Рекомендации воспитателям по лексической теме "Зима"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Шубина Александра Ивановна

Рекомендации воспитателям по лексической теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЗИМА                               старшая   гр

Обогащение словаря:

Существительные: буря – ураган, буран, вьюга, пурга, метель, сильный ветер, волшебница – колдунья, чародейка, ведьма, фея, дорожка, тропинка, луна – месяц, мороз – стужа, холод, отсутствие света – темнота, мрак, темень, тьма, потемки, отсутствие звука – тишина, безмолвие, молчание тишь, затишье, поземка – вьюга, пороша – снег, слякоть – грязь, стужа – сильный, холодный мороз, тишина – не шевелится, не колышется, не шелохнется

Прилагательные: алый – красный, бирюзовый – голубоватый, зеленоватый, блестящий – великолепный, превосходный, замечательный, свежий – прохладный, голубое – лазурное, жаркий день – горячий, жгучий, знойный, палящий, мокрый – сырой, метели жестокие – злые, сильные, мощный – сильный, пасмурная погода – серая, мрачная, хмурая, облачная, непогожая, дождливая, холодная, прекрасный – чудесный, хорошая погода – теплая

Глаголы: блестеть – сверкать, лучиться, сиять, светиться, бежит – течет, струится, зябнет – дрожит, стынет, мерзнет, кружится – вьется, крутится, вращается, солнце село – зашло, закатилось

«Назови ласково» :

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе

Зима  - зимушка, снег – снежок , лед - ледок  и т. д.

«Назови один и не один  предмет»

Закрепить в речи формы ед. и множественного  числа имен существительных. Снег – снега, вьюга – вьюги, метель – метели, снеговик – снеговики.

«Назови, из чего - какой, какая?»

Образование относительных прилагательных  

Снеговик из снега — снежный ;   сосульки изо льда – ледяные и т. д.

Д/И «Какой, какая?»  

Подбор эпитетов к словам.

Снег (какой?) — белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед — ... ,  день зимой — ... , ночь зимой — ... .

Д/И « О чем можно сказать?»

Активизация глагольного словаря.

Ударили — ... , хрустит — ... , бушует — ... , висят — ... , замерзли - ... , скрипит - ... , метут - ... .

Д/И «Чего не стало?»

Образование множественного числа существительных родительного падежа со словами: санки, лыжи, коньки, клюшка, шайба, снежинка.

Например: Снег (не стало чего?) — снега.

Д/И « О чем можно сказать?»

Согласовывать существительные с прилагательным, Активизировать словарь прилагательных .

О чем можно сказать?

Морозный — ... , холодное — ... , снежная — ... , ледяные — ...

Д/И «Подбери признаки зимы»

Уточнять знания детей  о признаках зимы

Стало холодно, солнце меньше греет, дни стали короткими, а ночи длинными,  люди одели зимнюю одежду, реки и озера подо льдом,  деревья стоят голые, перелетные птицы улетели, остались только зимующие, многие животные улеглись в спячку, многие животные поменяли шерстку. Зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках….

Д/И «Назови родственные слова»

Активизировать словарь детей,  формировать умение подбирать родственные слова

снег — снежинка, снежок, снеговик, снегурка, снежный, снегирь ..., зима — ..., медведь — ....

Игра «Потерялись слова»

Согласование количественных числительных с существительными в роде.

Две снежинки, два снеговика, две лопатки, два сноуборда две зимы……

И т.д.

Игра «Телеграф»

деление слов на слоги (по лексической теме)

 Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Раз, два, три, четыре, пять,                                        

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.                                              

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,                                  

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.  

  (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой  руки.)

А еще в снегу валялись.              

(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,                                        

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.        

       (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)        

Н. Нищева

Физкультминутка  «Снеговик»

Упражнение на координацию речи с движением.

Давай, дружок, смелей, дружок,  

Кати по снегу свой снежок.

(идут по кругу, «катят» снежок)

Он превратится в толстый ком  

(останавливаются, двумя руками    «рисуют» ком)                                                            

И станет ком снеговиком,    

(«рисуют» руками снеговика)

Его улыбка так светла!

 (показывают на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.  

(соответствующие движения)

Но солнце припечет слегка -

(медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.    

(пожимают плечами, разводят руками)

Пальчиковая гимнастика «Снежок слепили» 

Координация речи  с движением.

Раз, два, три, четыре

Загибаем пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили

Показываем как лепят снежки

Круглый,

Показать как бы держит снежок  в руках

крепкий,

Сжимаем крепко две кисти.

очень гладкий

Потираем ладони

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальчиком

Раз – подбросим,

Показываем как подбрасываем снежок вверх

Два – поймаем,

Показываем как ловим двумя руками, вытягивая руки в перед

Три - уроним

Показываем как роняем снежок вверх

И сломаем.

Топаем ногами.

Н. Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по лексической теме "Профессии"

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме  "Профессии"...

Рекомендации воспитателям по лексической теме "Новогодний калейдоскоп"

Рекомендации воспитателям  по лексической теме "Новогодний калейдоскоп"  Дидактические игры и упражнения по лексико - грамматическим категориям....

Рекомендации воспитателям по лексической теме Профессии, инструменты

Рекомендации воспитателям работающим на старшей возрастной группе по лексической теме:  "Инструменты, профессии"...

Дистанционные рекомендации воспитателя по Лексической теме - Зимующие птицы(4-5лет)

Дистанционные рекомендации для родителей воспитателя по Лексической теме - Зимующие птицы(4-5лет)...

Еженедельные рекомендации воспитателям по лексическим темам

Данная разработка рекомендована для работы с детьми с нормой и нарушениями речи....

Рекомендациии воспитателям по лексической теме "Мебель"

Игры и задания для развития речи по лексической теме "Мебель" для воспитателей....

Еженедельные рекомендации воспитателям по лексическим темам

Лексическая тема «Здравствуй, Детский сад!» Инструкция воспитателяВыполнение действийРазвитие общей моторики«Мячик»Раз, два, прыгай мячик.Раз, два и мы поскачем.Девочки и ...