Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"
материал (младшая группа)
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Папка по самообразованию (пояснительная записка,перспективный план, анализ изучения) | 60.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка -детский сад № 1 «Мечта» г.Ртищево Саратовской области»
(ЦРР МДОУ детский сад № 1 г.Ртищево)
Самообразование по теме:
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора».
Воспитатель: Борисова Л.А.
2019-2020 учебный год.
Тема самообразования:
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Целью моей работы является изучение детского фольклора как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- Разработать и апробировать систему мероприятий по развитию речи, основанную на использовании детского фольклора;
- Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития речи детей младшего возраста.
- Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Развивать фантазию, творческие способности, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах.
- Создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
- Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь дошкольников.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Пояснительная записка
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский
Актуальность
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема:
Не смотря на то, что стремительно развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, но вместе с ней начинает терять эмоциональность народный язык. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Может поэтому, речь наших детей стала терять яркость, лишена ярких, образных выражений.
Может ли заменить компьютер живое общение со взрослым? Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:
- теперь каждый третий ребёнок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков,
- каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,
- большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,
- проблемным является рассказывание и свободное говорение,
- около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно,
- отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.
Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.
Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т.д.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную, без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
Гипотеза проекта:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы(загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Произведения народного фольклора способствуют пробуждению познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей раннего возраста, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки – все это представляет собой речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности при работе с детьми в условиях ДОУ.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей дошкольного возраста я выбрала следующую методическую тему «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора».
Этапы работы над темой самообразования.
Первый этап (Глава 1)- поисково-теоретическое, направление на анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Второй этап (Глава 2) - поиск способов и методов использования народного фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста. Составление перспективного плана работы с детьми
Третий этап – практический. Внедрение примерного плана работы в деятельность с детьми.
1.Мои педагогические исследования:
1.1.Место народного фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены поэтическая фантазия, идеи и стремления народа, чувства, переживания, мечты о справедливости и счастье.
Народная мудрость, доброта, юмор народного творчества должны предстать в доступном, самобытном исполнении. Особое внимание должно отводиться детскому фольклору. Формированию детского фольклора способствуют несколько факторов, среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой и др.
По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.
Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В., малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребенка от 2 до 3 лет.
В работе с детьми младшего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами.
Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора:
- занятия;
- игры;
- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
- досуги;
- календарные праздники.
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.
Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:
1. Первичное понимание предъявляемого материала.
2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
3. Заучивание или повторение текстов.
4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.
Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно - речевой деятельности.
Детский фольклор развивает в ребенке отзывчивость, добрые эмоции. Путь становления ребенка как личности проходит через художественную литературу.
Многие педагоги и психологи, как В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.; фольклористы Э.Е. Алексеев, В.Ф. Аникин, А.Ф. Афанасьев, А.Ф. Белоусов, М.А. Булатов, Н.М. Бэешу, О.И. Капица, М.С. Колесов, Ю.Г. Круглов, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн, В.М. Щуров и др. определяли важное значение фольклора и народных игр в жизни человека. Фольклорные произведения малого и крупного жанров (загадки, пословицы, поговорки, пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки и др.), отражают богатство русского языка: обилие образных слов и оборотов речи, особенности построения сложных и простых предложений и способствуют развитию речи детей раннего возраста.
Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
1.2. Жанры народного фольклора и их характеристика.
Использование произведений народного творчества в работе по развитию речи должно быть систематизировано с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
Приговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.
Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.
Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.
Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.
Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.
Исследуя значение устной народной поэзии в развитии речи дошкольников, следует иметь в виду, что определенные ее жанры адресованы и доступны детям начиная с раннего возраста.
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
1.3 Развитие речи детей раннего дошкольного возраста
Чтобы правильно и грамотно организовать работу с детьми дошкольного возраста по развитию их речи, педагог должен очень хорошо знать особенности ее развития на том или ином этапе развития ребенка.
Овладение речью — один из главных этапов развития ребенка раннего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.
Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет:
- Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи.
- Совершенствование лексики и семантики детской речи.
- Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому.
Лексика - под этим словом понимают совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Семантика – здесь понимается система правил, которая занимается рассмотрением значения слова, а также изменениями в значении слов.
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Грамматика – под этим словом понимают закономерности образования и употребления форм слов.
К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, он начинает называть вещи своими словами. Ребенок годовалого возраста реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющим ми ее предметами. К году у ребенка обычно имеется довольно богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У него сложились определенные представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы. После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов, пользуясь языком мимики, жестов, просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует. Примерно до 1,6—1,8 лет у ребенка развивается понимание речи, прирост активного словаря незначителен.
До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. Процесс становления фонематического слуха в основном завершается к двум годам, когда ребёнок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой.
Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи. В этом возрасте ребенок с помощью речи начинает овладевать собственным поведением и управлять поведением окружающих людей. На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». Дети в 2 года имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.
К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения с помощью служебных слов, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3. В период от 2 до 3 лет идет интенсивное формирование грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений.
Аспекты развития речи детей в раннем возрасте:
-применение игры в развитии речи детей;
-применение фольклора в развитии речи детей;
-связь развития мелкой моторики и речи детей;
-роль семьи в развитии речи детей.
Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой — организацию специальных игр и занятий.
- Мои педагогические выводы о способах и методах
использования народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Изучив методическую литературу по данной теме, я сделала для себя следующие выводы.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества - многоплановое.
В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление. Загадки – замечательный материал для подобных развивающих игр-занятий.
Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.
Например, в игры-забавы вводятся хорошо известные детям потешки для того, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».
Для реализации своей методической темы, в группе подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Развитие речи детей младшего возраста через устное народное творчество помогает лучше адаптироваться в окружающем мире, пополняет активный и пассивный словарь, развивает художественно-эстетические, познавательные способности детей. Откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, ребенок способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
Составлен перспективный план работы с детьми. План составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией М.А. .Васильевой, Н.Е. Веракса, с учётом программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории. Проект направлен на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством
Перспективный план работы с детьми на 2019-2020 уч.г. | |||
Тема | Задачи | Виды деятельности. Методы и приёмы | Сроки выполнения |
Адаптационный период | Сентябрь | ||
Прибаутки, потешки. | Знакомство с понятиями «прибаутка», «потешка». | Беседа на основе наглядного материала Проведение русской народной подвижной игры «Оладушки» с заучиванием текста | Октябрь |
Кукла Катя, засыпай! | Знакомство с колыбельными песнями. | Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца» | |
Веселые считалки | Познакомить детей с понятием считалка. Заучить считалку «Раз, два, три, четыре, пять…» | Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки». | |
Образ Петрушки в малых фольклорных формах | Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни, заученные на предыдущих неделях | Игра-драматизация «Петя-петушок» | |
Потешки. | Продолжать знакомство с потешками, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Заучить наизусть потешку «Котик». | Поем потешку «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы. | Ноябрь |
«Люли-люленьки» | Продолжать знакомство с колыбельной песней. Заучить колыбельную «Люли-люленьки. | Прослушивание колыбельных песен на СD, заучивание колыбельных песен. | |
Считалочки | Продолжать знакомство со считалочками. Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке..» | Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Огород». | |
Образ Котика в малых фольклорных формах | Продолжать знакомство с потешками, колыбельным, считалочками о Котике. Учить выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Игра-драматизация «Кошки-мышки» | |
Русские народные хороводы-игры | Познакомить детей с русскими народными хороводами. Рассказать им, для чего применяли хороводы в быту. | Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай». Пение песенки «Заинька», используя танцевальные движения. | Декабрь |
Гори, гори ясно | Научить детей играть в русскую народную игру «Горелки» | Проведение русской народной игры «Горелки» | |
Дед Мороз | Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». | Проведение русской народной хороводной игры «Дед Мороз», используя считалочку «Витя-карапуз» | |
Русская народная хоровод-игра «Зимушка - зима» | Закрепить умение играть в русскую народную хоровод-игру «Горелки» | Проведение русской народной хороводной игры «Зимушка-зима» | |
Русская народная игра «Рыбаки и рыбки» | Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы» | Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы» | Январь |
Русская народная игра «Заинька» | Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька» | Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки. | |
Познакомимся с загадкой. | Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка. | Загадывание загадок. | |
Загадки и потешки | Уточнить представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки. Вспомнить и повторить потешку «Петушок», заучить наизусть загадку про корову. | Февраль | |
Зимние загадки | Познакомить детей с зимними явлениями природы через загадку | Русская народная игра «Зайка» | |
Загадки о животных | Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу. | Игра «Кошки-мышки» | |
