План по самообразованию воспитателя старшей группы Савиной Елены Игорьевны «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ». 2018-2019 учебный год.
материал (старшая группа)
Согласовано: Зам зав. по УВР _________ О.В. Гаврущенко «____» __________ 201__г.
| Утверждено: Заведующий МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» ___________ И.А. Коломейцева «____» __________ 201__г.
|
План
по самообразованию воспитателя старшей группы
Савиной Елены Игорьевны
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
2018-2019 учебный год.
Нягань 2018г.
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Задачи:
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
- воспитывать любовь к художественной литературе.
Содержание работы на 2018-2019 учебный год | Сроки выполнения | Практический выход | ||
Определение цели, задач, подбор литературы Ознакомление с передовым педагогическим опытом Насыщение ППРС по теме исследования | Сентябрь Сентябрь-май |
| ||
| Работа с детьми | |||
НОД «Что такое сказка» Досуг "Путешествие в сказочную страну" Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку» | Сентябрь | Выставка рисунков «Моя любимая сказка» | ||
Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению» НОД с использованием ТРИЗ «Спасем прекрасную царевну» Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок | Октябрь
| Изготовление масок для героев сказок Пополнение книжного уголка | ||
Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка» НОД «Сивка-бурка» Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках» | Ноябрь | Драматизация сказок Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки» | ||
Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка» НОД «Снегурочка» Творческий вечер «Перевирание сказки» (ТРИЗ) | Декабрь | Изготовление открыток к празднику | ||
Чтение сказки «Морозко» НОД «В гостях у сказки» | Январь | Конструирование книжек-малышек | ||
Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк» НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну» Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям» | Февраль | Создание альбома «Волшебный мир сказок» | ||
Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка» НОД с использованием ТРИЗ «Хаврошечка» Беседа «Сказка, но по-новому» (ТРИЗ) | Март | Конкурс «Сочини сказку» | ||
Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка» НОД «Сказочный сундучок, откройся» Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям» | Апрель | Вечер сказок | ||
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки» Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса" Викторина сказок
| Май | Драматизация сказки
| ||
Работа с родителями | ||||
Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка» Консультация «Мама, почитай мне сказку» Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников» Консультация «Сказка в жизни ребенка» Мастер-класс по изготовлению настольного театра Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку» Вечер сказок Викторина сказок | Сентябрь
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | |||
Работа с педагогами | ||||
|
| |||
Самореализация | ||||
Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете | май | |||
Литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласовано: Зам зав. по УВР _________ О.В. Гаврущенко «____» __________ 201__г. | Утверждено: Заведующий МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» ___________ И.А. Коломейцева «____» __________ 201__г. |
План
по самообразованию воспитателя старшей группы
Савиной Елены Игорьевны
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
2018-2019 учебный год.
Нягань 2018г.
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Задачи:
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
- воспитывать любовь к художественной литературе.
Содержание работы на 2018-2019 учебный год | Сроки выполнения | Практический выход | ||
Определение цели, задач, подбор литературы Ознакомление с передовым педагогическим опытом Насыщение ППРС по теме исследования | Сентябрь Сентябрь-май | |||
Работа с детьми | ||||
НОД «Что такое сказка» Досуг "Путешествие в сказочную страну" Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку» | Сентябрь | Выставка рисунков «Моя любимая сказка» | ||
Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению» НОД с использованием ТРИЗ «Спасем прекрасную царевну» Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок | Октябрь | Изготовление масок для героев сказок Пополнение книжного уголка | ||
Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка» НОД «Сивка-бурка» Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках» | Ноябрь | Драматизация сказок Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки» | ||
Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка» НОД «Снегурочка» Творческий вечер «Перевирание сказки» (ТРИЗ) | Декабрь | Изготовление открыток к празднику | ||
Чтение сказки «Морозко» НОД «В гостях у сказки» | Январь | Конструирование книжек-малышек | ||
Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк» НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну» Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям» | Февраль | Создание альбома «Волшебный мир сказок» | ||
Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка» НОД с использованием ТРИЗ «Хаврошечка» Беседа «Сказка, но по-новому» (ТРИЗ) | Март | Конкурс «Сочини сказку» | ||
Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка» НОД «Сказочный сундучок, откройся» Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям» | Апрель | Вечер сказок | ||
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки» Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса" Викторина сказок | Май | Драматизация сказки | ||
Работа с родителями | ||||
Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка» Консультация «Мама, почитай мне сказку» Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников» Консультация «Сказка в жизни ребенка» Мастер-класс по изготовлению настольного театра Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку» Вечер сказок Викторина сказок | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | |||
Работа с педагогами | ||||
Самореализация | ||||
Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете | май |
Литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Развитие речи у детей тесным образом связано с чтением, познанием окружающего мира, развитием личности в целом....
Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»
в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....
Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».
Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...
«Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников»
выполненная работа за год по теме самообразования...
Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников
Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремлен...