План по самообразованию воспитателя старшей группы Савиной Елены Игорьевны «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ». 2018-2019 учебный год.
материал (старшая группа)

Савина Елена Игорьевна

Согласовано:                               

Зам зав. по УВР

_________ О.В. Гаврущенко

«____»  __________ 201__г.

 

Утверждено:

Заведующий МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

___________ И.А. Коломейцева

«____»  __________ 201__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

по самообразованию воспитателя старшей группы

Савиной Елены Игорьевны

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

2018-2019 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нягань 2018г.

 

 

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Задачи:

  1.  работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
  2. обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
  3. развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
  4. воспитывать любовь к художественной литературе.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание работы на 2018-2019 учебный год

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

 

 

Работа с детьми

НОД «Что такое сказка»

Досуг  "Путешествие в сказочную страну"

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку»

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД с использованием ТРИЗ «Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Октябрь

 

 

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка»

НОД «Сивка-бурка»

Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

Творческий вечер «Перевирание сказки» (ТРИЗ)

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

НОД «В гостях у сказки»

Январь

Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк»

НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки  «Хаврошечка»

НОД с использованием ТРИЗ «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому» (ТРИЗ)

Март

Конкурс «Сочини сказку»

Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка»

НОД «Сказочный сундучок, откройся»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Апрель

Вечер сказок

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"

Викторина сказок

 

Май

Драматизация сказки

 

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Викторина сказок

Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами

 

 

Самореализация

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете

май

     

Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано:                                

Зам зав. по УВР

_________ О.В. Гаврущенко

«____»  __________ 201__г.

Утверждено:

Заведующий МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

___________ И.А. Коломейцева

«____»  __________ 201__г.

План

по самообразованию воспитателя старшей группы

Савиной Елены Игорьевны

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

2018-2019 учебный год.

Нягань 2018г.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Задачи:

  1.  работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
  2. обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
  3. развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
  4. воспитывать любовь к художественной литературе.

Содержание работы на 2018-2019 учебный год

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

Работа с детьми

НОД «Что такое сказка»

Досуг  "Путешествие в сказочную страну"

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку»

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД с использованием ТРИЗ «Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Октябрь

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка»

НОД «Сивка-бурка»

Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

Творческий вечер «Перевирание сказки» (ТРИЗ)

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

НОД «В гостях у сказки»

Январь

Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк»

НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки  «Хаврошечка»

НОД с использованием ТРИЗ «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому» (ТРИЗ)

Март

Конкурс «Сочини сказку»

Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка»

НОД «Сказочный сундучок, откройся»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Апрель

Вечер сказок

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"

Викторина сказок

Май

Драматизация сказки

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Викторина сказок

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами

Самореализация

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете

май

Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Развитие речи у детей  тесным образом связано с  чтением, познанием окружающего мира, развитием личности в целом....

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....

Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».

Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...

Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников

Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремлен...