Проект по литературе "Влияние сказок К.И. Чуковского на формирование познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи (средняя группа)
"Влияние сказок К.И. Чуковского на формирование познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chukovskiy.docx | 579.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Начальная школа – детский сад №58
ПРОЕКТ:
"Влияние сказок К.И. Чуковского на формирование познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Рогова Мария Александровна
Подольск.
Сказка играет исключительно важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.
В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Художественная литература развивает у детей желание обращаться к ней не только для развлечения, но и для приобретения знаний.
Важную роль в развитии дошкольника играют сказки К. И. Чуковского. Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, которая является прекрасной альтернативой компьютеру и телевизору.
Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Данный проект направлен на формирование читательской культуры детей, поможет привить детям любовь к книге, развить творческие, познавательные и речевые способности. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. Увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, родной речи, станет неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Цель:
- активизация познавательно-речевого развития детей через знакомство с творчеством русского писателя К. Чуковского; приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.
Задачи:
Дети:
- познакомить с творчеством К. Чуковского, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- создать условия в группе для поддержания интереса детей к творчеству
К.И.Чуковского (оборудование книжного уголка, театральной зоны с костюмами героев сказок К.Чуковского);
- формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
- формировать умение выразительно читать отрывки из сказок, инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- развивать познавательные и умственные способности, речь детей;
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок;
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений; способствовать воспитанию у детей добрых чувств;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам;
- мотивировать детей и родителей на развитие традиции семейного чтения, а так же на выполнение творческих работ по прочитанному материалу.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемые результаты:
- формирование разносторонних знаний о произведениях автора;
- формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;
- формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него;
- развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них;
- развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения;
- развитие интереса к творчеству К. Чуковского; к художественной литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- популяризация семейного чтения.
Результат: презентация проекта, участие в конкурсах, выставках, театрализованных постановках.
Этапы проведения :
I. Подготовительный этап:
1. Информационно-накопительный:
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- разработка плана проведения мероприятий .
2.Анкетирование родителей:
- анкета для родителей с целью выявление мотивации познавательно-речевого развития детей с использованием детской литературы «Организация домашнего чтения в семьях».
3. Подготовка наглядного и дидактического материала:
- подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- консультации для родителей: «Мир сказок К. Чуковского. Что надо знать родителям», «Мама, папа, я – читающая семья», «Чтение в жизни ребенка», «Роль родителей в приобщении детей к чтению»,«Ребенок и книга»;
II. Продуктивный этап:
1. Организационно-практический
- оформление уголка чтения «Сказочная страна К. И. Чуковского»;
- беседы о жизни и творчестве К.И.Чуковского;
- оформление ширмы-передвижки «Добрые сказки К. Чуковского»;
- оформление совместной книги детей и родителей «В гостях у дедушки Корнея»;
- оформление картотеки загадок по сказкам К. Чуковского;
- изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;
- слушание музыкальной сказки композитора М.Красева «Муха - Цокотуха»;
- организация выставок творческих работ.
2. Совместная деятельность с детьми:
- слушание различных сказок К.И.Чуковского;
- словесное рисование детьми характеров героев, обстановки и т.д.;
- разучивание и выразительное чтение отрывков из сказок К.И.Чуковского;
- пересказ прочитанных сказок, их инсценировка;
- рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам К.И.Чуковского;
- просмотр мультфильмов с использованием видео и компьютерной техники: «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе»;
- игровая деятельность: Игры-драматизации по сказкам «Телефон», «Мойдодыр», «Котауси и Мауси»; игры: «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети», «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко», «Испорченный телефон»; сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»;
- иллюстрирование прочитанных сказок в процессе совместной деятельности«Нарисуем сказку»;
- продуктивные виды деятельности: лепка, оригами, работа с природным материалом, рисунок различной техники исполнения и т.д.;
- театральное представление «Муха- Цокотуха»;
- конкурс детского творчества «Дорогами сказок К. И. Чуковского»;
- выставка детских работ «Мой любимый персонаж».
