НОД по речевому развитию "Составление сказки про то, ка ёж зайца спасал"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Речевое развитие. Сочинение сказки по теме: «Как ёж зайца спасал».
Цель: Учить детей придумывать сказку на предложенную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_skazka_pro_ezha_i_zaytsa.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение сказки по теме: «Как ёж зайца спасал».
Цель: Учить детей придумывать сказку на предложенную тему.
Задачи:
- Формировать умение давать описание внешнего вида персонажей, о местах их обитания, особенностей питания и поведения.
- Активизировать словарь детей: развивать связную речь, грамматический строй речи, воображение. Учить подбирать однокоренные слова, синонимы и антонимы.
- Воспитывать интерес к занятию.
Организация НОД:
Эмоциональный настрой:
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Отгадайте загадку:
Что за дверь такой,
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Заяц).
На экране появляется изображение зайца.
- Давайте составим рассказ-описание о зайце.
Описать - значит рассказать, какой заяц, его внешний вид, действия и повадки. А поможет нам составить рассказ – МНЕМОТАБЛИЦА.
Посмотрите на мнемотаблицу и расскажите по ней про зайца (Заяц серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий. Живут под деревом или кустом. Зайцы питаются травой и корой).
- Скажите, а какой заяц по характеру, повадкам? (ответы детей)
- А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову – трусливый (Ответы детей: боязливый, пугливый…)
- Слова: трусливый, боязливый, пугливый по смыслу близкие, это слова-друзья.
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель спрашивает:
- «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да похожи. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».
- Почему заяц трусливый?
- Много ли у него врагов?
- Кто является врагом зайца? (перечисляют)
- А как вы думаете, у зайца есть друзья? Кто это может быть?
Следующая загадка:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной. (Ёж).
На экране появляется изображение ёжа.
А сейчас, расскажите, пожалуйста, про ёжа.
Составление детьми рассказа с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: - Какой ёж по характеру? (ответы детей)
- Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.
Слова: смелый, храбрый, отважный, так же похожи, близки по смыслу, это слова-друзья.
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: храбрый, отважный, смелый? Да похожи. Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
А давайте поиграем в игру, где вы будете придумывать слова противоположные по значению.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь ...низко.
Скажу я слово далеко
А ты ответишь …близко.
Скажу я слово трус
Ответишь ты …храбрец.
Теперь начало я скажу
Ну отвечай – …конец.
- Где живут ёж и заяц? (в лесу).
Давайте от слова лес образуем новые слова – лесовичок, лесок, лесная, лесник.
Физкультминутка: «Песенка комара и воды»
Я буду произносить звуки, а вы постарайтесь догадаться, чья эта песенка «з» - песенка комара, «с» - песенка воды. Если услышите песенку комара, будете отмахиваться, но если песенку воды, должны умываться (не касаясь руками лица).
- А как вы думаете, зачем ежу нужны иголки?
- Какие иголки вы еще знаете? (вязальные, пошивочные, ёлочные, медицинские).
Мы выяснили, что ёж смелый, заяц трусливый. Но они друзья. Поэтому, я предлагаю вам придумать сказки о том «Как ёж зайца спасал».
- Подумайте, что могло случиться с зайцем, и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
Когда будете сочинять сказку, не забывайте, что у сказки есть начало. Как начинаются обычно сказки? Какими словами? (Жили-были, жил-был)
В сказке есть середина и конец. Сказка всегда заканчивается хорошо, добро побеждает зло.
Давайте сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком су-джок
«Ёжик»
Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ёжик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик – ёжик мы возьмём, (подбрасывают мячик вверх),
Покатаем и потрём (прокатывают между ладошек)
И иголки посчитаем (пальчиками мнут иголки мячика)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасывают мячик вверх)
Пустим ёжика на стол, (кладут мячик на стол)
Ручкой ёжика прижмём (рукой прижимают мячик)
И немножко покатаем… (катают мячик)
Потом ручку поменяем (меняют руки).
Придумывание сказок детьми.
Дети придумывают свои сказки и схематично зарисовывают их на бумаге. (3-4 ребёнка выходят со своими схемами и рассказывают составленные сказки).
Рефлексия:
- Вам понравилось составлять сказки?
- Кому было сложно придумывать сказку?
- Почему? (ответы детей)
- А чья сказка вам понравилась больше?
- Почему? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по речевому развитию на тему: "Как лиса за зайцем охотилась".
НОД по речеаому развитию на тему: "Как лиса за зайцем охотилась"...
Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»
Задачи. Связная речь: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средств...
НОД по речевому развитию "Сказка про храброго зайца..."
формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы...
Сказка «Как ёжик Крошка помог зайцу Прошке».
сказка сочиненная детьми 6-7 лет...
Конспект занятия в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»
Конспект занятия в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «О том, как Лиса Зайца обманула. Сказка «Лиса и Заяц»» для детей среднего возраста
Цель занятия: Научить пересказывают знакомую сказку по мнемотаблице, сопоставлять геометрические фигуры разного размера с героями сказки (самый маленький квадрат - петушок, чуть больше - заяц и ...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Чудесные истории про зайца по имени Лёк»
Тема занятия: Беседа по произведению сказки народов Западной Африки в переводе Ольги Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий...