развития лексики детей с дизартрией.
4 балла – Высокий уровень, условная норма лексического развития.
3 балла - Средний уровень лексического развития.
2 балла – Уровень лексического развития ниже среднего
1 балл – Низкий уровень лексического развития
0 баллов – Очень низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.
Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология логопедического (лицевого) массажа. В конспе...
Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр
Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...
Статья: "Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Данная статья посвящена проблемам развития фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...
Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР
В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...
Особенности фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо-произносительная дифференциация звуков речи.Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у дете...
Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию....
Развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
В статье подробно описаны специальные упражнения, направленные на развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры, которые способствуют эффективности логопедической работы по пре...