3. Совместная деятельность с родителями:
- чтение сказок с детьми дома;
- помощь в организации литературно-творческой среды в группе;
- наглядная информация для родителей (стенды, выставки и т.д.):
советы родителям «Почитайте сказки детям»;составление памяток для родителей «Как научить ребенка любить и беречь книги?», «Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?»,оформление папок-передвижек и наглядного материала по теме «Роль сказокК. Чуковского в воспитании ребёнка»;
- викторина для детей и родителей «Сказки дедушки К. Чуковского»;
- выставка «Любимый герой из произведений К. Чуковского»;
- работа по подготовке и организации театрального представления«Муха– Цокотуха»;
- совместная деятельность родителей и детей в изготовлении поделок, рисовании иллюстраций к сказкам;
- создание книжек-малышек;
- привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций для постановки инсценировок и музыкальной сказки.
III. Итоговый этап:
1. Презентационно - завершающий
- презентация итогов проекта в форме театрализованной деятельности по мотивам сказки «Муха - Цокотуха»;
- конкурс чтецов «Любим, знаем, читаем наизусть»;
- обобщение материалов проекта в виде выставки семейных работ по произведениям К. Чуковского «В гостях у сказки»;
- оценка реализации проекта (подведение итогов проекта, награждение активных участников).
Сценарий развлечения для детей средней группы
по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Ведущий: Муха, Муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю идет,
Муха песенку поет.
Ведущий: Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Муха-Цокотуха: Ура! Пойду я на базар,
Выбирать себе товар!
1-ый торговец: Покупайте мой товар!
2-ой торговец: Покупайте мой товар!
3-ий торговец: Покупайте мой товар!
4-ый торговец: молча показывает самовар.
Муха-Цокотуха: Вот! Куплю я самовар!
4-ый торговец: Денежку давайте.
Товар свой получайте!
Муха-Цокотуха: Спасибо! Денежку возьмите!
Ко мне в гости приходите!
Ведущий: Муха стол накрывает
И гостей поджидает.
Ведущий: Скоро гости приходили
И подарки приносили…
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
Блошки: А сапожки не простые -
В них застежки золотые.
Ведущий: Приходила к Мухе
Соседка-пчела.
Соседка-пчела: Я Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
(Гурьбой заходят гости)
Бабочка: Вот цветы!
Букашка: Вот шоколадки!
Стрекозы: Вот духи!
Кузнечик: Вот мармеладки!
Муха: Спасибо! Не стесняйтесь!
Проходите! Угощайтесь!
Гости: Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Ведущий: А на столе – ну просто диво!
Все так вкусно, так красиво!
Тут и сливки, и конфеты,
И чего тут только нету:
Трубки с кремом, пирожки,
Очень вкусные сырки…
Муха: Гости дорогие!
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Гости: Ваше угощенье
Просто объеденье!
Ведущий: Вдруг какой-то старичок Паучок
Нашу Муху в уголок поволок …
Муха: Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея прогоните!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Ведущий: Но букашечки
Испугались,
По углам, по щелям
Разбежались.
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
Ведущий: Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Комарик: Где Паук? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
Паука я не боюсь!
С Пауком я вмиг сражусь!
Ведущий: Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И злодея Паука
Прочь прогоняет!
Ведущий: Тут букашки из щелей
Вылезают,
Комара – Победителя
Встречают!
Гости: Слава, слава Комару –
Победителю!
Муха: Ты меня от смерти спас,
Прилетел ты в добрый час!
Комарик: А теперь, душа-девица,
Будем вместе веселиться!
Гости: Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Ведущий: Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Заплясала мошкара.
Веселится народ –
Пляшет, песни поет.
Хвалит смелого, лихого,
Удалого Комара!
Хвалит смелого, лихого,
Удалого Комара!
Пляска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитателя подготовительной группы Белинской Татьяны Анатольевны "Влияние сказок К.И. Чуковского на формирование познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста»
Важную роль в развитии дошкольника играют сказки К. И. Чуковского. Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи,...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Пояснительная записка «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...
План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2015-2016 учебный год
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...
Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...
Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Тема самообразования:«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредс...