Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Из опыта работы
Проектный метод в решении задачи
ознакомления дошкольников с культурой народов мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданской принадлежности,
патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Из опыта работы
Проектный метод в решении задачи
ознакомления дошкольников с культурой народов мира
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, формируется гражданская принадлежность, развивается познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Одна из главных проблем современного общества – многонациональность. Характерно это явление как для Москвы, так и для нашего дошкольного учреждения. Посмотрим на наших воспитанников: детский сад посещают дети разных национальностей - чеченцы, вьетнамцы, дагестанцы, кубинцы, татары, башкиры, осетины, перуанец. Как объединить таких разных по обычаям, традициям, культуре людей, детей? Такая ситуация поставила нас перед необходимостью организации углубленной целенаправленной работы по вопросам социально-нравственного воспитания дошкольников. Наиболее доступным материалом, на наш взгляд, является знакомство с культурой народов мира.
Кукую форму работы выбрать?
Мы понимали, что успех нашей работы будет зависеть от ряда компонентов, которые представлены на следующем слайде:
- профессиональной компетентности педагогов,
- тесного сотрудничества с родителями,
- организации работы с детьми.
Одним из инновационных методов, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей, но и создание единого образовательного пространства, является метод проектной деятельности.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. В России идеи проектного метода появились одновременно с разработкой американских педагогов. Группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого использовали проектный метод на практике.
Эта форма работы стала главной в решении задачи знакомства с культурой народов мира.
Наш первый проект – «России необъятные просторы»
В ходе которого, нами подробно были изучены Северная Осетия – Алания и Дагестан. Работа, проведенная педагогическим коллективом в рамках проекта «России необъятные просторы», позволила объединить родителей наших воспитанников, педагогам расширить свои представления о России, о людях, проживающих на территории России, и в доступной форме донести этот материал детям. Работа над проектом увлекла всех участников, и было принято решение не останавливаться на достигнутом, и началась огромная работа над проектом «Россия – Родина моя».
Цель данного проекта являлась обобщение знаний детей о республиках России, с которыми они знакомились на протяжении всего учебного года. В процессе проекта проводилась обширная работа с детьми в различных видах деятельности, прослеживалась интеграция всех образовательных областей.
Нами были изучены символика, национальные обычаи, устное народное творчество, литературные и музыкальные произведения, предметы быта, особенности климатических условий, элементарные географические сведения, сведения о животном и растительном мире такие субъектов Российской Федерации как: Саха (Якутия), Чечня, Карелия. Обобщение и презентация собранного изученного материал, с помощью наших родителей, мы оформили в буклеты. А итог работы над проектом состоялся в условиях педагогической гостиной, где мы отчетливо осознали, что патриотическое воспитание является результатом длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Включенность всего педагогического коллектива, детей и родителей вызвали неподдельный познавательный интерес у детей и взрослых, способствовали продолжению работы.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Необходимо показать и рассказать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории его родного города.
Это и стало содержанием долгосрочного, творчески-поискового, группового проекта «Москва – сердце нашей Родины!», над которым в настоящее время продолжает трудиться наш педагогический коллектив.
Целью проекта стало накопление у дошкольников знаний о родном городе, развитие чувства гордости за родной город, желание сохранить его чистым и красивым. Проживая в городе Москве, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. Почему?
- Прежде всего, это удаленность от центра;
- Во-вторых, загруженность транспортом основных магистралей;
- В-третьих, слабая подготовленность экскурсоводов для детей дошкольного возраста;
- А еще: быстрая сменяемость событий в городе, за которой, порой, даже взрослым некогда уследить.
Между тем ребенок именно в дошкольном детстве должен обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат ему чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье. Реализуя данный проект, воспитатели и родители знакомили детей с историей возникновения Москвы, с происхождением названий улиц, расширяли знания о достопримечательностях Москвы, ее памятных местах, знакомили с памятниками архитектуры, площадями и улицами, а также творчеством московских поэтов и художников.
Педагогическое решение этой проблемы мы нашли в том, что помогаем ребенку соприкоснуться с духовными и культурными традициями через былину, сказку, музыку, игру и художественно-продуктивную деятельность, тем самым обеспечивая основу для воспитания у дошкольников патриотических чувств – гордости за свой родной город. Это не пассивная деятельность, дети принимают посильно участие в преображении своего родного города: украшают цветами участок, поддерживают порядок на участке детского сада, чествуют ветеранов...
Замечательные стихи Г. Горбовского убеждают нас в правильности выбранных методов работы.
Ночь морозная. Иней укутал траву.
Пыль веков на державном граните.
Заклинаю в ночи: берегите Москву!
Храм истории нашей храните.
Долговязые краны над старой Москвой.
На холмах что ни день, то обнова.
Берегите Москву, каждый камень живой,
каждый выступ лица дорогого.
Я давно уже истиной этой живу.
И какая б над миром ни шлялась погода,
я друзьям говорю: "Берегите Москву.
Это главная наша забота".
За грядою домов начинает светать.
Белый пар над прохожими вьется...
Берегите Москву. Ей стоять и стоять.
Мы проходим... Она - остается. Г. Горбовский
Мы продолжаем работу над заявленным проектом, знакомя детей с достопримечательностями родного города, рассчитывая на приобретение ими знаний об истории города, символике, достопримечательностях, именах тех, кто основал и прославил город.
Центром интересов взрослых и детей стала самая главная выставка России – ВВЦ, являющаяся также и архитектурным памятником. Педагогами была проведена непосредственно образовательная деятельность по знакомству с ВВЦ в разных образовательных областях: дети знакомились с историей возникновения, рисовали, конструировали запомнившиеся им достопримечательности выставки.
Всё это способствовало возникновению естественного интереса у дошкольников и их родителей к всероссийскому выставочному центру, который они посетили самостоятельно, выполняя творчески-поисковые задания, и отразили свои впечатления в продуктивной деятельности. Активное участие родителей в проекте помогло организовать конкурс «Самое интересное место на ВВЦ». Нами проведен мастер - класса в рамках Фестиваля педагогических идей "Интеграция содержания видов детской деятельности в понимании ребенком социальных явлений" на тему "По достопримечательным местам столицы России", с интеграцией ЛЕГО технологий.
Продолжение нашего проекта стало участие в Московском городском Фестивале конструирования «Москва вчера, сегодня и завтра», где семейная команда представила свой проект «Детский парк в центре столицы «Росинка» в Зарядье», на месте снесенной гостиницы Россия.
Творческий проект «Росинка» является великолепным средством для познавательного развития дошкольников с 4 до 7 лет, обеспечивающий интеграцию различных видов деятельности: область «Социализация», «Познание», «Безопасность», «Коммуникация». Является средством формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств.
На достигнутом, мы не останавливаемся, нами готовится к выпуску фильм о воспитании любви к родному городу дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ
статья. обобщение опыта работы...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности
В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...
Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»
Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» предоставляет возможность совершенс...
Формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию...
"Формирование представлений о нравственно-патриотических ценностях у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Цель: воспитание любви к Отечеству, формирование ответственного отношения к окружающей природе и людям, становление устойчивой связи поколений....
Выступление на педсовете «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» на тему: «Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника»
Выступление на педсовете...
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....