Программа по развитию речи АБВГДейка для детей 6-7 лет
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Программа разработана на основе программы Колесниковой Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_razvitiyu_rechi_abvgdeyka_6-7_let.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«АБВГДейка»
Для детей 6-7 лет
(срок реализации 1 год)
Разработчик: Побережная Е.В.
учитель-логопед
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Данная программа по обучению грамоте включает два периода: первый связан с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней, второй – с освоением знаковой системы языка. Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко-буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребёнка к письму.
Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подход в развитии детей.
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.
Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психологии, педагогики, языкознания), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте с учётом психофизиологических особенностей детей, и их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка в различных видах деятельности, среди которых особое место занимает игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, интересы и происходит становление личности.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей, индивидуальными способностями.
Приоритетной формой организации детей на занятиях являются подгрупповые занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Отдельные задания, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как часть речевого занятия.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Новизна данной программы заключается в следующем:
- наличие комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребёнка на каждом возрастном этапе обучения
- возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами в дошкольных учреждениях, в группах кратковременного пребывания детей, родителями дома
- возможность использования пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий
- создание условий для индивидуальной и совместной деятельности детей
Содержание программы обеспечивает:
- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка и взрослого
- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребёнка
- формирование у ребёнка личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его)
Наряду с основными задачами программа включает задачи и по подготовке руки к письму с учётом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики руки графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной речи
Программа включает в себя широкое использование различного словесного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, весёлые рисунки, создающие эмоциональный фон.
Цель программы:
Обучение дошкольников элементам грамоты.
Задачи:
- Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся
- Познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью
- Учить выделять заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком
- Познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги
- Учить выделять звуки: гласные и согласные; твёрдые и мягкие; глухие и звонкие
- Развивать мелкую моторику рук
- Воспитывать самоконтроль и самооценку
Планируемые результаты:
К концу обучения ребёнок должен:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита;
- понимать и использовать в речи термины «звук», и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, середине и в конце
- пользоваться графическим обозначением звуков (красный квадрат –гласный звук, синий-согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук)
- читать слоги, слова, предложения;
- составлять предложение и анализировать его;
- решать ребусы, кроссворды
- выполнять графические задания
Срок реализации: 1 год
Форма обучения: очная, подгрупповая
Язык обучения: русский
Количество занятий (часов): 1 занятие в неделю,
4 занятия в месяц,
41 занятие в год
Продолжительность одного занятия: с детьми 6-7 лет – 30 минут,
Календарный учебный график
Возраст детей | 6-7 лет | |
Начало учебного года | 1 сентября 2019 г. | |
Окончание учебного года | 31 августа 2020 г. | |
Сроки проведения родительских собраний (организационное, анализирующее) | сентябрь, май | |
Количество учебных недель | 41 | |
Количество учебных занятий | сентябрь-май | 35 |
июнь-август (самоподготовка) | 6 | |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней | |
Дни занятий | вторник | |
Время занятий | 15.30 – 16.00 | |
Недельная образовательная нагрузка | 1 | |
Длительность условного учебного часа (в мин) | не более 30 мин | |
Форма проведения | очная, групповая | |
Отчетные мероприятия для родителей | май |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(6-7 лет)
№ | Тема | Количество занятий (часов) |
Сентябрь | ||
1 | Звуки и буквы | 1 |
2 | Звуки и буквы | 1 |
3 | Слова и буквы | 1 |
4 | Слова и буквы | 1 |
Октябрь | ||
5 | Предложение | 1 |
6 | Предложение | 1 |
7 | В мире книг | 1 |
8 | Игрушки | 1 |
Ноябрь | ||
9 | Овощи | 1 |
10 | Фрукты | 1 |
11 | Осень | 1 |
12 | Домашние животные | 1 |
Декабрь | ||
13 | Дикие животные | 1 |
14 | Чтение | 1 |
15 | Сказки | 1 |
16 | Чтение | 1 |
Январь | ||
17 | Зима | 1 |
18 | Новый год | 1 |
19 | Транспорт | 1 |
Февраль | ||
20 | Профессии | 1 |
21 | Природные явления | 1 |
22 | Лес | 1 |
23 | Начекомые | 1 |
Март | ||
24 | Птицы | 1 |
25 | Цветы | 1 |
26 | 8 Марта | 1 |
27 | Весна | 1 |
Апрель | ||
28 | Чтение | 1 |
