Развитие речи. Ах, Африка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
Развитие речи
Подготовила: Антипова Н.Б.
Тема: Ах, Африка!
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: Закрепить знания детей о животных жарких стран.
Задачи:
Закреплять умение различать и называть характерные особенности животных жарких стран. (Внешние признаки, повадки, чем питаются, где живут)
Закреплять умение составлять описательный рассказ о животном
Упражнять в подборе эпитетов
Учить детей понимать и объяснять значение выражений
Закреплять умение образовывать сложные прилагательные; существительные.
Обогащать словарь по данной теме
Развивать моторику
Прививать бережное отношение и любовь к природе, животным.
Развивать внимание, память
Словарная работа: длинношеий, толстокожий, густогривый, длиннохвостая, двугорбый, большеухий; жирафья, львиная, обезьяний, крокодиловы, черепаший; травоядный, хищный.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением животных жарких стран и их детёнышей; чтение рассказов по данной теме; отгадывание загадок, просмотр мультфильма «Айболит»
Материал и оборудование:
предметные картинки, животные жарких стран, волшебный мешочек, энциклопедии для детей.
Ход НОД:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам рано утром пришёл доктор Айболит. Он очень расстроен, потому, что получил телеграмму от животных с далёкого материка. Они просят доктора приехать и вылечить их.
Но злой Бармалей украл у доктора книги, чтобы он не смог помочь бедным животным. Бармалей хочет жить один. Доктор надеется, что вы поможете ему.
Поможем, ребята? Отправимся в путешествие?
Основная часть:
Воспитатель: Тогда давайте узнаем, кто ждёт помощи и куда ехать?
«Приезжайте доктор в Африку скорей и спасите доктор наших малышей!»
Вы догадались, где живут звери? (В Африке)
Загадки:
Я прыгать по деревьям
Могу не хуже кошки.
И в джунглях наших древних
Мне не нужны дорожки.
Заменят мне качели зелёные лианы,
Вот только бы поспели, любимые бананы. (обезьяна)
В зеркало взглянув с зарёй
Был доволен он собой.
Устрашающе красив,
Грациозен, желтогрив,
Лапы сильны и могучи.
Рык несётся выше тучи.
Знать не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей. (лев)
Белеют бивни, точно снег.
Животное сильнее всех.
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идёт по джунглям величаво.
И длинным носом как рукой
Поднять он может нас с тобой. (слон)
Он ходит голову задрав
Не потому, что важный граф,
не потому, что гордый нрав,
а потому, что он… (жираф)
Не старик он, а горбат.
Не овца, а шерсти клад.
И силён он, терпелив.
По душе ему пустыни
Там живёт, где зреют дыни (верблюд)
Воспитатель: Молодцы! А каких ещё вы знаете животных Африки? (зебры, бегемоты, носороги, крокодилы)
Игра «Добавь словечко»
В Африке живут:
-ловкие, хвостатые…
-большие, толстокожие…
-сильные, гривастые…
Пугливые, быстрые, полосатые…
-пятнистые, длинношеие…
-выносливые, двугорбые…
Огромные, сильные…
Воспитатель: Теперь закроем глазки и представим себе Африку… (включается плавная музыка, дети рассаживаются поудобнее)
Вокруг – то жёлтые пески, то серые камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья сочные и толстые. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рёв хищника и визг обезьян. Это тоже Африка. Откройте глаза.
Разнообразна природа Африки. В вечнозелёных лесах водятся гориллы и шимпанзе, а в водах реки Нил – крупные крокодилы. В тропических степях – саваннах – обитают травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы, слоны и хищники: лев, гепард, гиена.
Африка богата полезными для человека растениями: разными видами пальм, пробковыми и каучуковыми деревьями.
Кроме Африки есть и другие жаркие страны: Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.
Посмотрите (изображение слона), африканские слоны самые крупные животные. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный, упругий. Слоны его используют, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Поливают себя водой. Если его приручить, он будет хорошим помощником. Слон – умное животное. Слоны живут долго – около 60 лет, держатся группами. Слонята растут медленно. Маленький слонёнок не может сам защититься от хищников, поэтому взрослые внимательно следят за малышом.
