"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
проект (старшая группа) на тему
1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста
2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_poznavatelnyh_interesov_u_detey.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Кафедра дошкольного образования
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Творческая разработка
Выполнил:
Чалышева Татьяна Сергеевна
слушатель КПК № 31-8
Проверил:
Федорцева Марина Борисовна,
заведующий кафедрой
дошкольного образования
Новокузнецк
2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
- Особенности развития познавательных интересов у детей
дошкольного возраста…………………………………………………….4
- Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников …………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………..13
Список использованных источников……………………………………....14
Приложение……………………………………………………………….…15
Введение
Проблема формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста актуальна в условиях современного мира. В соответствии с требованиями ФГОС ДО познавательное развитие должно способствовать подготовке ребёнка к обучению в школе. Поэтому формирование познавательного интереса является необходимым условием. Современные тенденции и стремительные перемены в жизни общества приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их ровесники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянная забота современного педагога – выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одно из таких средств – применение проектной деятельности в образовании.
Метод проектов – одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание. ак что же такое метод проектов? Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна разрешиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цель работы: Выявить возможности формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Задачи: Изучить познавательный интерес, его этапы развития. Так же выявить психологические основы становления и характеристики уровней познавательного интереса в дошкольном возрасте. Изложить рекомендации для педагогов в области дошкольного образования. Анализировать использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников. Уделить внимание истории проектной деятельности. Разобрать типы, виды и методы проектирования в работе с дошкольниками.
1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И.П.Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка наблюдается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме внимательности к восприятию различных впечатлений из внешней среды. В возрасте 5-6 мес. наблюдаются новые формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск потерянных игрушек) эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на раздражение.
Степень развития познавательного интереса дошкольника зависит от близости содержания исследуемой проблемы ребенку и его опыта (социального и познавательного).
Актуальность проблемы изучения развития познавательных интересов у дошкольников: -дошкольный возраст обладает повышенными возможностями по силе остроты восприятия, яркости воображения в развитии познавательного интереса; увеличение объема информации и необходимость переосмысления значения знаний и пересмотр концептуальных целей в проблеме формирования познавательных интересов дошкольника; новые педагогические ориентиры в образовании дошкольников; переосмысление проблемы соотношения дифференциации и индивидуализации в современных технологиях развития познавательной активности, познавательных интересов; проявления познавательного интереса трудно представить в количественных показателях.
Психологические основы становления познавательного интереса в дошкольном возрасте:
- возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового
- интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности
- расширение диапазона интересующих вопросов ребенка - познание от внешних свойств и назначений предметов к сущности явлений, связей, отношений
- повышение устойчивости в направлении от ситуативного к устойчивому поиску необходимой информации
Этапы развития познавательного интереса:
1.Постановка проблемы
2.Определения источников получения информации
3.Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения со взрослыми
4.Систематизация и обобщение полученного опыта
5.Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание макетов
Характеристика уровней сформированности познавательного интереса:
Первый уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса: оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.
Второй уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса: качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого человека, меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий (умственных и практических).
Третий уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса: поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
Четвертый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной не сформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством: использования современных информационных технологий, экспериментирования, игровой деятельности, проблемно-игровыми технологиями, методами ТРИЗ, знаково-символическими средствами.
Что может сделать воспитатель ДОУ в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса старших дошкольников:
-развивать интересы в рамках всех занятий
-использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников), а необходимо активизировать процесс освоения знаний
-использовать блоково-тематическое планирование
-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме
-использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий
-рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала»
-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности
-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность
-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности» Педагогические условия направленные на формирование познавательного интереса:
-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач
-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта
-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей
-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса
-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий
-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми.
2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников.
Проект «Мой любимый Новокузнецк»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Нравственно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей.
- Знакомить с названиями улиц, на которых живут дети.
- Рассказывать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях.
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному городу, родному краю.
Мероприятия по реализации проекта:
1. Познавательно-речевое развитие.
