Консультация для педагогов «Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Василькова Надежда Валентиновна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана» ДО

Консультация для педагогов

 «Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения»

Выполнила:

Воспитатель  гр. № 6 «Солнышко»

Василькова Н.В.

Ноябрь, 2019 г.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение  и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать , как свои, радости и горести героев.

Воспитатель должен формировать у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок уже может в среднем дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведения. Старшие дошкольники часто ставят себя на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни.

Обучение пересказу-кропотливый и трудоемкий процесс, и отсюда возникают вопросы: Каким должен быть текст пересказа? Какие литературные жанры выбрать? Каким по объему должно быть произведение? Как должна строиться работа по обучению пересказу? Какие приемы обучения пересказу использовать при разных возрастных группах? Как влияет пересказ на речевое и умственное развитие ребенка? Как заинтересовать детей пересказом, чтобы процесс рассказывания не был скучным?

Итак, нужно помнить, что пересказ –это одно из средств развития речи дошкольника, поэтому выбранное произведение должно соответствовать требованиям, а именно: быть доступным по содержанию, с хорошей композицией, небольшого размера, различного жанра, оно должно учить полезному и развивать положительные черты личности ребенка.

Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогам, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. При анализе литературного произведения хорошо использовать алгоритм, предложенный Н.М.Журавлевой.

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Свою работу надо начинать с постановки задач:

Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:

-выделять основные составляющие,

- устанавливать причинно-следственные языки,

-видеть результат.

2. Учить детей анализировать литературного произведения:

- выделять и называть героев сказки,

-определять свойства их характера,

-определять цель героя сказки, его действия,

Определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,

-давать совет литературному герою.

3. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.

Программой воспитания и обучения определены литературные произведения для каждого возрастного периода.

Анализировать произведение надо начинать по линии героя. Сколько героев, столько и линий, сколько линий , столько и мудрости в произведении. При любых разногласиях в оценке героев следует обращаться к тексту.

Для проведения такого занятия необходимы следующие условия:

-текст должен быть хорошо знаком детям (чтение заранее)

-по длительности занятие должно быть коротким и динамичным,

-во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер)

-занятие должно быть эмоционально насыщенным.

С детьми проводится предварительная работа:

-выразительное прочтение детям литературного произведения,

-обыгрывание сказки с помощью игрушек, -разыгрывание этюдов,

Моделирование проблемной ситуации.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Предварительная работа:

-Игра «Теремок» (герои сказок)

-д/и «Скажи наоборот»(черты характера)

-рисование героев сказки

-д/и «Угадай героя сказки»(по описанию)

-разыгрывание эпизодов сказки по ролям,

- игра «Да-нет» (с помощью вопросов определить задуманных герое сказки)

-игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки)

Анализ русской народной  сказки «Лисичка со скалочкой»

Герой что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Лиса обогатиться шла, нашла, попросилась на ночлег, легла на лавочку, уснула, встала, съела, потребовала жадность, хитрость, наглость….

Потрепали собаки-нельзя жадничать. Хочешь себе добра, никому не делай зла. Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

Решение проблем по сказке:

Лиса взяла обманом , была потрепана собаками.

Если возьмет обманом , то «+»поест.

«-» ей попадет от собак.

Если не обманет , то : «+» не поест, будет голодная

«-» не будет потрепана собаками.

Противоречие: Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?

Ресурсы лисы : может предложить свою помощь по дому ; убрать, сготовить, понянчить с детьми , поиграть.

Русская народная сказка «Сивка –бурка».

Цели:

  1. Познакомить детей с новым произведением.
  2. Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героев.
  3. Воспитывать внимательность , любовь к сказке.

Методические приемы:

  1. Выразительное чтение сказки воспитателя.
  2. Беседа с детьми, вопросы: Кто главные герои сказки? Расскажите как случилось, что Иванушка подружился с конем? Опишите коня .Каким заветным словом звал Сивку –Бурку Иванушка ?Что происходило трижды в сказке? Как Иванушке удалось получить перстень Елены Прекрасной ?Как нашла царевнам своего жениха ?Какой момент в сказке Вам понравился больше всего?

