«Технология фитбол-сказок как средство развития связной речи старших дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Заяц Алла Ивановна

Технология, которой я хочу с вами поделиться, называется «Сказочный фитбол». Автор разработки Т. С. Овчинникова.   Данная технология является современной альтернативой драматизации, театральной деятельности детей и является  одинаково ценной,  на мой взгляд,  и для гиперактивных детей, которые могут подвигаться и снять мышечное напряжение, так и для застенчивых  и стеснительных детей, которые могут раскрыться во время выполнения упражнений. Данная технология уникальна тем, что выполняя упражнения на фитболах,  у ребенка одновременно включаются, а значит, развиваются двигательные, тактильные, вистибюлярные и зрительные анализаторы. Комплексы упражнений могут быть разные, как психоэтюды для 2-3 детей, так и детские спектакли для семейного праздника, и конечно сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_o.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технология, которой я хочу с вами поделиться, называется «Сказочный фитбол». Автор разработки Т. С. Овчинникова.   Данная технология является современной альтернативой драматизации, театральной деятельности детей и является  одинаково ценной,  на мой взгляд,  и для гиперактивных детей, которые могут подвигаться и снять мышечное напряжение, так и для застенчивых  и стеснительных детей, которые могут раскрыться во время выполнения упражнений. Данная технология уникальна тем, что выполняя упражнения на фитболах,  у ребенка одновременно включаются, а значит, развиваются двигательные, тактильные, вистибюлярные и зрительные анализаторы. Комплексы упражнений могут быть разные, как психоэтюды для 2-3 детей, так и детские спектакли для семейного праздника, и конечно сказки.

Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов, тем самым, представляя собой один из вариантов мнемотехники (эйдотехники), позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс. Показывая мнемотаблицы детям, можно рассказывать сказку с одновременным выполнением упражнений.

 Каждое упражнение требует предварительного разучивания и многократного повторения в свободной деятельности.

Подобное закрепление материала может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.

В практической деятельности с детьми  (практикум по фитбол – гимнастике) мы использовали сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал  адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп. Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие.

Работа бутит наиболее эффективной, если многократное повторение одной  и той же сказки будет осуществляться в разных режимных моментах, с многообразными целями: образовательными, воспитательными, коррекционными.

 Применяя данную технологию,  работая вместе с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем,  сочетания  движения, сказку и музыку,  мы отметили, что  у детей развиваются  творческие способности, раскрывается природный потенциал, формируются  положительные эмоционально – волевые качества.  (Саморегуляция, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержка и справедливость.) Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимание того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья.

Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу в дошкольном учреждении.

Комплекс упражнений с фитболом

«Сказка о глупом мышонке»

Содержание сказки

Содержание упражнений на фитболах

Речь детей

Речь воспитателя

Пела ночью мышка в норке:

.

– Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Стоя на коленях, мяч перед собой.

Наклон туловища вперед, прокатить мяч, вернуться в И. п.

Дети подражают: пи-пи-пи.

 Отвечает ей мышонок:

– Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи.

Перекатывание мяча из одной руки в другую.

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

.

– Приходи к нам, тетя утка,

Hашу детку покачать

Легкий бег на носочках вокруг мяча.

Сесть на мяч.

Развести руки и ноги в стороны, немного наклоняясь вперед.

 Стала петь мышонку утка:

– Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Стоя на коленях мяч перед собой. Правая рука с мячом отводиться в сторону, одновременно левая нога выставляется на пятку.

Дети подражают: га-га-га.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

– Hет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поёшь.

Сидя на мяче, пружиним на нем

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

.

– Приходи к нам, тетя жаба,

Hашу детку покачать

Легкий бег на носочках вокруг мяча.

Сесть на мяч.

Развести руки и ноги в стороны, немного наклоняясь вперед

.Стала жаба важно квакать:

– Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара

Лежа на мяче,  на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу. Сделать толчок ногами с перекатом мяча вперед с упором на руки, затем вернуться в И. п.

Дети подражают: ква-ква-ква.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

– Hет, твой голос нехорош. – Очень скучно ты поёшь!

Стоя, мяч перед собой в вытянутых руках. Покачивание из стороны в сторону.

Побежала мышка-мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

– Приходи к нам, тетя лошадь,

Hашу детку покачать

Подскоки вокруг мяча.

Сесть на мяч.

Развести руки и ноги в стороны, немного наклоняясь вперед

– И-го-го – поет лошадка. –

Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок

Лежа на боку, мяч в вытянутых вверх руках. Мяч прижимаем к коленям, затем вернуться в И. П.

Стоя, мяч в руках. Подскоки.

Дети подражают: иго-го.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

– Hет, твой голос нехорош. – Очень страшно ты поёшь!

Стоя, мяч перед собой в вытянутых руках. Покачивание из стороны в сторону.

Побежала мышка-мать,

Стала свинку в няньки звать:

.

– Приходи к нам, тетя свинка,

Hашу детку покачать

Легкий бег на носочках вокруг мяча.

Сесть на мяч.

Развести руки и ноги в стороны, немного наклоняясь вперед

Стала свинка хрипло хрюкать,

Hепослушного баюкать:

– Баю-баюшки, хрю-хрю,

Успокойся, говорю!

Сед, руки на мяче. Прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу. Шагать руками на полу.

Шаги сидя на мяче вокруг себя.

Дети подражают: хрю-хрю.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

– Hет, твой голос нехорош. – Очень грубо ты поёшь!

Перекатывание мяча из одной руки в другую

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

.

– Приходи к нам, тетя клуша.

Нашу детку покачать

Легкий бег на носочках вокруг мяча.

Сесть на мяч.

Развести руки и ноги в стороны, немного наклоняясь вперед

Закудахтала наседка:

– Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо и тепло.

Сидя на мяче, руки выполняют маховые движения.

Дети подражают: куд-куда.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

– Hет, твой голос нехорош. – Этак вовсе не уснёшь

Прыжки на мяче вокруг себя.

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

.

– Приходи к нам, тетя щука,

Hашу детку покачать

Легкий бег на носочках вокруг мяча.

Сесть на мяч.

Развести руки и ноги в стороны, немного наклоняясь вперед

Стала петь мышонку щука – Hе услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поёт...

Лежа на животе, мяч в вытянутых руках. Поднять ноги, поднять руки с мячом, выполнять покачивающие движения туловищем вперед – назад.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

– Hет, твой голос нехорош. – Слишком тихо ты поёшь!

Перевернуться на спину, мячв вытянутых руках. Поднять мяч над головой, опустить на живот, вернуться в И.п.

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

.

– Приходи к нам, тетя кошка,

Hашу детку покачать

Легкий бег на носочках вокруг мяча.

Сесть на мяч.

Развести руки и ноги в стороны, немного наклоняясь вперед

Стала петь мышонку кошка:

– Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Стоя на коленях, руки на мяче. Кошечка «ласковая» - прогнуть спину, кошечка «сердитая» - выгнуть спину дугой, при этом откатывая мяч вперед.

Дети подражают: мяу-мяу.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

– Голосок твой так хорош. – Очень сладко ты поёшь!

 

Лежа на мяче, ноги согнуты в коленях, мяч между стоп. Небольшие покачивания.

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

Сидя за мячом, выглядывают и прячутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....

"Моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников"

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Презентация "Сказка-как средство развития связной речи старших дошкольников"

Разитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку.Дошкольный возраст –период активного творческого развития личности ребенка Особое место в словотворческом процессе по праву з...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...