Конспект НОД «Поможем найти хорошее настроение»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада «В поисках хорошего настроения»
Автор: Антипова Татьяна Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад №21»
Населенный пункт: г. Рязань
Цели: Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.
Задачи:
- Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы);
- Продолжать учить произносить звукосочетания( му-му, гав-гав, кря-кря, мяу-мяу и др);
- Продолжать развивать артикуляционный аппарат;
- Развивать связную речь детей;
- Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность;
- Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброе отношение к игровым персонажам, окружающему миру, создавать радостное настроение.
Актуальность: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Описание занятия. Занятие осуществляется в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На занятие присутствуют наглядные пособия, которые стимулируют и активизируют детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены.
На занятии используется музыка, которая усиливает эмоциональное восприятие.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволяет избежать утомляемости детей.
Материал к занятию: игрушка Заяц, «Говорящий куб», билетики на паровоз, телевизор (для демонстрации слайдов), магнитофон (для музыкального сопровождения), набор картинок с изображением больших и маленьких машин, барабанов, дудочек, бокалов, пароходов, шаров, капель, молотков.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто это к нам сегодня в гости пришел? (воспитатель показывает игрушку зайца).
Дети: -Заяц.
Воспитатель: - Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй , зайка. (дети здороваются)
Заяц: (грустно) -Здравствуйте , детки.
Воспитатель: -Что случилось, зайка?
Заяц: -Я проснулся сегодня утром, а мое хорошее настроение пропало.
Воспитатель: -Ну это не беда! Мы с ребятами поможем тебе его отыскать. Так ведь, ребята?
Дети: -Да!
Заяц: - Ой, спасибо. А то без хорошего настроения у меня ничего не получается.
Воспитатель: -Путь нам предстоит неблизкий. Поэтому мы с вами отправимся на транспорте. А вот на каком? Это мы сейчас узнаем.
(появляется слайд с паровозом, звучит гудок)
Дети: - Паровоз!
Воспитатель: - Правильно. Но чтобы сесть в паровоз, нам нужны билеты. Их мы получим, поиграв в игру «Скажи наоборот».
Кто правильно ответит на вопрос, тот и получит билетик. Готовы? Слушайте внимательно.
(Воспитатель называет признак предмета, а дети должны подумать и назвать противоположное по смыслу слово).
1. Слон большой, а мышка (маленькая)
2. Волк злой, а зайчик (добрый)
3. Фрукты растут высоко, а овощи (низко)
4. Днем светло, а ночью (темно)
5. Сахар сладкий, а лимон (кислый)
6. Снег белый, а земля (черная)
7. Стол высокий, а стул (низкий)
8. Суп горячий, а мороженное (холодное)
9. Воспитательница одна, а детей (много)
10. Мама молодая, а бабушка (старенькая)
11. Лук горький, а торт (сладкий)
12. Зимой холодно, а летом (жарко)
13. Дельфин гладкий, а кошка (пушистая)
14. Медведь большой, а заяц (маленький)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Теперь мы можем отправляться на поиски
(звук паровоза, слайд «Речка»)
Воспитатель: - Мы попали с вами на берег красивой реки. Дорога была дальняя, мы с вами засиделись. Давайте разомнемся.
Физкультминутка «Здравствуйте».
Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки: плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки: щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик: бим-бим-бим.
Заяц:- Надеюсь, что здесь мы отыщем мое хорошее настроение.
Воспитатель: - Но чтобы нам это удалось, необходимо сыграть в игру «Говорящий куб»(кубик с изображением животных или насекомых. Дети по очереди бросают кубик, какая картинка окажется сверху, звук этого животного ребенок произносит).
Заяц: - Что –то не нашлось мое хорошее настроение.
Воспитатель: - Не переживай, зайка. Отправляемся дальше на поиски. (звук паровоза, слайд «Горы»)
Воспитатель: - Мы прибыли в горы. Давайте здесь попробуем отыскать хорошее настроение нашего зайчика. Чтобы у нас это получилось, поиграем в игру «Один - много».
(Воспитатель показывает детям картинки с изображением предметов : одного маленького, другого большого, например, маленькая машина и большая.)
Воспитатель: - Ребята, как сигналит большая машина? Громко или тихо?
Дети: - Громко!
Воспитатель: - Давайте вместе просигналим громко «Би-би!»
Воспитатель: - А как сигналит маленькая машина? Громко или тихо?
Дети: - Тихо!
Воспитатель: - Давайте вместе просигналим тихо «Би-би»
(Далее воспитатель показывает детям остальные картинки с изображением барабанов, дудочек, бокалов, пароходов, шаров, капель, молотков. Дети по очереди произносят звуки, которые издают эти предметы громко или тихо).
Заяц: - Что-то и здесь нет моего хорошего настроения.
Воспитатель: - Не переживай, зайка. Мы обязательно отыщем его. Давайте скорее отправляться дальше в путь. (звук паровоза, слайд «Лес»).
Воспитатель: - Мы с вами попали в сказочный лес.
Заяц: - Это же мой лес! Здесь мы точно найдем мое хорошее настроение!
Воспитатель: - Мы с ребятами очень постараемся. А для этого поиграем в игру «Один – много»(воспитатель называет слово в единственном числе, а дети должны назвать это же слово, только во множественном числе).
Дом – дома,
Глаз – глаза,
Стул – стулья,
Друг – друзья,
Зайчонок – зайчата,
Медвежонок – медвежата,
Цыпленок – цыплята,
Утенок – утята,
Поросенок – поросята,
Ягненок – ягнята,
Жеребенок – жеребята,
Теленок — телята
Гнездо – гнезда,
Письмо – письма,
Кольцо – кольца,
День – дни,
Пень – пни,
Огурец – огурцы,
Ухо – уши.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, зайка наш улыбается! Зайка, ты нашел свое хорошее настроение?
Заяц: - Ой, кажется да! Мне так понравилось играть с ребятами. Это так весело!
Воспитатель: - Очень хорошо! Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания, зайка.
Дети: - До свидания!
Заяц: - Спасибо вам большое. До новых встреч.
(звук паровоза, слайд «Паровоз»)
Воспитатель:
- Вот и все! Вернулись в сад!
Детский сад нам очень рад!
Зайке с вами помогли,
Настроение нашли.
Ну вот мы и вернулись из увлекательного путешествия. Вам понравилось?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Давайте подарим хорошее настроение друг другу и поиграем в игру «Лопнул пузырь».( дети стоят в кругу, взявшись за руки. Постепенно отходя назад, говорят «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, да не лопайся». По сигналу воспитателя «пузырь лопается», дети движутся к центру круга со звуком «с-с-с»).
(дети раскрывают ладошки, сдувают с них «хорошее настроение» в сторону друзей).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012.
2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. 3-4 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016.
4. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015.
5. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013.
6. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012.
7. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.
8. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010.
9. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 3-4 года / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2013.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
11. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг хорошего настроения " Цветное настроение"
Материал тренинга будет полезен воспитателям и педагогам - психолагам ДОУ. Тренинг направлен на коррекцию и стабилизацию эмоционального состояния детей. Игру " Цветок настоения...

Тема: «Хорошее настроение» Цель: Поднять настроение детям и родителям, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство сопереживания.
Задачи: Продолжить знакомство друг с другом. Создать атмосферу радости добра, взаимопонимания.Формирование культуры умственного труда, речевой культуры. Создать положительный э...

Конспект подгруппового занятия психолога «Хорошее настроение» для старшей – подготовительной группы для развития эмоционально-волевой сферы
Использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния с последующей стабилизацией доступными для дошкольника средствами...

Конспект занятия « Здоровые зубы- хорошее настроение.»
Познакомить детей с живым органом—зуб.-- Формировать у детей ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.-- Закрепить знание о вредных и полезных продук...

Конспект по развитию речи «Хорошее настроение для мамы»
Конспект по развитию речи «Хорошее настроение для мамы»...

Методическая разработка конспект досуга психической направленности «Хорошее настроение»
Представленный конспект отражает актуальность данной темы. Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Учеными доказано, что здоровый образ жизни невозможен без хорошего на...