Конспект занятия "Путешествие в страну сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область "Развитие речи"
Тема: «Путешествие в страну сказок».
Возрастная группа 2 младшая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_2_ml.docx | 654.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г.Сорочинска
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область "Развитие речи"
Тема: «Путешествие в страну сказок».
Возрастная группа 2 младшая
Подготовила: Фролова В.П.
Воспитатель 1 квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3-4 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 5-7 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7-8 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 8 |
III. | Список литературы | 9 |
IV | Приложения | 10 |
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи дошкольников .
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в страну сказок». | |
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие: повышение уровня развития связной речи | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая (Сюрпризный момент – Книга со сказками; дидактическое упражнение - «Разрезные картинки», «Один много»). Коммуникативная (Свободное общение по теме ОД) Музыкальная (Музыкальная игра «Лиса и зайцы») Двигательная (Игры-имитации изображения поезда). | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: - разъяснение (работа по мнемотаблице), - беседа (обобщение опыта: по сказке репка: кто за кем стоит), Обращение к опыту детей (вспомнить песенку колобка) Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: - приучение (соблюдение правила поездки в поезде), - упражнение (называют слова в ед. ч. и мн.ч), - просьба: (дополнять рассказы товарищей). Методы стимулирования и мотивации деятельности: - наглядность (мнемотаблицы, иллюстрации из сказок; - проблемные ( необходимо помочь сказкам) - занимательные и игровые ситуации ( Игра «Один –много», «Лиса и зайцы»); - ситуации успеха( похвалить всех детей; поощрение детей сладким сюрпризом); - аналогии (составление самостоятельного рассказа по аналогии). | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса «Много-один»). Моделирование рассказа по мнемотаблице. Культурные практики: умение вести себя в общественном транспорте Словесные: уточняющие вопросы к детям( одна- мышка, много- мышат; ) Наглядные: организация остановок возле сказок; мнемотаблицы(по сказке «Курочка ряба») | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное: формирование правил поведения в общественном транспорте (поезде); взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе путешествия по сказкам. Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека. Формирование элементарных математических навыков: один – много. Художественно-эстетическое развитие: эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, выполнение движения подражания согласно музыкальному оформлению. Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений. | |
6. | Возрастная группа | Младший дошкольный возраст (3-4 года) | |
7. | Цель | Формирование умения детей пересказывать сказку, используя мнемотаблицы. | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | Формировать умение отвечать на вопросы и рассказывать по мнемотаблицам | Сформирован грамматический строй речи, могут самостоятельно пересказать сказку «Курочка ряба», используя мнемотаблицы Сформирована диалогическая речь, отвечают на вопросы воспитателя. | |
8.2 | Формировать умение называть животных в единственном и множественном числе. | Сформировано умение называть множественное число в именительном и родительном падеже. | |
8.3 | Активизировать словарь детей ( берлога, дупло, нора) | Активизация пассивного и активного словаря детей новыми словами | |
8.4 | Развивать внимание, память, воображение; умение действовать по заданию, сравнивать и обобщать; | Развивать произносительные навыки, интонационную выразительность речи, ритмичность движений. Развивать умение составлять связное высказывание. Развивать мелкую моторику. | |
8.5 | Воспитывать у детей доброе отношение к сказкам , эмоциональную отзывчивость. | Дети умеют слушать друг друга, не перебивая. Проявляют интерес и любовь к народным сказкам. | |
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения Составление рассказа о диких животных | Способы преодоления Использование мнемотаблиц (логика построения рассказа) | ||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом, разрезные картинки, книга с белыми страницами, книга с иллюстрациями сказок. Музыка: фонограммы «запись песенки «Паровоз», к игре «Лиса и зайцы» | |
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Рассматривание картинок с изображение русских народных сказок, прослушивание аудио записей русских народных сказок, разрезные картинки по сказкам. |
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ | |||
1 | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Воспитатель узнает у детей, любят ли они сказки. Хотят прочитать сказки.
| Дети сидят полукругом. |
1.2 | Мотивация детской деятельности | Сказки пропали со страниц книги, необходимо их вернуть. | |
1.3 | Целеполагание (принимают цель педагога) | Нужно отправится в волшебную страну где живут сказки, что бы и помочь их героям. | |
2 | Основная часть: | Отправиться в путешествие по сказкам на паровозе. Останавливаются на каждом пути, где встречаются сказки, угадывают их и помают героям сказок. | |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Музыкальная игра «Лиса и зайцы». Пальчиковая игра «Теремок». | |
2.2 | Добывание (сообщение и принятие) нового знания | Умение пересказывать сказку с использованием мнемотаблиц. Обогатился словарь детей за счет названия животных ,дидактическая игра «Большой маленький». | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Дидактическая игра «Разрезные картинки», поют песенку колобка., расставляют героев сказки «Репка» в правильном порядке. | |
3 | В итоге дети возвращаются на паровозике в детский сад. | ||
3.1 | Дети – помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И все сказки вернулись в книгу. |
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Художественно-творческая деятельность | Выставка рисунков по трафарету «Дикие животные» (герои русских народных сказок) | В детском саду |
1.2 | Чтение художественной литературы | Чтение русских народных сказок «Зимовье», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» | В детском саду В семье |
1.3 | Игровая деятельность | Дидактическая игра «Один-много», «Кто живет в лесу?». | В детском саду и в семье |
1.4 | Двигательная деятельность | Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривание иллюстраций к сказкам. | В детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Создание книжек-малышек «Наши любимые сказки». | Смастерить книжку-малышку семье, внесение их в библиотечку – в детском саду |
2.3. | Работа по мнемотаблицам | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | В детском саду |
Приложение | ||
Части НОД | Содержание | Области |
1. Вводная часть. Создание мотива для детской деятельности. | Воспитатель вносит книгу со сказками. - Ребята, вы любите сказки? - Очень любим. -Давайте почитаем сказки.(открывает книгу, а там чистые, белые страницы.) Вот ребятки посмотрите сказки пропали с нашей книги. Здесь осталась одна запись, что героям сказок нужна наша помощь. Давайте отправимся их искать. - Сказки живут в волшебной стране – за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать. - Сможем. Героям из сказок нужна наша помощь. | Коммуникация |
2.Основная часть. Музыкальная пауза. Помогаем собирать листочки. | Давайте поедем и попробуем помочь. Едем в гости к сказкам. А поедем, на поезде. Во время поездки нельзя шуметь, выходить из поезда пока он не остановиться. Садимся в веселый поезд. - Набирает поезд ход, Машинист глядит вперед. Держимся мы друг за друга И никто не отстает. Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе Поезд останавливается на сказке «Колобок». - Не лежалось на окошке Покатился по дорожке… . - Кто покатился по дорожке? (Колобок) - Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка) - Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису) - От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы) - Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса) - Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок. Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка -Хотите поиграть с героями сказки Музыкальная игра «Лиса и зайцы».
На лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки – побегайки. Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот такие зайки, Зайки – побегайки. Вдруг бежит лисица, Рыжая сестрица. Ищет где же зайки, Зайки - побегайки . -А теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку. Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у. Дети повторяют за воспитателем. -Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка? В этом домике живет Очень маленький народ: Мышка, лягушка, зайчонок, лиса, Серый волчонок – вот чудеса! Только Мишка им помог Развалил их … (Теремок.) - Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (-Мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок и большой медведь) - А кто же сломал теремок? (Медведь) - Правильно, ребята, сломал медведь. Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем) Тук да тук молотком Кулачком стучат по кулачку Мы построим новый дом Дом высокий Руки вверх вытянуть. Дом с окном Руки вместе и развести в стороны. С острой крышей и трубой. Руки ввиде крыши. В доме мы живем с тобой Обнимаемся. А что б мишка больше не сломал теремок и при входе в него становился маленьким, поиграем в игру «Большой – маленький». - А теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку. Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед. Двигаются, выполняя полу присед. - Посмотрите, что это? (Это репка) - Правильно, мы попали в сказку «Репка». Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить. - Кто посадил репку? (Дед) - Кого позвал Дед? (Бабку) - Кого позвала Бабка? (Внучку) - Кого позвала Внучка? (Жучка) - Кого позвала Жучка? (Кошку) - Кого позвала Кошка? (Мышку) Дети расставляют героев сказки по порядку. -Вот теперь все хорошо. - Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам) - Садимся в поезд и едем дальше. Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». (Повторяют слова за воспитателем) . - А что бы узнать кто же в этом домике живёт, нужно собрать разрезную картинку. Ребята посмотрите у нас получились курочка, Дед, Баба, мышка. - Какая это сказка? («Курочка Ряба») А давайте вместе расскажем сказку « Курочка Ряба». Посмотрите на картинки, они помогут нам в пересказе сказки. Дети: Жили- были дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко да не простое, а золотое. Баба била- била не разбила, дед бил-бил не разбил. Мышка прибежала хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед и баба. А курочка им говорит: « Не плачь, баба, не плачь, деда, я вам снесу яичко не золото, а простое. Воспитатель: Вот какие молодцы у меня ребятки. Хорошо знают сказки. | Игровая, коммуникативная, Музыкально-художественная. |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов НОД. | - А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух». Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу. - Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось) - В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») - Какое у вас было настроение? (Радостное,веселое).Давайте посмотрим нашу книгу, вернулись ли сказки обратно. (воспитатель показывает книгу с иллюстрациями сказок.) - Вы молодцы. Очень добрые дети – помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И поэтому все сказки вернулись обратно. |
Длительность НОД: 15 минут.
Список литературы
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.:Просвещение, 1969. -214с.
- Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.:Знание, 1998.-94с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- ФГОС "Развитие речи в детском саду"Для детей 3-4 лет. издательство "МОЗАЙКА - СИНТЕЗ" 2014г.
- Развитие речи в детском саду В. В. Гербова (Москва "МОЗАЙКА - СИНТЕЗ" 2006г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Путешествие в страну сказок»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Путешествие в страну сказок»...
конспект "Путешествие в страну сказок" 16.06.2014 год
Развитие речи детей через театрализованную деятельность....
Конспект занятия "В стране сказок"
Данный материал является итоговым занятием в разделе Знакомство с русскими народными сказками....
Конспект "Путешествие в страну сказок"
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок"...
Конспект ООД «В стране сказок» (подготовительная группа). Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам.Задачи:1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, чтению загадок.2. Развивать мышление, память, в...
конспект "путешествие в страну сказок"
конспект...
Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок» в подготовительной к школе группе
Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок»в подготовительной к школе группе №2 «Звездочка»Плеханова Анастасия Раймондовна, воспитатель МБДОУ ДС №45 «Росинка»Дата проведения: 31 марта 2...