29 | Ребусы | 1 |
30 | Кроссворды | 1 |
31 | Скоро в школу | 1 |
Май | ||
32 | Слова и схемы | 1 |
33 | Слова и схемы | 1 |
34 | Игры с буквами и словами | 1 |
35 | Игры с буквами и словами | 1 |
Июнь | ||
36 | Викторина «Поле чудес» | 1 |
37 | Развлечение «Загадки и отгадки» | 1 |
Июль | ||
38 | «Конкурс чтецов» | 1 |
39 | «Путешествие в сказку» | 1 |
Август | ||
40 | Самоподготовка. Игры в ребусы | 1 |
41 | Самоподготовка. Игры со словами | 1 |
Итого: 41 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(6-7 лет)
№ | Тема | Содержание | Количество занятий (часов) |
Сентябрь | |||
1 | «Звуки буквы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 4-5 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Отгадки и загадки» Игра «Напиши правильно» Игровое упражнение «Буквы рассыпались» Физкультминутка «Шарик» Чтение и письмо Игра «Что перепутал поэт» | 1 |
2 | «Звуки буквы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 6-7 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игровое упражнение «Напиши правильно» Игровое упражнение «Предмет, схема, слово» Физкультминутка «Пальчики» Игра «Отгадай загадку» Игровое упражнение «Звуки и буквы» | 1 |
3-4 | «Звуки буквы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 8-9 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игровое упражнение «Допиши предложение» Упражнение «Составь и запиши предложение знаками» Физкультминутка «Пальчики» Игровое задание «Напиши правильно» | 2 |
Октябрь | |||
5-6 | «Предложение, графические навыки» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 10-11 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игровое упражнение «Допиши предложение» Задание «Составь и запиши предложение знаками» Физкультминутка «Мальчик с пальчик» Мелкая моторика «Нарисуй правильно» | 2 |
7 | «В мире книг» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 12-13 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Загадки и отгадки» Читаем пословицы Физкультминутка «Речь и движение» Чтение и письмо Игровое упражнение «Читай, думай, пиши, рисуй» | 1 |
8 | «Игрушки» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 14-15 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Загадки и отгадки» Игровое задание «Напиши правильно» Физкультминутка «Шарик» Игровое задание «Читай, пиши, соединяй» Игра «Читай, думай, рисуй» | 1 |
Ноябрь | |||
9 | «Овощи» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 16-17 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Подскажи словечко и раскрась правильно» Игровое задание «Напиши правильно» Физкультминутка «Пальчики» Игра «Соедини правильно» Игра «Читай, подсказывай, пиши, рисуй» | 1 |
10 | «Фрукты» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 18-19 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игровое упражнение «Раскрась правильно, пиши правильно» Кроссворд «Фрукты» Игра «Что где растет» Физкультминутка «Пальчики» Мелкая моторика «Рисуй вишни и яблоки» | 1 |
11 | «Осень» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 20-21 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Загадки и отгадки» Чтение Физкультминутка «Теремок» Игра «Почему так говорят» Мелкая моторика «Рисуем листочки» | 1 |
12 | «Домашние животные» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 22-23 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Отгадай и нарисуй» Физкультминутка «Встреча друзей» Игровое задание «Напиши правильно» Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Васька» | 1 |
Декабрь | |||
13 | «Дикие животные» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 24-25 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Кроссворд «Дикие животные» Физкультминутка по желанию детей Игровое упражнение «Допиши предложение» Игровое упражнение «Читаем, пишем, рисуем» | 1 |
14 | Чтение Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 26-27 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Читаем стихи Считаем слова в предложении Пишем схемы предложений | 1 |
15 | «Сказки» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 28-29 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Чтение пословиц и поговорок о сказках Игра «Напиши правильно отгадку» Физкультминутка «Буратино» Игра «Подскажи и напиши» Мелкая моторика «Рисуем Чебурашку» | 1 |
16 | Чтение Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 30-31 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Чтение слов в разных направлениях (по стрелочкам, по кругу, справа налево и наоборот) | 1 |
Январь | |||
17 | «Зима» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 32-33 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Загадки и отгадки» Чтение рассказа Физкультминутка «Зайчик» Игровое упражнение Игровое упражнение «Придумай, напиши» Игра «Читай, пиши, рисуй» | 1 |
18 | «Новый год» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 34-35 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Читай и закрашивай» Игра «Напиши, кто пришел на Ёлку» Физкультминутка «Мы тоже можем так» Игровое задание «Составь рассказ» Мелкая моторика «Рисуем елочные шары | 1 |
19 | «Транспорт» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 36-37 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Читай, подсказывай, пиши» Физкультминутка «Не зевай» Игровое упражнение «Допиши пропущенные буквы» Мелкая моторика «Рисуем вагончики» | 1 |
Февраль | |||
