Педагогическое сопровождение воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
статья на тему
Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников культуры поведения.
Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников культуры поведения.
Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
Педагоги находятся на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры поведения у дошкольников. Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод проекта.
Цель: повышение уровня культуры поведения в проектной деятельности детей дошкольного возраста и формирование навыков культуры поведения.
Структура культуры поведения
Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива.
Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:
культура общения,
культура деятельности,
культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура поведения проявляется в вежливости, и деликатности, во внешних манерах и культуре общения, в предупредительности, тактичности. Если от детей требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно в какой-то мере влияют и на их внутренний мир. Тем более если мы прививаем им внутреннюю культуру, то обязаны научить их и внешним формам ее выражения, которые даже тогда, когда они еще не совсем осмыслены малышами, все же дисциплинируют, подтягивают, обязывают к сдержанности.
а) Культура общения.
В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата (М.И. Лисина)
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей с дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон.
Один из аспектов этого широкого вопроса –воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками составляет основу культуры поведения:
1 Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
2 Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
3 Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
4 Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
5 Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Немаловажным фактором развития детских отношений являются добрые слова и пожелания. Часто дети проявляют отрицательные эмоции, используют грубые слова и выражения. Задача состоит в том, чтобы помочь ребенку видеть положительные качества и достоинства других детей.
Закрепив основу бережного отношения детей друг к другу, переходила к седьмому этапу формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. На этом этапе включала игры, направленные на развитие совместной деятельности: «Рукавички»; «Закончи рисунки»; «Общая картина». В совместной деятельности дети борются не за собственный успех, а за успех каждого из играющих.
b) Культура деятельности.
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам .
Важно научить ребенка культуре поведения в общественных местах: как вести себя во время экскурсий, в кино или театре, в кафе, в транспорте или библиотеке.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Культура деятельности - важнейший компонент культуры поведения:
Умения и навыки детей дошкольного возраста:
1. Бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам, природе;
2. Подготовка рабочего места (к играм, занятиям, труду);
3. Планирование времени и доведение начатого до конца;
4. Приведение в порядок рабочего места после занятий (убирать игрушки после игры);
5. Мытье руки после трудовых поручений (вынос мусора, уборка пыли и т. д.);
6. организация дел по интересам (воспитание привычки «быть занятым»).
Знакомить детей с нормами поведения – это не значит постоянно читать им нотации. Показ и разъяснение не должны превращаться в нудное натаскивание, а совершаться в обычных, естественных условиях, вытекающих из жизненных ситуаций.
Воспитание культуры внешнего вида связано с формированием культурно-гигиенических навыков. В чем же состоит связь культуры и гигиены? Детям двух, трех лет прививают навыки личной гигиены: мыть руки перед едой и после любого загрязнения, воспитывая потребность в чистоте; пользоваться носовым платком, салфеткой. Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей.
c) Культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.
Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения:
1. Самостоятельно мыть руки (с мылом) перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.;
2. Насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта;
3. Следить, чтобы все вещи содержались в чистоте;
4. Быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Следует помнить также, что у ребенка очень рано, уже на первом -втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности, при неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки (сосание пальцев, отказ умываться, пользоваться горшком, засыпать только при укачивании, брать пищу руками из тарелки, крошить хлеб, кричать и падать на пол, требуя желаемого, и др.).
Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Дети за столом. И вновь находятся они рядом со сверстниками. И здесь так же существует тесная связь между навыками приема пищи и навыками культуры поведения среди людей. Надо приучать детей пользоваться столовыми приборами, есть бесшумно, брать пищи понемногу и тщательно прожевывать ее, правильно сидеть, немного наклоняться над тарелкой, чтобы не испачкать костюм, не болтать ногами, при необходимости обращаться к взрослому, вполголоса.
Воспитание культуры внешнего вида связано с формированием культурно-гигиенических навыков. В чем же состоит связь культуры и гигиены? Детям двух, трех лет прививают навыки личной гигиены: мыть руки перед едой и после любого загрязнения, воспитывая потребность в чистоте; пользоваться носовым платком, салфеткой. Это как бы одна сторона воспитания. Но в процессе формирования таких навыков воспитывается культура внешнего вида, потребность в чистоте, аккуратности, опрятности.
Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т.д. — предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности.
Выбирая способы влияния на детей, педагог учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию, накопленный опыт. В одном случае можно мягко, но тоном, не допускающим возражения, сказать: «Так не обращаются к старшим! ». В другом – сделать замечание, например: «Разве так можно? А если бы с тобой так обошлись, тебе было бы приятно? » В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя некрасиво, мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел? Почему ты так думаешь? » Главное, чтобы каждое замечание было тактичным, будило совесть ребенка.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.
В дошкольном возрасте формирование культурных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. У детей необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.
Слово «проект» имеет несколько значений, и почти все они имеют отношение к педагогике.
Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа.
Во-вторых, проект понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединённых одной программой, или организационную форму целенаправленной деятельности. Работу специалистов в таких проектах не называют проектированием. В этом смысле в обучении применяется термин «проект», как форма исследовательской деятельности обучающихся. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных международных проектов – это Интернет.
В-третьих, проект – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.
Всё больше детских садов начинают внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути – учитывать возрастные особенности детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в ДОУ.
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;
- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;
- творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к социальной действительности.
Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».
Этапы реализации проекта
1 этап Организационный | Изучение литературы по теме: «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста». Сбор информации. Изготовление пособий, накопление материала. Подбор элементов украшений для сервировки. Подбор различных схем складывания салфеток, сервировки столов. Подбор и создание фотоальбомов по теме. Пополнение методической копилки. Пополнение детской библиотеки. |
2 этап Диагностический | Выявление начальных знаний детей об культуре поведения. Выявление навыков и умений детей по данному вопросу. Анкетирование родителей. |
3 этап Практический | Создание «Центра этикета». Изготовление различных картотек. Сотрудничество с семьей (ознакомление с нормами и правилами поведения; совместное проведение праздников, занятий, открытых мероприятий; подготовка пособий) Проведение сюжетно-ролевых игр. Обсуждение игровых ситуаций и нравственных бесед. Театрализация и игры драматизации. Семейное чаепитие. Проведение конкурсов, викторин. |
4 этап Обобщающий | Исследование результатов практической деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »
Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...
Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.
Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт...
"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...
Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Из опыта работы Проектный метод в решении задачи ознакомления дошкольников с культурой народов мира...
Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»
Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, п...
Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»
Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.Сегодня мы поговор...