Речевые игры "Многозначность слова"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Играть в речевые игры очень полезно. Игра в такие игры обогощает словарный запас, развивает мышление , воображение, тренерует память дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_mnogoznachnost.docx | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Обогащаем словарь детей, знакомимся с многозначными словами.
Игра 1. Что бывает острым?
Цель: познакомить с различными значениями слова « острый».
Назовите предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб); острая (пила, игла); острое (перо, стекло, копье), острые (ножницы, иглы).
Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»?
Кто остроумный из ваших знакомых, друзей?
Игра 2. Куда бежатъ?
Цель: познакомить с различными значениями слова бежать.
Взрослый загадывает загадки:
Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой.
Что это?
(Ветер)
Летом бежит, зимой спит.
Весна настала — опять побежала.
(Речка)
Кто за тобой бежит, а догнать не может.
(Тень)
Кто и что может бежать?
Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног».
Игра 3. Хвост
Цель: познакомить с различными значениями слова хвост.
Взрослый загадывает загадки:
Нос стальной, а хвост льняной.
(Игла)
На речке под мостиком она виляет хвостиком.
(Рыба)
Хвост узорами, сапоги со шпорами.
(Петух)
Утка в море, а хвост на заборе.
(Ковш)
Что еще мы называем словом «хвост»?
У девочки волосы завязаны хвостиком. У морковки зеленый хвостик.
Как вы понимаете выражения: «Держи хвост трубой», «Хвост поджать», «Наступить на хвост», «Тянуть кота за хвост»?
Какие выражения вам больше всего понравились?
Игра 4. Бить
Цель: познакомить с различными значениями слова бить.
Материал: карточки, на которых изображены: мальчик бьет в барабан, часы с маятником, разбитая чашка, мальчик бьет по мячу, мужчина забивает гвоздь.
Взрослый загадывает загадку:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко,
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)
Закончите предложения.
Мальчик бьет... (в барабан). Часы бьют...( громко). Девочка разбила... (чашку). Бьет фонтан...( во дворе). Мальчик бьет ногой по мячу, он... (забил мяч в ворота). Папа забивает гвоздь... (в доску).
Как вы понимаете выражения: «Бить баклуши», «Бить в одну точку», «Бить мимо цели», «Бить ключом».
Игра 5. Звонок — звонить
Цель: формировать умение распознавать значения слов в разных контекстах.
Послушайте предложение. Звенит звонок веселый. Про какой звонок здесь говорится?
(Про колокольчик, школьный звонок).
Какие предметы называют словом «звонок»? Какие звонки вы знаете? (Дверной, телефонный, велосипедный).
Звонить во все колокола — в каких случаях так говорят?
Закончите пpeдложения.
Звонит... (телефон). У велосипеда есть... (звонок). Дверь со звонком... (находится в доме).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала
Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...
Конспект НОД с использованием современных образовательных технологий Речевое развитие «Слово» (закрепление материала) с детьми подготовительной группы .
Закрепление понятий "слово", "буква", "звук", гласные, согласные(твердые, мягкие), обогащение словарного запаса с детьми подготовительной к школе группы...
Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями
Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова». Составление предложений из 2, 3, 4 слов»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации и интерактивной доски....
Статья в журнале "Логопед" Речевой клуб "Слово - ребенку!"
В данной статье представлены напрвления и содержание работы речевого клуба в детском саду....
Конспект НОД по речевому развитию " Слово и предложение"
Занятие по речевому развитию " Слово и предложение" для детей 6-7 лет....
Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения» для детей старшего дошкольного возраста
Формировать умения составлять и распространять предложение относится к основным навыкам речевого развития. И уже с дошкольного возраста необходимо развивать их на занятиях....