«Составление описательного рассказа об игрушках» (с использованием схемы)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках» (с использованием схемы)
Цель: формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков;
- в описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение;
- употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны;
- закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади) продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.
Развивающие:
- развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память;
- развивать выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга;
- воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Использованные технологии:
Здоровье сберегающие, игровая, мнемотехника.
Методические приемы: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты. Физкультминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.
Словарная работа:
- обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;
- активизация - слова - определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая. Слова - действия: скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.
Материал: сундучок, игрушки для описания: машина, зайка, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворение «Мои игрушки».
Предварительная работа:
- рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, отгадывание загадок, словесные игры.
Ход:
Дети сидят полукругом напротив воспитателя.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Зои Петровой «Мои игрушки»
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а у вас есть любимые игрушки? Ответы детей).
- А к нам сегодня пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
Воспитатель: Правильно, дети, это зайчик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.
Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» тихо (шепотом).
Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем зайку чуть громче.
Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» громче.
Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем зайку громко.
Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» громко.
Воспитатель: Что-то он никак не идет, давайте ребята немножко отдохнем.
Физкультминутка «Зайка»
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Появляется зайчик.
Воспитатель: (Достает сундучок из-за стола)
- Ребята, Зайка говорит, что с ним пришли гости, но они почему-то спрятались. Давайте у Зайки спросим: «Зайка, а почему гости спрятались?».
Воспитатель: Ребята, Зайка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.
Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет. (Машина)
Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает. (Мяч)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (Кукла)
Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:
Снизу - шире, сверху - уже. (Пирамидка)
Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Зайкой? (машина, мяч, кукла, пирамидка). Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Зайка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтоб вы ему объяснили, как с ними играть. Поможем Зайке? (Да).
Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема.
Но прежде чем начать давайте сделаем зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика «Веселый мяч».
Мой веселый, звонкий мяч, Посмотреть влево - вправо, вниз - вверх
Ты куда помчался вскачь? Круговые движения глазами: налево – вверх – направо - вниз
Красный, синий, голубой, вправо – влево - вниз
Не угнаться за тобой. Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, повторить 2 раза.
Воспитатель: А, теперь, ребята, давайте посмотрим на схему.
По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).
По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).
По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).
У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у машинки - кабина, кузов, колеса.
Игрушки делают из различных материалов. (Показывает на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).
- Из железа? (Железные).
- Из дерева? (Деревянные).
- Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Воспитатель: Ребята, а как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
Рассказ воспитателя. (Воспитатель рассказывает, пользуясь схемой).
Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку.
Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Зайку пригласим с нами поиграть.
Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч, зайка).
- Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).
- Кто находится между зайкой и куклой? Мяч).
- Кто сидит слева от мячика? (Кукла).
- А, теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами).
- Что находится сзади куклы? (Машина).
- Что находится между мячом и зайкой? (Пирамидка).
Воспитатель: Зайке так понравилось с нами играть. Но мы должны познакомить Зайку с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Зайка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.
Воспитатель: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).
Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями? (не ссориться, делиться игрушками, вместе играть).
Воспитатель: А, как вы думаете, как нужно обращать с игрушками? (не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно).
Воспитатель: Ребята, а давайте напомним Зайке из чего сделаны игрушки.
Игра малой подвижности с мячом: (Воспитатель бросает по очереди детям мяч и спрашивает из какого материала сделаны игрушки).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Зайка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками и теперь всегда будет убирать игрушки на место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».
Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...
Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы.
Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и п...
«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа
Предлагаю конспект НОД направленное на развитие связной речи. Мнемотаблицы ребенок может строить по ним свой рассказ....
Конспект занятия по развитию речи для средней группы "Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы"
Обучение детей 3-4 лет составлять связный рассказ по схеме...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».
Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с ...
Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы
Конспект занятия по развитию речи в средней группеСвязина Марина Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схе...