Русская народная сказка «Репка» (театр) | Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи. | Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций. | |
Русская народная сказка «Теремок» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. | Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций. | Март |
Русская народная сказка «Козлята и волк» | Учить интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок. Используя структурно-логическую схему, учить составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать глагольную речь. | Прочтение сказки, прослушивание музыкальных фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций | |
Русская народная сказка «Маша и медведь» | Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Медведь и дети» | |
Загадки о весне | Продолжать учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении | Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца» | |
Колыбельная песня «Баю-бай» | Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Заучить наизусть колыбельную «Баю-бай» | Пропевание колыбельных песен. | Апрель |
Считалочки | Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, заучить наизусть считалочку «Кукушка» | ||
Веселый огородник | Научить играть в русскую народную хороводную игру «Огородник» Научить играть в русскую народную хороводную игру «Огородник» | Русская народная хороводная игра «Огородник» | |
Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот» | Учить внимательно, слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. | Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок. | |
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки | Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису | Май |
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. | Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гуси-лебеди» | |
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк» | Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характер и поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. | Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели» | |
Подведение итогов |
Анализ изучения темы
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА »
за 2019-2020 уч. год.
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.
Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнает близких, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
У меня был небольшой опыт работы с детьми старшей группы по изучению фольклора. Большое внимание я уделяла изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, закличкам. Также, наряду с этим материалом, использовала такую форму работы, как беседа. Дело в том, что давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. А ведь так важно дать дошкольнику эти знания для дальнейшего формирования его личности и приобщения к русской культуре.
Моя работа была нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Ведь, как сказал великий классик М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре». Именно поэтому тема данной работы мне очень близка. Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Прекрасная русская пословица гласит: "Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле". Я согласна с этой мудростью русского народа и считаю, что начинать знакомство ребенка с фольклором нужно уже в группах раннего возраста с 2-летними детьми.
Сейчас я работаю в младшей группе детского сада с детьми 3 – 4 лет. Первое знакомство ребенка с народной поэзией я начинаю с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
При исполнении народного произведения я стараюсь обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, мною устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста, я стараюсь учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь мне очень помогают такие малые формы фольклора как потешки. Я подбираю и выразительно рассказываю потешку, которая помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.
Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!
Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить на два месяца раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют.
С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.
Народный фольклор имеет множество потешек, чтобы приготовить ребенка ко сну, успокоить его, если он перевозбужден. Я произношу их речитативом или напеваю.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.
В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов мне помогают малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает их, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Я стараюсь подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью я обыгрываю малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.
Чтобы привить детям любовь к наследию предков, я планирую в ближайшее время создать в детском саду старую русскую избу – специальную комнату, в которой можно собрать предметы «старины глубокой».
Здесь можно будет рассматривать старинную деревенскую утварь. Экспонаты я постараюсь расставить и развесить так, как это было принято в настоящей русской избе. Собранные предметы будут использоваться для ознакомления детей с укладом жизни крестьян, а также для проведения фольклорных мероприятий, праздников.
Многие стариные русские традиции в наше время начинают угасать, забываться. А ведь так важно знать о том, как жили наши предки, ведь без знания своего прошлого нельзя постичь настоящее. Вот почему нужно закладывать в маленьких детях любовь к наследию своих предков с самого раннего возраста.
Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период, неговорящие дети стали разговаривать. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, пестушки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа, что, в свою очередь, воспитывает и патриотические чувства ребенка.
Поэтому мой путь - это обращение к российской старине, попытка реализовать в современных условиях традиционные ценности, фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы.
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Пояснительная записка «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...
План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2015-2016 учебный год
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...
Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год
Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...
Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Тема самообразования:«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредс...
План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г
План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....