А кто знает, как называется это животное? (картинка носорога)
-Правильно. У всех носорогов кожа толстая и без волос. Крупное животное большую часть времени проводит на суше. Окрас белый или чёрный. Они любят валяться в грязи. У них плохое зрение, но очень хороший нюх, отыскивают пищу по запаху. У носорога есть рога или рог. Они травоядные, кормятся травой и листвой, корнями в ночное время суток.
Как вы думаете, на какое животное похож носорог? (на бегемота)
-Да, молодцы! Но бегемот имеет коричневый окрас, много времени проводит в воде, нет рогов, тоже травоядный. Кожа толстая и прочная. Огромная пасть и зубы – защищают от врагов. Живут группами. Кажется неповоротливым и неуклюжим, но это не так. Узнали кто это? (верблюд)
Одногорбые или двугорбые верблюды живут в жарких сыпучих песках. У них длинная шея, короткая голова. Могут долго терпеть голод и жажду. Горбы наполнены жиром. Семь дней они могут прожить без еды и питья. Жир их прокормит. Питаются они сухими травами и листьями растений пустыни. Шерсть густая, мягкая, песочного цвета. Животное выносливое. Всё время что-нибудь жуёт, поэтому называют жвачным.
Физкультминутка. «Чудесное превращение»
Дилы – дилы – появились крокодилы,
Моты – моты – появились бегемоты.
Ны – ны – ны – водой брызгают слоны
Яны – яны – по веткам скачут обезьяны
-Отдохнули? Теперь в путь. На пути нам будут встречаться препятствия.
Игра: «Назови и опиши»
Достают из мешочка игрушки животных по очереди, называют, описывают.
Игра: «Кто у кого»
Плачут детёныши, потеряли маму. Поможем им.
У львицы – львёнок
У слонихи - …
У тигрицы -…
У зебры -…
У жирафы -…
У верблюдицы -…
Игра: «Составь слово»
У жирафа шея длинная – он какой? – длинношеий
У бегемота кожа толстая…
У льва густая грива…
У обезьяны длинный хвост…
У верблюда два горба…
У слона большие уши…
Воспитатель: У нас осталось последнее задание. Очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, похоже двигается, ведёт себя с другими, ест. Я буду называть такие определения, а вы попробуете объяснить:
Черепаший шаг
Топает как слон
Крокодиловы слёзы
Львиная грива
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот мы и добрались до Африки. Теперь Айболит вылечит больных зверят.
Понравилось путешествие? Но мы не прощаемся с животными жарких стран, у нас есть энциклопедии, книги, которые мы обязательно почитаем. Можно нарисовать и слепить этих животных, сходить в зоопарк и т.д.
Рефлексия: Воспитатель: Каким бы ты хотел быть животным? Почему? Какой бы ты был? (внешность, повадки) Можешь ли ты изобразить это животное?
Обсудить с детьми наиболее понравившихся животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ПИСЬМО ИЗ АФРИКИ»
Задачи:Воспитать доброе, бережное отношение к животному миру.Упражнять в употреблении предлогов «за» в пространственном значении.Формировать умений и навыков составлять описательные рассказы про...
Занятие по развитию речи на тему "Африка" (апрель 2014)
фото группа №9...
Конспект занятия ОО "Речевое развитие" развитие речи "Весёлое путешествие в Африку" старшая группа
Предлагаю конспект занятия в старшей группе по развитию речи....
конспект нод по развитию речи "Животные Африки"
Тема: Путешествие в Африку.Цель: продолжать пополнять словарный запас по лексической теме животные жарких стран.Задачи:образовательные:-систематизировать и закрепить знания о животных жарких стр...
Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий х
Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по име...
Конспект занятия по развитию речи «Животные Африки»
Конспект занятия по развитию речи «Животные Африки» подготовительная группа Воспитатель Ефова Ирина Владимировна,Цель:Развитие речи через знакомство с Африкой.Образовательные области ...
Конспект по развитию речи "Животные Африки"
Развитие речи через знакомство с Африкой.Образовательные области «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»....