Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Связина Марина Юрьевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Связина Марина  
Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

- В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

- Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

- Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади,'продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

- Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

- Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Методические приемы:

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Словарная работа:

А) обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;

Б) активизация - слова - определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия: скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Материал:

сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,

загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

Предварительная работа:

рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

В.: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

В.: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим).

В.: Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).

Достаю сундучок из-за стола.

В.: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?».

В.: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки:

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка).

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч).

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина).

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла).

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида).

В.: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка).

В.: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

В.: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке?

(Да).

В.: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме).

В.: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

В.: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).

В.: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

В.: У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

В.: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).

Из железа? (Железные).

Из дерева? (Деревянные).

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

В.: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

В.: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

В.: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

В.: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Провожу физминутку.

В.: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).

В.: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

В.: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка).

В.: Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).

В.: Кто находится между мишкой и куклой? Мяч).

В.: Кто сидит слева от мячика? (Кукла).

В.: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами).

В.: Что находится сзади куклы? (Машина).

В.: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка).

В.: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).

В.: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами.».

В.: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Связина Марина  
Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

- В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

- Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

- Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади,'продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

- Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

- Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Методические приемы:

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Словарная работа:

А) обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;

Б) активизация - слова - определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия: скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Материал:

сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,

загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

Предварительная работа:

рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

В.: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

В.: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим).

В.: Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).

Достаю сундучок из-за стола.

В.: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?».

В.: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки:

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка).

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч).

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина).

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла).

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида).

В.: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка).

В.: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

В.: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке?

(Да).

В.: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме).

В.: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

В.: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).

В.: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

В.: У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

В.: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).

Из железа? (Железные).

Из дерева? (Деревянные).

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

В.: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

В.: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

В.: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

В.: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Провожу физминутку.

В.: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).

В.: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

В.: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка).

В.: Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).

В.: Кто находится между мишкой и куклой? Мяч).

В.: Кто сидит слева от мячика? (Кукла).

В.: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами).

В.: Что находится сзади куклы? (Машина).

В.: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка).

В.: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).

В.: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами.».

В.: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы.

Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и п...

«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа

Предлагаю конспект НОД  направленное на развитие связной речи. Мнемотаблицы ребенок может строить по ним свой  рассказ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с ...

Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы.

учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы....