НОД по речевому развитию "Составление сказки про то, ка ёж зайца спасал"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Савицкая Ирина Валерьевна

Речевое развитие. Сочинение сказки по теме: «Как ёж зайца спасал».

Цель: Учить детей придумывать сказку на предложенную тему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_skazka_pro_ezha_i_zaytsa.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение сказки по теме: «Как ёж зайца спасал».

Цель: Учить детей придумывать сказку на предложенную тему.

Задачи:

  1. Формировать умение давать описание внешнего вида персонажей, о местах их обитания, особенностей питания и поведения.
  2. Активизировать словарь детей: развивать связную речь, грамматический строй речи, воображение. Учить подбирать однокоренные слова,  синонимы и антонимы.
  3.  Воспитывать интерес к занятию.

Организация НОД:

Эмоциональный настрой:

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Отгадайте загадку:

Что за дверь такой,

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши выше головы. (Заяц).

На экране появляется изображение зайца.

- Давайте составим рассказ-описание о зайце.

 Описать - значит рассказать, какой заяц, его внешний вид, действия и повадки. А поможет нам составить рассказ – МНЕМОТАБЛИЦА.

Посмотрите на мнемотаблицу и расскажите по ней про зайца (Заяц серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий. Живут под деревом или кустом. Зайцы питаются травой и корой).

- Скажите, а какой заяц по характеру, повадкам? (ответы детей)

 - А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову – трусливый  (Ответы детей: боязливый, пугливый…)

- Слова: трусливый, боязливый, пугливый по смыслу близкие, это слова-друзья.

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель спрашивает:

- «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да похожи. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».

- Почему заяц трусливый?

- Много ли у него врагов?

- Кто является врагом зайца? (перечисляют)

- А как вы думаете, у зайца есть друзья? Кто это может быть?

Следующая загадка:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много

А нитки ни одной. (Ёж).

На экране появляется изображение ёжа.

  А сейчас, расскажите, пожалуйста, про ёжа.

Составление детьми рассказа с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: - Какой ёж по характеру? (ответы детей)

- Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

Слова: смелый, храбрый, отважный, так же похожи, близки по смыслу, это слова-друзья.

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: храбрый, отважный, смелый? Да похожи. Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

А  давайте поиграем в игру, где вы  будете придумывать слова противоположные по значению.

Скажу я слово высоко

А ты ответишь ...низко.

Скажу я слово далеко

А ты ответишь …близко.

Скажу я слово трус

Ответишь ты …храбрец.

Теперь начало я скажу

Ну отвечай – …конец.

- Где живут ёж и заяц? (в лесу).

Давайте от слова лес образуем новые слова – лесовичок, лесок, лесная, лесник.

Физкультминутка: «Песенка комара и воды»

Я буду произносить звуки, а вы постарайтесь догадаться, чья эта песенка «з» - песенка комара, «с» - песенка воды. Если услышите песенку комара, будете отмахиваться, но если песенку воды, должны умываться (не касаясь руками лица).

- А как вы думаете, зачем ежу нужны иголки?

- Какие иголки вы еще знаете? (вязальные, пошивочные, ёлочные, медицинские).

Мы выяснили, что ёж смелый, заяц трусливый. Но они друзья. Поэтому, я предлагаю вам придумать сказки о том «Как ёж зайца спасал».

- Подумайте, что могло случиться с зайцем, и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Когда будете сочинять сказку, не забывайте, что у сказки есть начало. Как начинаются обычно сказки? Какими словами? (Жили-были, жил-был)

В сказке есть середина и конец. Сказка всегда заканчивается хорошо, добро побеждает зло.

Давайте сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком су-джок

«Ёжик»

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ёжик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик – ёжик мы возьмём, (подбрасывают мячик вверх),

Покатаем и потрём (прокатывают между ладошек)

И иголки посчитаем (пальчиками мнут иголки мячика)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасывают мячик вверх)

Пустим ёжика на стол, (кладут мячик на стол)

Ручкой ёжика прижмём (рукой прижимают мячик)

И немножко покатаем… (катают мячик)

Потом ручку поменяем (меняют руки).

Придумывание сказок детьми.

Дети придумывают свои сказки и схематично зарисовывают их на бумаге. (3-4 ребёнка выходят со своими схемами и рассказывают  составленные сказки).

Рефлексия:

-  Вам понравилось составлять сказки?

- Кому было сложно придумывать сказку?

- Почему? (ответы детей)

- А чья сказка вам понравилась больше?

- Почему? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по речевому развитию на тему: "Как лиса за зайцем охотилась".

НОД по речеаому развитию на тему: "Как лиса за зайцем охотилась"...

Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»

Задачи. Связная речь: учить детей самостоятельно приду­мывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сю­жета, средств...

НОД по речевому развитию "Сказка про храброго зайца..."

формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы...

Сказка «Как ёжик Крошка помог зайцу Прошке».

сказка сочиненная детьми 6-7 лет...

Конспект занятия в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»

Конспект занятия в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «О том, как Лиса Зайца обманула. Сказка «Лиса и Заяц»» для детей среднего возраста

Цель занятия: Научить пересказывают знакомую сказку по мнемотаблице, сопоставлять  геометрические фигуры разного размера с героями сказки (самый маленький квадрат - петушок, чуть больше - заяц и ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Чудесные истории про зайца по имени Лёк»

Тема занятия: Беседа по произведению сказки народов Западной Африки в переводе Ольги Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий...