План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2015-2016 учебный год
материал (младшая группа) на тему

Лёвшина  Ольга Вячеславовна

План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы  по теме

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

на 2015-2016 учебный год

Сентябрь

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

«Милости просим, гости дорогие»

Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

  • Разучивание и проговаривание потешек;
  • Рассматривание игрушки домик
  • Игра «Ждем гостей»,
  • Пение песенок:

«Мы матрешки вот такие крошки»,

  • Игры с матрешками:

«Собери матрешку», Подари матрешкам игрушку (цветочек, бусы и т.д.), нужного цвета

  • Деревянный домик
  • Игрушка «Матрешка»,

Материал к дидактическим играм: «Собери матрешку», Подари матрешкам игрушку (цветочек, бусы и т.д.), нужного цвета

  • Папка-передвижка «Матрешка и ее история»
  • Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей»;
  • Анкетирование родителей : «Приобщение детей к истокам русской культуры»

  • Создание уголка речевого развития, пополнение уголка

«В гостях у сказки»

 книгами с потешками

  • Фольклорный праздник «Праздник осени»

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "кочерга", "лупяки".

  • Рассматривание предметов быта,
  • Беседа о предметах быта,
  • Рассказывание сказки «Маша и медведь».

  • Аудикассеты «Русские народные сказки»,
  • Иллюстрации по теме «Предметы русского быта»
  • Папка-передвижка «История русской деревянной избы»

  • Изготовление альбома «Предметы русского быта»

«Петушок - золотой гребешок»

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

  • Рассматривание игрушки «Петушок»;
  • Разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок! На соломке спал..», «Идет, идет, петушок на бок колпачок…»,
  • ДИ «Хвостик для петушка», «Подари Петушку перышко»,
  • Раскрашиваем петушка 
  • Рисование «Червячки для Петушка»,
  • Пальчиковая игра «Петушок»,
  • Конструирование «Домик для Петушка»
  • ПИ «Наседка и цыплята», «Греет солнышко теплее»
  • Игрушка «Петушок»
  • Иллюстрации к потешкам про петушка,
  • Картинки-раскраски «Петушок»,
  • Кубики для конструирования домика,
  • Полумаски «Курочка», «Цыплята»

  • Оформление памятки для родителей «Народный фольклор в воспитании детей раннего возраста»
  • Изготовление презентации «Петушок – золотой гребешок!»,
  • Выставка «Мини-музей «Петушок – золотой гребешок»

«Как у нашего кота»

Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой; заучить потешку "Как у нашего кота»;  воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

  • Пальчиковая игра «Кот на печку пошел»,
  • Рисование: «Цветные клубочки»,
  • Заучивание потешки

«Как у нашего Кота».

  • Мягкая игрушка «Кот-Васька»,
  • Бумага для рисования с рисунком котика,
  • Иллюстрации к потешкам про кота
  • Консультация для родителей «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»,
  • Фотоконкурс «Мой любимый кот»
  • Создание фотоальбома «Усатые-полосатые»

Октябрь

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

Чтение потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок"

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

  • Прослушивание русской народной музыки;
  • Разговор с детьми об особенностях русского народного фольклора;
  • Чтение песенки;
  • Вопросы детям по содержанию потешек.
  • Аудиозапись русской народной музыки;
  • Книга с русскими народными песенками, потешками;
  • Материал к потешкам из соленого теста (пряничек , пирожки, булочки);
  • Мягкие игрушки для инсценирования потешек.
  • Заучивание русских народных песенок;
  • Приобретение аудиозаписи с русскими народными песнями.
  • Консультация: «Как приготовить соленое тесто для лепки»;
  • Проведение родительского собрания на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

  • Познавательный альбом «Изделия из муки»

«Мы ходили в огород»

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая"; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

  • ДИ «Угадай на ощупь»;
  • Рассказывание сказки «Пых».
  • Пальчиковая игра «Прыгал козел в огород».
  • Инсценирование сказки «Репка».
  • Игра « Огуречик»
  • Иллюстрации, картинки с изображением овощей;    
  • Чудесный мешочек для игры «Угадай овощ»;
  • Трафареты овощей для раскрашивания.

  • Оформление папки передвижки: «Витамины круглый год»;
  • Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

  • Просмотр занятия по ФЭМП «В гости к трем медведям»;
  • Изготовление игры: Рамки вкладыши «Овощи»

«Семья Петушка»

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

  • Игры с пальчиками «Петушок, петушок».
  • Песня: «Курочка и цыплятки»;
  • Повторение потешки «Петушок, петушок…»;
  • Рассматривание иллюстраций.
  • ДИ « Кто как кричит».
  • Загадки о животных.
  • Лепка: «Зернышки

для петушка»;

  • Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

  • Пластилин для лепки.
  • Картина «Петушиная семья»;        
  • Аудиозапись с песней «Курочка и цыплята»;
  • «Чудесный сундучок»;
  • Книга со сказками про животных: «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко»;
  • Сказка «Цыпленок», В Сутеева

.

  • Совместное изготовление с родителями атрибутов для настольного театра «Два петуха»

 

  • Познавательный альбом  «Домашние птицы»;
  • Презентация: «Домашние птицы»;
  • Тетрадь «Загадки про животных»

«Колобок»

Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

  • Лепка «Колобок»
  • Показ настольного театра. «Колобок»
  • Настольный театр «Колобок».
  • Пластилин  для лепки Колобка.
  • Иллюстрации к сказке «Колобок»
  • Игрушка Колобок.
  • Пополнение развивающей среды  группы атрибутами (шапочками) к сказке «Колобок» для театральной деятельности
  • Постановка сказки «Колобок»

Ноябрь

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

«Ходит сон близ окон»

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.

  • Беседа « Моя любимая мама»;
  • Разучивание колыбельной: «Баю-баюшки-баю, баю, Машеньку мою».

  • Рассматривание фотоальбома «Наши мамы»
  • Иллюстрации к потешкам.
  • Колыбельные русские народные песенки.

  • Консультация:

«Как укладывать ребенка спать?»

  • Оформление папки-передвижки «Потешки при укладывании спать»

  • Участие в концерте к Дню мам;
  • Создание картотеки потешек для работы с детьми.

«Водичка, водичка, умой моё личико»

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку "Водичка, водичка…"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

  • Беседа о воде;
  • Рассматривание предметов личной гигиены;
  • Разучивание потешки «Водичка –водичка…»;
  • Чтение стихотворения «Девочка чумазая»;
  • Инсценирование стихотворения «Девочка чумазая»;
  • Экспериментальная деятельность «Какой бывает вода»
  • Предметы личной гигиены;
  • Оборудование для занятия: таз, умывальник, кувшин с водой;
  • Материал для эксперементирования  с водой (тазики, леечки, ложечки, краски, губки, воронки)
  • Консультация:
  • «Чистота -  залог здоровья»;
  • Оформление папки-передвижки

«Потешки при умывании»

  • Оформление «Зоны воды и песка»;
  • Оформление коллажа «Что без воды не может жить?»

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в "избе".

  • прослушивание аудиокассет «Колыбельные мамы»;
  • хороводная игра «Ходит Ваня»;
  • рисование «Одеяло в полоску»;
  • рассматривание иллюстраций к колыбельным песенкам
  • Аудиокассеты с записями колыбельных песен;
  • иллюстраций к колыбельным песенкам

  • Папка-передвижка «Колыбельные песенки для детей»

  • Аудиотека «Колыбельные песенки для детей»
  • Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

«Заюшкина избушка»

Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой "Зайки".

  • ДИ «Мякиши» дикие животные на кубиках;
  • загадки о животных;
  • игра «Зайки»;
  • постройка домика из кубиков
  • Полумаски к игре «Зайки»;
  • Кубики –мякиши «Дикие животные»;
  • Строительный набор
  • Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
  • Кукольный спектакль «Угадай, кто мы»

Декабрь

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

«Девочка и лиса»

Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса";  подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание.

  • ДИ «Из какой сказки герой»;
  • ДИ «Угадай сказку»;
  • Беседа о диких животных их повадках.
  • игрушки  - герои русских народных сказок;
  • плоскостные фигурки героев из русских народных сказок;
  • иллюстрации из русских народных сказок
  • Совместный просмотр сказок по телевизору;
  • Беседа с детьми.
  • Памятка для родителей «Волшебный мир книги»;
  • Консультация: «Почитайте мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»
  • Выставка «Любимые герои сказок»
  • Презентация: «Как дикие животные готовятся к зиме»;
  • Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками

«Уж ты, зимушка-зима»

Обогащать словарь детей словами: "тулуп", "рукавицы", "валенки", "шаль"; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память

  • разучивание потешки «Вот они сапожки»;
  • игра-имитация «Одевают детишки»;
  • рассматривание иллюстраций «Одежда»
  • иллюстрации по теме «Зимушка-зима», «Одежда»;
  • настольная игра: «Домовенок»;
  • ДИ «Что сначала, что потом»
  • Акция «Кормушки для птиц»;
  • Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании».
  • Оформление сезонного уголка «Зимушка-Зима»

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

  • рассматривание самовара;
  • сервировка стола  к чаепитию;
  • беседа о культуре поведения за столом;
  • игра «Зеркало»;
  • загадки о посуде.
  • зеркало,
  • самовар,
  • чайная посуда
  • запись русской народной песни «Ой, блины мои, блины»
  • Конкурс «Блинов»
  • Оформление папки –передвижки

«Потешки во время еды»;

  • Встреча за чашкой чая. Чаепитие.
  • Выставка «Ой блины, блины, блины, ой, блиночки, мои!»;
  • Чаепитие

«Сундучок Деда Мороза»

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.

  • разучивание стихов к Новому году.
  • украшение елочки.
  • загадки о елке, Дедушке морозе, Снегурочке.
  • «Волшебный сундучок»;
  • елочка;
  • елочные игрушки;
  • подборка новогодних стихов

  • Изготовление новогодних костюмов, масок, игрушек;
  • Папка-передвижка «История нового года»
  • Праздник у Новогодней елки;

Январь

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход.

«Пришла коляда - открывай ворота»

Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья - "козулей".

  • ДИ «Отгадай и назови»;
  • рассказ воспитателя о Рождестве, рождественских колядках;
  • чтение новых колядок педагогом;
  • беседа, вопросы уточняющего характера;
  • проговаривание колядок под музыку с движениями.
  • плоскостные изображения персонажей колядок

(коза, медведь);

  • маски животных;
  • музыкальные записи русских народных мелодий;
  • кассета с записями колядок.
  • Разучить с детьми предложенные воспитателем рождественские и новогодние колядки.
  • Прослушивание аудиозаписей;
  • Консультация в папке –передвижке «Рождество- семейный праздник»;
  • Оформление папки-передвижки «Коляда , коляда на кануне рождества», «Рождественские гадания»
  • Пополнение уголка ряженья: сарафан, рубашки, костюм скомороха, козы, медведя и т.д.

«Весёлые ложки»

Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.

  • разучивание потешки «Сорока-белобока»;
  • рассматривание деревянных  ложек;
  • пальчиковая игра: «Пальчик-мальчик»;
  • ДИ «Волшебная корзиночка»;
  • рисование «Веселые ложки»
  • деревянные ложки,
  • вырезанные из белой бумаги ложки для росписи;
  • краски гуашевые;
  • кисточки;
  • пальчиковый театр «Сорока-белобока»
  • Помощь родителей в создании мини-музея «Полочка народно-прикладного искусства»
  • Вовлечение родителей в мини-проект «Ложечка точеная –ручка золоченая»
  • Оформление папки

«Декоративно- прикладное искусство детям»;

  • Мини-проект «Ложечка точеная –ручка золоченая»

«Хозяйкины помощницы»

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым.

  • рассматривание предметов быта (сковорода, чугун, самовар, ухват, коромысло, угольный утюг);
  • пальчиковая игра

«Кот на печку пошел»;

  • чтение произведения

К.И.Чуковского  

«Федорино горе»;

  • загадки о посуде;
  • беседа о предметах быта.
  • иллюстрации к произведению «Федорено горе»;
  • познавательный альбом «Предметы быта»
  • Наблюдение за работой утюга во время глажки белья
  • Посещение мини-музея ДОУ «Утюги»

«Половичку курочка веничком метёт»

Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.

  • Настольный театр «Курочка ряба».
  • разучивание потешки

«Курочка- рябушечка»;

  • игра  «Вышла курочка гулять»
  • Фигурки для настольного театра «Курочка ряба»;
  • Иллюстрация к потешке «Курочка- рябушечка»;
  • Полумаски «Курочка», «Цыплятки»
  • Папка-передвижка «Домашние птицы»
  • Оформление познавательного альбома «Домашние птицы»

Февраль

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Практический выход

«Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая»

Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.

  • Беседа о Масленице
  • Разучивание песни «Блиночки»;
  • Рассматривание иллюстраций

  • Иллюстративный материал по теме «Праздник Масленицы»;
  • Аудиокассета с записью песни «Блиночки»
  • Папка –передвижка «Широкая масленица»

  • Оформление папки –передвижки. «Широкая масленица»

«Три медведя»

Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам о медведях;
  • Лепка «Миски для медведей»
  • Пластилин для лепки;
  • Предметы посуды
  • Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)
  • Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему: «Моя любимая сказка».
  • Изготовление театра на фланелеграфе «Три медведя».

