Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».
консультация (старшая группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. А ведь патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В соответствии с этим сегодня возрастает роль и ответственность педагогов, ведущих данную сложную и кропотливую работу. Всвязи с этой проблемой я составила консультацию для воспитателей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Использование русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников».
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ ,и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Чувство Родины, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это дом в котором он живет, улица, где играет с друзьями,его детский сад, окружающая природа.Это сказки, песни, книги, игры. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Конечно детям ещё недоступно в полном обьёме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней.
Однако прежде чем стать патриотом, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С.В.Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. А ведь патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться.
В соответствии с этим сегодня возрастает роль и ответственность педагогов, ведущих данную сложную и кропотливую работу.
Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств. Это занятия, беседы о Родине, о родном крае, природе , о знаменитых людях страны, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов. просмотр кинофильмов, рассказы, целенаправленные игры.
Одним из таких «ценных» методов является –народная игра. (о которой и пойдёт речь).Народный фольклор считается школой социального опыта и даёт ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.
Первые впечатления возникают уже при использовании понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и и неиссякаемой энергией русского народа. Всё это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности .натуре ребёнка. Его личность развивается и формируется в деятельности.
Народная игра представляет собой неотъемлемую часть народной педагогики и педагогической культуры этноса, обладающую культурно-исторической и социально-педагогической ценностью и требующую ввиду своей самобытности особого рассмотрения, а также специфических методик практического использования в воспитании и развитии личности в современных условиях. Являясь феноменом народной культуры, народная игра может служить важным средством приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект нравственного и патриотического воспитания. Потенциал народной игровой культуры включает возможности социально-нравственного совершенствования и диагностические возможности игры, позволяющие отслеживать динамику социально-нравственных качеств ребенка. Народная игра позволяет обеспечить функцию переноса содержания и форм нравственного поведения ребенка из игры в реальную жизнь, в конкретные обстоятельства его социального бытия, закрепить устойчивые навыки социально ценного поведения и отношений.
Народная педагогика посредством организации игровой деятельности передавала молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. Через игры формируется детское художественно-образное мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями.
К сожалению народные игры находятся сейчас в критическом, едва ли не в катастрофическом состоянии. Выросло целое поколение воспитателей и родителей, не умеющих не только приобщить детей к народным играм, но и вообще мало что о них знающих. Педагогами-профессионалами не используется и сотой доли того, что известно.
Игра, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир личности. Наблюдение за играми современных детей показывает, что процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское сообщество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития.
Именно поэтому педагогические коллективы многих детских садов предпринимают попытку возрождения народных игр и активного их использования в педагогическом процессе, определив одну из основных задач - научить ребенка самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры. Из собственного опыта, мы видим, как растёт интерес детей и воспитателей к народным играм, праздникам, игрушкам. Насколько такой подход способствует развитию детей, помогает приобщить их к истории и культуре своего народа, понять то особенное, что отличает его от других стран, понять особенности образа жизни разных народов, учит уважать отличное от своего мировоззрение других.
Народные игры – наше национальное богатство, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Их роль трудно переоценить.
С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе). Поэтому, расставив по-новому игровые акценты, воспитатель при помощи одной и той же игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику, акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределив роли, разрешить некоторые психокоррекци-онные вопросы; уделив особое внимание игровым словам и их проговари-ванию — проводить логопедическую работу; предложив детям подробнее проиграть бытовые подробности — расширять их знания о народной культуре. Не говоря уже о том, что каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.
Сопровождающая народные игры речь — настоящая сокровищница для педагога. Традиционные игровые тексты — одно из самых важных звеньев игры. Считалки, распевки, ролевые слова, заклички как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка магическое значение и поддерживают настроение игры. Ребенок, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником, творящим заклинание. Игровые слова, в зависимости от интонации и громкости произнесения, а также контекста применения, уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, завораживать, т. е. оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие.
Мир ребенка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто — другой. Долгое время ребенок не владеет в достаточной мере способами общения и разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых ему взрослыми. Он просто к ним не готов. Наиболее полно ребенок выражает свои чувства и переживания через игру. Игра — естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с ребенком — значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке.
Литература:
- Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
- Покровский Е.А. «Русские детские игры».
- Кинеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры».
- «Дошкольное воспитание» №3 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...
Консультация для педагогов на тему: "Сказка как средство развития связной речи у дошкольников".
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. Родари....
Материалы по теме: «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников» (для воспитателей, родителей)
советы воспитателям по развитию связной речи...
Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»
в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....
Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».
Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...