Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Бойко Марина Владимировна

В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста  материалы использованы из  моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика экспериментального исследования словаря  детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Изучение особенностей лексической стороны речи  у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой [ ]  «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.

  • методика №1 «Классификация понятий»,
  • методика № 2 «Подбор антонимов»
  • методика №3 «Подбор синонимов»,
  • методика № 4  «Добавление одного общего слова к двум словам»
  • методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»

Методика №1. «Классификация понятий».

Цель: изучить  классификацию  семантически близких предметов.

Материал для исследования:  12 картинок с изображением   диких – домашних животных, птиц, насекомых: 1 группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова, 2 группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.

Инструкция: разложи картинки на 2 группы и назови их.

Оценка результатов:   В протоколе отмечается правильность обобщения каждой группы:  дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые.

Критерии оценки (для всех методик):

4 балла – все задания выполнены правильно

3 балла – задания выполнены в пределах 75 %

2 балла – задания выполнены в пределах 50 %

1 балл – задания выполнены в пределах 25%

0 баллов – задания не выполнены.

Методика № 2. «Подбор антонимов»

Цель: Исследовать называние слов с противоположным значением (существительных, прилагательных, глаголов)

Материал для исследования: слова с противоположным значением  утро, горе,  шум,  холодный,  тонкий, трусливый,  говорить, поднимать,  любить.

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь наоборот, например, день - ночь».  Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.

Оценка результатов:  В протоколе отмечается правильность  называния слов с противоположным значением:  «+» — если подобранное слово является антонимом заданному. «-»— не соответствует

Методика №3  «Подбор синонимов к словам»

Цель: Исследовать актуализацию слов – синонимов.

Материал для исследования: слова  различных частей речи: здание, парк, улица, боец, доктор, глядеть, шагать, огромный, радостный, торопится.

Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом».  Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению, по смыслу. Всего предъявляют 10 слов.

Оценка результатов:  В протоколе отмечается правильность  называния слов синонимов:  «+» — если подобранное слово является синонимом к заданному. «-»—не соответствуют семантическому полю.

Методика № 4  «Добавление одного общего слова к двум словам»

Материал для исследования: пары слов и общий вопрос.

Фрукты – овощи (какие?)

Кошка - собака (что делают?)

Дождь и снег (что делают?)

Сидит – стоит (кто?)

Льется  - журчит (что?)

Шумит – дует (что?)

Светит – греет (что?)   Одевается – обувается (кто?)

Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, дерево и цветок что делают? – растут»

Оценка результатов:  В протоколе отмечается правильность   актуализации слова:  «+» — если подобранное слово  подходит  смыслу,  «-»— не соответствует.

Методика №5  «Дополнение последнего слова в предложении»

Цель: Исследовать  возможность логичного продолжения предложений

Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения

Из крана льется…

Солнце светит…

Лимон желтый, а помидор….

Фрукты моют, а белье…

Яйцо овальное, а шар….

Кофта шерстяная, а  шуба…

Молоко жидкое, а сметана….

Лимон кислый, а мед….

Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение»

Оценка результатов:  В протоколе отмечается правильность  дополнения предложения:  «+» — если подобранное слово  подходит  смыслу «-»— не соответствует.

Оценка результатов диагностики:

После выполнения всех 5  заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка, определяется уровень развития лексики детей с дизартрией.

4 балла – Высокий уровень, условная норма лексического развития.

3 балла   - Средний уровень  лексического развития.

2 балла – Уровень лексического развития ниже среднего

1 балл –    Низкий уровень лексического развития

0 баллов – Очень низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...

Статья: "Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Данная статья посвящена проблемам развития фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР

В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...

Особенности фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо-произносительная дифференциация звуков речи.Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у дете...

Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию....

Развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

В статье подробно описаны специальные упражнения, направленные на  развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры, которые способствуют эффективности логопедической  работы по пре...