- Беседа с детьми о родном городе, в котором мы живем: познакомить с названием города, почему он так называется, отметить его особенности, достопримечательности, интересные здания.
Ход. Восп: Дети, вы знаете, что наш город называется Новокузнецк! А раньше он назывался Кузнецк по имени нашего Кузнецкого района, т.к. город начинался от сюда и в нём было много кузнечных дел мастеров. Раньше не было магазинов и все железные детали люди заказывали у кузнецов. Так же не было машин и народ держал лошадей, а их как вы знаете нужно подковывать и так же этим занимались кузнецы. Дети: А почему здесь было так много кузниц? Восп: потому что вокруг города было много залежей железной руды и люди сумели камни превратить в железо. Это послужило тому, что издревле на гербе нашего города белая лошадь на зеленом фоне, а внизу кузница. Здесь до сих пор вы видите старинную кузнецкую крепость. Кузнецкая крепость – это символ нашего города, ему скоро исполнится 400лет. Крепость защищала горожан от набегов кочевников-степняков. На вышках стояли казаки и зорко следили за появлением врага, он мог напасть в любую минуту. Внизу стоит старинный собор, где до сих пор проходят службы и он полностью функционирует, а в кузнецкой крепости музей.
- Составление рассказов на тему «Моя улица»: формировать познавательный интерес к названиям улиц на которых они живут.
Восп: Петя, Аня и Ваня вы живете на улице Конева, вы узнали у родителей почему она так называется? Петя: Я узнал у бабушки Марьи Ивановны, что они вместе родились в одном селе Алтайского края Баралишек. Аня: а мой прадедушка воевал вместе с ним на фронте, где он был ранен дважды, и совершил подвиг. За это ему присвоили звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина. Ваня: а с моим прадедом он долгое время проработал на алюминиевом заводе.
- Экскурсия: - по улице Ленина, где находится наш детский сад: формировать познавательный интерес к знаковым местам.
Восп: улица, где находится наш детский сад самая длинная в районе. На ней как вы видели стоит памятник В.И.Ленину. Ветераны часто его посещают. На против располагается наша главная достопримечательность Дворец алюминщиков, куда мы с вами часто ходим на разные представления. Это великолепный мраморный зал с хрустальными люстрами, бархатными сидениями, где нам так с вами уютно.
- Рассматривание иллюстраций в календарях с видами города.
2. Художественно-творческая деятельность.
- Создание коллажа «Виды окрестностей Кузнецкого района». Формировать познавательный интерес к истории Кузнецкого района.
Рисунки детей с понравившимися им видами, мы вырезываем и наклеиваем на общий фон, для создания большей образности сюжета.
- Создание альбома «Новокузнецк-любимые места». Формировать у воспитанников к стремлению реализовать свой замысел.
Собрание вырезок из газет, открыток и рисунков детей. С помощью родителей мы подготовили для создания альбома множество фотографий которые нашли у себя дома, нашли в интернете, сфотографировали детей на фоне памятных мест. Весь материал вкладываем в мультифоры закрепленные в альбом. Все альбомы воспитанники разбирают по тематикам.
3. Игровая деятельность.
- Словесная игра «Угадай по описанию». На карточках изображены загадываемые здания города. Воспитанник вытягивает карточку и дает педагогу. Педагог называет наводящие слова и фразы описывая то или иное место, улицу, сооружение и.т.п. а воспитанники должны узнать по описанию и назвать, что на карточке у педагога. Если дети затрудняются ответить, то педагог переворачивает карточку и показывает изображение. Теперь воспитанники рассказывают факты и знания о данной карточке.
Задача: развивать память, формировать познавательный интерес по фрагментам знакомые здания нашего города.
- Дидактическая игра «Наш город». Пед.: Как вы знаете наш город называется Новокузнецк, а люди живущие в нем и мы с вами Новокузнечане. Так же рядом с нами живут Кемеровчане, а в столице живут Москвичи. В нашем городе в основном трудятся люди металлурги и шахтеры т.к. в нашей области много полезных ископаемых. У нас добывают железную руду, золото. Наш край славится большими запасами каменного угля, который мы продаем даже за пределы области в другие крупные города.
В нашем городе прекрасно все, люди, строения и даже улицы. По улице Ленина над проезжей частью натянуты фонарики с красными звездами в память о победе. По улице Кирова на освещающих столбах присутствует дополнительная иллюминация в виде ковша с льющим металлом. Тем самым это служит символикой нашего передового производства, который славится по России.
Пед:По нашим красивым улицам ездит разнообразный транспорт: трамваи, маршрутные и муниципальные автобусы, троллейбусы, автомобили. Дети, а на каких транспортных средствах вы добираетесь до детского сада или же ездите с родителями к родственникам, или же в цирк? Воспитанники рассказывают на каком транспорте, под каким номером они ездят. Рассказывают как называются остановки, где они живут, какие по близости.
Задача: формировать интерес детей о родном городе: кто в нем живет, трудится; как украшены улицы, какой транспорт ходит.
- Творческая игра «Автобус». Педагог заранее составляет художественно оформленную схему улиц с выделенными названиями остановок района. Также из картона вырезаются транспортные средства. На каждом из которых написана остановка старта следования и остановка финиша пути. Воспитанники разбирают «транспортные средства»(ТС) теперь задача каждого найти свой старт, установить на него свое ТС и по маршруту добраться до финишной остановки. По пути к финишу проговаривать проезжаемые мимо остановки и при возможности называть достопримечательности или памятные места.
Задача: формировать интерес у детей о названиях улиц города, развивать речь, фантазию детей.
Работа с родителями
1. Познакомить родителей с темой проектной методики – «Мой город».
2. Помочь в сборе информации по теме проективной методики: фотографии, книги, альбомы, календари, буклеты, значки, магниты.
3. Познакомить своего ребенка с улицей, на которой они живут: как называется, почему так называется, отметить здания, интересные места. Сфотографировать своего ребенка на фоне своей улицы.
4. Пройтись по главной улице города – улице Кирова. Рассмотреть здания, находящиеся на ней – Драматический театр, Цирк, Сити-Молл.
5. Посетить краеведческий музей, фотовыставку «Новокузнецк Вчера и Сегодня».
6. Составить вместе со своим ребенком рассказ о своей улице.
Заключение
В ходе проектной деятельности у детей повышается интерес к знаниям, их самооценка, т.к. участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, он видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Благодаря активной форме участия достигается высокий уровень восприятия, развивается наблюдательность, любознательность, развиваются творческие способности, активизируется мыслительная, речевая и игровая деятельность ребенка.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей детей, т.к. через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Таким образом, использование метода проекта:
- это эффективный подход к организации познавательной деятельности дошкольников, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, их личных интересов;
- это замечательная форма взаимодействия ДОО и родителей, предполагающая совместную деятельность взрослых и детей в ходе реализации проекта;
- это способ профессионального роста самого педагога, требующий постоянного поиска решений и не допускающий стандартных, шаблонных действий.
Список использованных источников
- Агуреева, Т. Н. История возникновения метода проектов в педагогике [Текст]: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9 – 2009.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.; Мозаика-Синтез, 2008.
- Вераксы Н.Е. От рождения до школы[Текст]:Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред., Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2011.
- Головин С.Ю. Словарь практикующего психолога [Текст] сост.. – Минск., Харвест, 2008.
- Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников [Текст]: Дошкольная педагогика, №1 – 2010.
- Трусова, Т.А., Медведникова Л.Ф. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст]:Обучение дошкольников, №5 - 2010.
- Трусова, Т.А. Проектная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]: Обучение дошкольников, №6 - 2010.
- Трусова, Т.А. Учимся проектировать вместе или Что такое «детское проектирование»? [Текст]: Обучение дошкольников, №6 – 2010.
Приложение
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...
Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...
"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....
Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....
Мастер-класс " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Для педагогов...
Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"
Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овлад...
Статья на тему: «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности на занятиях по плаванию»
При работе с детьми дошкольного возраста в подготовительных группах увидела снижение интереса к занятиям по плаванию. При анализе педагогической деятельности определила и разработала новые средства пр...