Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
учебно-методический материал (младшая группа)
Тема самообразования:
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Целью моей работы является изучение детского фольклора как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и апробировать систему мероприятий по развитию речи, основанную на использовании детского фольклора;
3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития речи детей младшего возраста.
4. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
5. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
6. Развивать фантазию, творческие способности, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах.
7. Создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
8. Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь дошкольников.
9. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Актуальность выбранной темы:
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.
Этапы | Пути реализации и формы работы. Содержание работы | Сроки | Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. |
Диагностический | Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС Д О). 2. Л., Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 3. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005 Оценка имеющихся условий для активизации речевой активности. Анкетирование родителей
| Познакомится с интернет- ресурсами. Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника). | |
Прогностический | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. | |
Практический | Внедрение опыта работы.
(применение игровой технологии для работы с детьми).
Результаты анкетирования родителей. | Рассказывание сказки» Курочка ряба» (с использованием театра би-ба-бо). Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Досуг «Кто к нам в гости пришёл?» (повторение знакомых потешек, сказок). Семейный конкурс: «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала). Опросник для Анкетирование для родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» театрализация сказки «Теремок» | |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. | Результатами работы по данной работе я считаю: - Развитие речи как средства общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развито понимание речи и продолжается активизация словаря: -Употребление усвоенных слов в самостоятельной речи детей - Способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания - Освоение диалогической и монологической речи. - Развитие предпосылок развития сюжетно-ролевой игры - Развитие активности и понимания речи - Реализуется система работы с родителями по развитию речи детей 2 – 3 лет - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие». В результате работы по теме самообразования - у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; -обогатилась устная речь; -развились фантазия и воображение; -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. |
Перспективный план по самообразованию.
Месяц | Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
сентябрь |
1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования. |
1.Использование потешек в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; |
1.Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей. |
октябрь | 1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы; | 1. Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1. Консультация для родителей: 2. Оформление папки передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки». |
ноябрь | 1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; 3. Изготовление фланелеграфа; | 1. Использовние потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Игровое занятие «У Аленки в гостях». | 1. Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»; 2. Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». |
декабрь | 1. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»; 2.Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами) | 1.Использование потешек в режимных моментах; 2. Развлечение: 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома; 2. Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. |
январь | 1.Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»; 2.Обустроить уголок ряженья; 3.Обновление и пополнение театра на фланелеграфе (потешки, сказки); | 1.Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | 1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам; 2.Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам; |
февраль | 1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2. Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям; | 1.Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1. Консультация «Почитай мне мама сказку»; 2.Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах к р.н.с. «Теремок»; |
март | 1.Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам; 2.Изготовление настольно – печатных игр по сказкам; | 1. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 2.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации); 6. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1.Оформление родителями: альбом потешек, книжка- игрушка; 2.Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»; |
апрель | 1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | 1.Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры -драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 5. Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»; | 1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов к р.н.с. |
май | 1.Диагностика по теме самообразования; 2.Отчет на пед.совете по теме самообразования; 3.Составления плана на новый учебный год. | Итоговое занятие | 1.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. |
Литература:
Автор | Название | Год издательства | Издательство |
Л.Н. Павлова | Фольклор для маленьких | Журнал «Дошкольное воспитание» 1990, № 4, 7, 10 | |
М.Н. Мельников | Русский детский фольклор | 1987 | М. Просвещение |
В.Г. Лунина | Воспитание детей на традициях русской культуры | 2005
| М. : ЦГЛ
|
Князева О.Л., Маханёва М.Д. | Приобщение детей к истокам русской культуры | 2008 | С-Пб |
Сост. В. Аникин. | Русский фольклор | 1985 | М |
Янушко Е.А. | Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет | 2009 | М |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_1_mladshey_gruppy.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Целью моей работы является изучение детского фольклора как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и апробировать систему мероприятий по развитию речи, основанную на использовании детского фольклора;
3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития речи детей младшего возраста.
4. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
5. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
6. Развивать фантазию, творческие способности, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах.
7. Создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
8. Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь дошкольников.
9. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Актуальность выбранной темы:
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.
Этапы | Пути реализации и формы работы. Содержание работы | Сроки | Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. |
Диагностический | Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС Д О). 2. Л., Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 3. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005 Оценка имеющихся условий для активизации речевой активности. Анкетирование родителей
| Познакомится с интернет- ресурсами. Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника). | |
Прогностический | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. | |
Практический | Внедрение опыта работы.
(применение игровой технологии для работы с детьми).
Результаты анкетирования родителей. | Рассказывание сказки» Курочка ряба» (с использованием театра би-ба-бо). Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Досуг «Кто к нам в гости пришёл?» (повторение знакомых потешек, сказок). Семейный конкурс: «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала). Опросник для Анкетирование для родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» театрализация сказки «Теремок» | |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. | Результатами работы по данной работе я считаю: - Развитие речи как средства общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развито понимание речи и продолжается активизация словаря: -Употребление усвоенных слов в самостоятельной речи детей - Способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания - Освоение диалогической и монологической речи. - Развитие предпосылок развития сюжетно-ролевой игры - Развитие активности и понимания речи - Реализуется система работы с родителями по развитию речи детей 2 – 3 лет - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие». В результате работы по теме самообразования - у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; -обогатилась устная речь; -развились фантазия и воображение; -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. |
Перспективный план по самообразованию.
Месяц | Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
сентябрь |
1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования. |
1.Использование потешек в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; |
1.Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей. |
октябрь | 1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы; | 1. Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1. Консультация для родителей: 2. Оформление папки передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки». |
ноябрь | 1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; 3. Изготовление фланелеграфа; | 1. Использовние потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Игровое занятие «У Аленки в гостях». | 1. Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»; 2. Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». |
декабрь | 1. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»; 2.Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами) | 1.Использование потешек в режимных моментах; 2. Развлечение: 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома; 2. Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. |
январь | 1.Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»; 2.Обустроить уголок ряженья; 3.Обновление и пополнение театра на фланелеграфе (потешки, сказки); | 1.Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | 1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам; 2.Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам; |
февраль | 1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2. Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям; | 1.Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1. Консультация «Почитай мне мама сказку»; 2.Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах к р.н.с. «Теремок»; |
март | 1.Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам; 2.Изготовление настольно – печатных игр по сказкам; | 1. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 2.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации); 6. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | 1.Оформление родителями: альбом потешек, книжка- игрушка; 2.Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»; |
апрель | 1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | 1.Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры -драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 5. Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»; | 1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов к р.н.с. |
май | 1.Диагностика по теме самообразования; 2.Отчет на пед.совете по теме самообразования; 3.Составления плана на новый учебный год. | Итоговое занятие | 1.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. |
Литература:
Автор | Название | Год издательства | Издательство |
Л.Н. Павлова | Фольклор для маленьких | Журнал «Дошкольное воспитание» 1990, № 4, 7, 10 | |
М.Н. Мельников | Русский детский фольклор | 1987 | М. Просвещение |
В.Г. Лунина | Воспитание детей на традициях русской культуры | 2005
| М. : ЦГЛ
|
Князева О.Л., Маханёва М.Д. | Приобщение детей к истокам русской культуры | 2008 | С-Пб |
Сост. В. Аникин. | Русский фольклор | 1985 | М |
Янушко Е.А. | Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет | 2009 | М |
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ МНОЮ БЫЛА ИЗУЧЕНА ТЕМА
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы ((загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с потешками, прибаутками, пестушками, песенками, сказками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.
В ходе работы над темой самообразования мною была созданы папки-передвижки: «Наши сказки», «Пальчиковые игры», «Песенки, потешки».
Известно, что потешки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Потешка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство со сказками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в сказке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа- спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Анкета
«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» !
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
4. Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________
5. Читаете ли Вы детям сказки, потешки, песенки? Как часто?___________________
___________________________________________________________
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________
8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________
__________________________________________________________
Консультация для родителей.
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед родителями и педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Уже в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей раннего возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети раннего возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Пояснительная записка «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...
План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2015-2016 учебный год
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...
Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год
Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...
Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...
План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г
План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....