В каждой сказке есть 3 части (начало, середина, окончание). Какими словами начинается сказка «Сивка –Бурка»? Какими заканчивается?

Итог:

Дети, если бы вам в жизни повстречался такой Сивка-Бурка , о чем бы вы его попросили ? Кто хочет рассказать об этом?

Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осень дышало…»

  1. Выразительное чтение воспитателя.
  2. Беседа после чтения: Какой период осени описан в стихотворении? Как вы это поняли? Какие признаки осени отражены в стихотворении?
  3. Словарная работа: Как вы понимаете слова «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась». Подумайте, почему летний шум листвы в лесу нам кажется веселым, а осенний печальным?

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

  1. Придумайте грустный рассказ о листопаде в осеннем лесу, постарайтесь об этом рассказать с грустной интонацией.
  2. Расскажите об осени так, чтобы было ясно, что вы радуетесь природе осенью.

Рассказ Е.Драгунского «Тайное становится – явным»

  1. Выразительное чтение рассказа.
  2. Беседа, вопросы: Что означает пословица «Тайное становится явным»? Расскажите , как Дениска убедился в справедливости этой половицы? Что можно рассказать о Денискином поступке? Нарочно ли он это сделал? Как вы думаете почему мама не наказала Дениску?
  3. Сочинение детьми рассказов по пословице.

Особенно хорошо подходят для пересказа произведения Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского , К.Г. Паустовского , Л.Воронковой , В.Овсеевой , В.Бианки, М.Пришвина, Н.Носова.

Работа по обучению пересказу должна вестись систематично 1-2 раза в месяц, как часть занятия.

Начиная со средней группы можно широко применять беседу. Наблюдения и практическое занятия с детьми показывают, что беседа облегчает осмысление прочитанного. Без нее некоторые дети не понимают основной идее произведения. Необходимо объяснить незнакомы слова после первого прочтения. Более глубокому осмыслению текста помогает его иллюстрирование перед пересказом, игра- драматизация. Игру-драматизацию дети принимаю с большой радостью, каждый хочет побыть в роли понравившегося героя.

Важно, чтоб дошкольники не только осмыслили содержание произведения, с умели хорошо его воспроизвести, но и помнили его идею, основные этапы развития действия.

После обсуждения прочитанного можно предложить составит детям графическую запись рассказа с помощью небольших картинок, зарисовок.

Таким образом каждый ребенок участвует в составлении общей мнемотаблицы и при этом делает пометки по схеме. Задействованы все дети, происходит бурное обсуждение прочитанного, каждый старается высказать свое мнение.

Дети с большим удовольствием пересказывают сюжет рассказа, сказки , если сюжет рассказа их захватывает, вызывает сильные переживания за героя, который становится им близким.

Все перечисленные выше методические способы и приемы по обучению детей элементарному анализу литературных произведений необходимо применять в своей работе, чтобы заинтересовать детей и прививать  любовь к художественной литературе (произведениям, сказкам, стихотворениям), умению осмысливать и делать выводы о прочитанном.

Желаю успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературных произведений с детьми

Данный материал поможет сформировать у ребенка сознательную, мотивированную оценку персонажа. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произв...

НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).

НОД по анализу литературных произведений«Лиса и рак»(старшая группа)....

Дидактическое пособие на тему «Анализ литературных произведений»

Основные задачи данного пособия:1.Создавать  условия  для усвоения детьми модели составления анализа литературного произведения.•2. Развивать умение давать словесную характеристику героям пр...

Картотека игр для анализа литературных произведений с детьми дошкольного возраста.

Картотека игр для анализа литературных произведений с детьми дошкольного возраста....

Презентация "Формирование речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста средствами анализа литературного произведения "Мир загадок"

Презентация "Формирование речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста средствами анализа литературного произведения "Мир загадок"...