«Маша и медведь»

Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы

  • Показ сказки;
  • Лепка  «Пирожки»
  • Игра « У медведя во бору»;
  • Постройка мебели из кубиков;
  • Загадки о диких животных.
  • Ковролинограф «Маша и медведь»;
  • Атрибуты к игре «У медведя во бору» (полумаски);
  • Кубики для конструирования мебели;
  • Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам
  • Просмотр мультфильма «Маша и медведь»;
  • Вовлечение родителей в организацию выставки «В гостях у Маши и Медведя»
  • Изготовление полумасок  «Маша», «Медведь»;
  • Выставка игрушек «В гостях у Маши и Медведя»

«Идёт коза рогатая»

Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

  • Разучивание потешки «Коза рогатая»;
  • Игра «Идет коза»;
  • Беседа о козе и ее пользе;
  • Загадки о домашних животных.
  • Картина коза с козлятами
  • Консультация:

«Пальчиковые игры в развитии речи детей»

  • Картотека пальчиковых игр

Март

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

«В гости к Хозяюшке»

Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

  • Беседа с детьми о различных фольклорных формах, которую дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки);
  • Рассказ педагога по пословицам и поговоркам;
  • Вопросы детям;
  • Составление рассказов детьми;
  • Хороводная игра

«Зайка».

  • Иллюстрации и картины по потешкам Ю.Васнецова;
  • Предметы народного промысла;
  • Произведения с малыми фольклорными формами.
  • Прослушивание аудиозаписи с малыми фольклорными формами  (сказки, песенки, колыбельные);
  • Разучивание с детьми поговорок, песенок, потешек, загадок;
  • Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний.
  • Анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».

«Приди, весна, с радостью»

Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка», "Грачи-киричи"; познакомить детей с традицией печь "жаворонков".

  • Рассматривание иллюстраций о  весне;
  • Разучивание потешки  «Рябина»;
  • Загадывание загадок о весне, птицах;
  • Аппликация «Скворечник»;
  • Хороводная игра

«Солнышко», «Воробей»

  • Познавательные альбомы «Весна»

«Птицы»;

  • Полумаски птиц: ласточки, грачи, скворцы, воробьи;
  • Цветная бумага для аппликации.
  • Знакомство с книжным уголком в группе.
  • Развлечение

« Веснянка»;

  • Оформление папки- передвижки « Весна»;
  • Подбор загадок на весеннюю тематику

«Трень-брень, гусельки»

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Игра «Угадай что звучит»;
  • Чтение сказки «Кот, петух и лиса»;
  • Игра « Лиса и зайцы»
  • Музыкальные инструменты: балалайка, барабан, металлофон, дудочка, гармошка;
  • Ширмочка;
  • Полумаски: «Заяц» (по количеству детей», «Лиса» (ведущий).

  • Просмотр передачи «Играй гармонь»;
  • Консультация «Как организовать праздник в семье»
  • Подбор картинок « Музыкальные Инструменты»;
  • Оформление альбома: «Музыкальные инструменты»;
  • Пополнение музыкального уголка новыми музыкальными игрушками и шумовыми инструментами

«В гости к бабушке Загадушке»

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

  • Рассматривание картинок домашние животные (игрушек)
  • Загадывание загадок;
  • Заучивание потешки «Гуси вы гуси»;
  • Игра « Лохматый пес»;
  • РИ « Усы, лапы, хвост»;
  • ДИ «Чья мама».
  • Иллюстрации ,картинки , игрушки(домашние животные).
  • Полумаски к игре.
  • Материал к игре: «Усы, лапы, хвост».

  • Выставка рисунков  «Мой любимый питомец».
  • Оформление познавательного альбома (папки) «Удивительный мир животных»
  • Фотовыставка «Мои любимые животные»

Апрель

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материал и оборудование

Преемственность

Д/с - семья

Практический выход

«Сорока-белобока кашу варила»

Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку.

  • Повторение потешки «Сорока-белобока кашу варила»;
  • ДИ «Найди предмет по описанию», «Кому что нужно для работы в избе»;
  • Аппликация

«Украсим горшок»

  • Рассматривание предметов быта;
  • Бумага для аппликации
  • Разучивание по просьбе воспитателя фольклорного материала: песенок-потешек, прибауток.
  • Оформление материала:

«Потешки во время еды»

«Репка»

Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

  • Пересказ сказки с  опорой на картинки к сказке;
  • Раскрашивание сюжетов сказки.
  • Атрибуты к сказке «Репка»: вязаные шапочки – «Бабушка», «Дедушка», «Внучка», «Жучка» «Кошка», «Мышка»
  • Консультация: «Роль семьи в речевом развитии детей (обмен опытом речевого развития в семье)»;
  • Вовлечение родителей в процесс изготовления атрибутов для драматизации сказки «Репка»
  • Подбор материала для выступления.

«Во дворе у бабушки»

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

  • Слушание сказок (аудиозапись);
  • Разучивание потешки « Наша - то хозяюшка сметлива была»
  • деревенский двор (фигурки животных);
  • аудиозаписи со сказками, потешками, колыбельными песенками.
  • деревянный домик;
  • кукла «Бабушка»;
  • Раскраски по сказкам
  • Совместный подбор игрушек –животных для оформления дидактического уголка «Птичий двор»
  • Оформление дидактического уголка «Птичий двор»
  • Пополнение групповой комнаты материалами для игр, иллюстративным материалом, дидактическими игрушками игрушки

«Курочка Ряба»

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.

  • ДИ «Собери сказку»;
  • Игра « Подбери яйцо по цвету»;
  • Хороводная игра

«Мыши водят хоровод»,

  • ДИ «Спрячь мышку в норку»
  • Пазлы к сказке «Курочка Ряба»;
  • Материал к игре «Подбери яйцо по цвету».
  • Консультация

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»;

  • Организация конкурса среди родителей «Пасхальное яйцо»
  • Выставка «Пасхальных яиц»

Май

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с – семья

Практический выход

«Солнышко, нарядись, красное, покажись»

Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

  • Заучивание заклички «Весна, весна красна!», потешки «Солнышко- ведрышко »;
  • Хороводная игра «Солнышко»;
  • ПИ «День-ночь»;
  • Рисование «Солнышко, солнышко раскидай колечки»;
  • Чтение сказки «Заюшкина избушка»
  • ДИ «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»,
  • НПИ по мотивам потешек (разрезные картинки, лото);
  • ДИ «Чего не хватает?» (игра с прищепками);
  • ДИ «Приделай лучики к солнышку»;
  • ДИ «Посади божью коровку на листок»
  • Иллюстрации Ю. Васнецова;
  • Краски для рисования;
  • Театр игрушек для потешки «Солнышко-ведрошко»;
  • Театр для фланелеграфа «Заюшкина избушка»

  • Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»;
  • Организация конкурса рисунков «Веселое солнышко»

.

  • Выставка рисунков «Веселое солнышко»

«Кто в тереме живёт»

Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

  • Показ театра «Теремок»;
  • Игра домино «Герои сказок»;
  • ДИ «Чья тень»;
  • ДИ «В гостях у сказки»;
  • ДИ «Угадай по голосу»
  • Театр кукол би-ба-бо по сказке «Теремок»;
  • материал к дидактическим играм
  • «Как сказка помогла» ( папка –передвижка)
  • Презентация: « Дикие животные»;
  • Пополнение  театрального уголка шапочками для драматизации сказки «Теремок»

«Ярмарка»

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.

  • Сюжетная игра «магазин»;
  • Игра « Кому что?»
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»: овощи, фрукты,  кондитерские изделия
  • Организация ярмарки совместно с родителями.
  • Подбор оборудования, материала для организации ярмарки.

«Сказки водят хоровод»

Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

  • Игра «Ералаш сказок»;  
  • Викторина по сказкам «Моя любимая сказка»;      
  • Драматизация сказки «Теремок»
  • Иллюстрации к сказкам;
  • Книжки со сказками
  • Сообщение на родительском собрании «Воспитываем любовь к книге»

  • Выставка книг «В гостях у сказки»

Мониторинг

Цель: изучить динамику развития речи ребенка;

стимулировать активность родителей в самообразовании по использованию малых форм фольклора

Мониторинг результативности по использованию фольклора в развитии речи детей 1 младшей группы

  • Диагностический материал (см. приложение №3)

Индивидуальная консультация родителей по итогам мониторинга

Результаты мониторинга. Постановка целей и задач на 2016-2017 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год

Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...

Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...

Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                       Тема самообразования:«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредс...

План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г

План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....