Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
методическая разработка по развитию речи
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_vospitatelya.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя
«Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
Путь подражания - самый лёгкий;
Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.
Конфуций.
Проблема нарушения речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Метод проектов использовала в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Я провела обследование детей 3-4лет, используя методику обследования Ушаковой О.С. Анализ результатов показал, что низкий уровень речевого развития у 28,6% воспитанников; средний уровень у 57,1% , а высокий уровень у 14,3% детей. Дети испытывали затруднения при употреблении слов-обобщений, слов, обозначающих действия и при использовании определений
Предлагала детям различные игры и упражнения на формирование умений:
1. Использование в речи обобщающих слов - Д/и: «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», «Что лишнее и почему?».
2.Использование в речи слов, обозначающих действия - Д/игры: «Узнай животное по действиям»,«Что делает кошка?», «Отгадай, кто это?».
3.Использование в речи определений -Д/игры: «Найди и назови», «Подбери посуду для куклы», «Назови какой». В течение учебного года разработала и внедрила педагогические мини- проекты «Овощи»,«Повар», «Моя любимая игрушка». В летнее время работала над проектом «Хочу все знать о летних видах спорта»,который я оформила в презентацию. Проводила работу с родителями: родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника»
В мае провела повторное обследование детей средней группы, используя ту же методику, что и в начале года. Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Использование слов обобщений пришло к норме;
Уменьшился низкий уровень при использовании слов-действий на 12,5%; увеличился высокий на 49,9%;
Увеличился высокий уровень при использовании слов-определений на 18,7%;
Уменьшился низкий уровень при использовании слов-наречий на 25% .
С сентября продолжила работу с детьми. В начале учебного года провела обследование дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.
Анализ результатов показал, что у некоторых детей еще вызывает затруднение использование в речи наречий, синонимов, а также подбор слов с противоположным значением (антонимов).
Для формирования словаря синонимов и антонимов, грамотного использования наречий я начала предлагать детям следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др.
С сентября работали с детьми над педагогическими проектами «Мамочка, солнышко мое»,«Они сражались за Родину». В течение года для родителей подготовила несколько консультация, которые разместила на сайте образовательного учреждения:«Речевые игры в развитии детей», «Роль семьи в развитии речи ребенка»,«Речевые игры по дороге домой для детей старшего дошкольного возраста».
В мае провела повторное обследование детей старшей группы, используя ту же методику, что и в начале года.
Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Появился высокий уровень при использовании слов-наречий на 12,5% высокий уровень при использовании слов –антонимов на 12,5%
высокий уровень при использовании слов-синонимов12,5%.
В подготовительной к школе группе продолжала работу по данному направлению, усложняла виды заданий; активизировала имеющийся словарь; использовала игры с усложнением, провела родительское собрание «Играя, развиваем речь!».
В подготовительной группе был разработаны и реализованы краткосрочные проекты: «Какого цвета осень»; «Здравствуй, сказка»; «Волшебные пуговки»; «Мир часов».
Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. В ходе работы была собрана картотека дидактических игр и игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. В мае провела заключительное обследование детей подготовительной группы.
Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:
Увеличился высокий уровеньпри использование слов обобщений на 84,5%; при использование в речи слов, обозначающих действия на 87,5%; при использование слов-определений на74,5%; высокий уровень при использовании слов-наречий на 48%; при использовании слов –антонимов на 64,5%; при использовании слов-синонимов на 25%.
Таким образом, в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас. Речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством в развитии речевой активности и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.
У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....
"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...
Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Из опыта работы Проектный метод в решении задачи ознакомления дошкольников с культурой народов мира...
Педагогическое сопровождение воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Актуальной задачей в настоящее время является в...
Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....
Мастер-класс " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Для педагогов...
Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....