20 | «Профессии» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 38-39 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игровое упражнение «Допиши предложение» Физкультминутка «Мы писали» Игра «Читай, отгадывай, пиши, соединяй» | 1 |
21 | «Природные явления» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 40-41 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игровое упражнение «Читай и подчеркивай» Игровое упражнение «Читай и раскрашивай» Физкультминутка «Мы руки поднимем» Игровое упражнение «Соедини правильно» Игра «Читай, думай, пиши» | 1 |
22 | «Лес» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 42-43 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Читай, думай, пиши» Игра «Что перепутал художник» Физкультминутка «Мальчик с пальчик» Мелкая моторика «Рисуем, грибы, желуди» | 1 |
23 | «Насекомые» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 44-45 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Кроссворд «Насекомые» Физкультминутка «Жук» Игровое задание «Раскрась и обведи» Мелкая моторика «Рисуем жуков» | 1 |
Март | |||
24 | «Птицы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 46-47 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Загадки и отгадки» Игра «Читай, думай, пиши» Физкультминутка «Вороны» Чтение Мелкая моторика «Рисуем птичку» | 1 |
25 | «Цветы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 48-49 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Кроссворд «Цветы» Физкультминутка «Цветы» Игра «Раскрась правильно» Мелкая моторика «Рисуем тюльпан» | 1 |
26 | «8 Марта» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 50-51 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Чтение стихотворения Игра «Пиши и рисуй» Физкультминутка по желанию детей Игра «Читай, думай, пиши» | 1 |
27 | «Весна» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 52-53 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Физкультминутка с мячом «Назови скорее» Игровое упражнение «Читай, пиши, соединяй» Чтение рассказа Сладкова «Весенние радости» Мелкая моторика «Рисуем подснежники» | 1 |
Апрель | |||
28 | Чтение Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 56-57 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Чтение слов в разных направлениях (по стрелочкам, по кругу, справа налево и наоборот) | 1 |
29 | «Ребусы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 58-59 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Звук потерялся» Физкультминутка «Мы писали» Игра «Разгадываем ребусы» | 1 |
30 | «Кроссворды» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 60-61 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Ну-ка, буква, отзовись» Кроссворды Физкультминутка по желанию детей | 1 |
31 | «Скоро в школу» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 62-63 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Чтение Физкультминутка со стульчиком «Не зевай» Игровое упражнение «Прочитай вопросы и напиши ответы» | 1 |
Май | |||
32 | «Лето» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 54-55 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игровое упражнение «Читай, пиши» Игровое упражнение «Думай, пиши, Читай» Физкультминутка «Руки подняли» Игра «Читай и раскрашивай» Мелкая моторика «Рисуем грибы» | 1 |
33 | «Кроссворды» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 60-61 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Ну-ка, буква, отзовись» Кроссворды Физкультминутка по желанию детей | 1 |
34 | «Ребусы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 58-59 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Игра «Звук потерялся» Физкультминутка «Мы писали» Игра «Разгадываем ребусы» | 1 |
35 | «Чтение» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 56-57 Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» | Чтение слов в разных направлениях (по стрелочкам, по кругу, справа налево и наоборот) Физкультминутка со стульчиком «Не зевай» Игровое упражнение «Прочитай вопросы и напиши ответы» | 1 |
Июнь | |||
36 | Поле чудес | Игра «Подскажи словечко» | 1 |
37 | Загадки и отгадки | Игра «Отгадай загадку и запиши отгадку» | 1 |
Июль | |||
38 | Конкурс чтецов | Чтение скороговорок, стихов | 1 |
39 | Путешествие в сказку | Игра «Назови героя сказки по описанию» | 1 |
Август | |||
40 | Самоподготовка | Выкладывание букв и слов из мелких предметов | 1 |
41 | Самоподготовка | Игры с песком и буквами | 1 |
Итого: 41 |
Методическое обеспечение:
1. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.
2. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-8 лет.-М: ЮВЕНТА, 2016.
3. Колесникова Е.В. Ну-ка, буквы отзовись! Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. -М: ЮВЕНТА, 2016.
4. Колесникова Е.В. Веселая грамматика. Рабочая тетрадь для 5-7 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.
5. Серия «Папка дошкольника «АБВГДейка», «Чтение с увеличением», «Ребусы, игры, головоломки». – Киров: «ВК ДАКОТА», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по развитию речи "Говорунчик" для детей 6-7 лет
В материале размещены планы-конспекты кружка по развитию речи для детей 6-7 лет. Программа разработана с октября по апрель....
Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе по развитию речи «Речевичок» для детей 3- 6 лет
Цель: Формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.Реализация программы «Речевичок», разработана на основе парциальной программы О...
Рабочая программа по развитию речи "Абвгдейка"
Рабочая программа кружкапо обучению грамотедля детей дошкольного возраста 6-7 летна 2021-2022 учебный год.«АБВГдейка»Автор составитель воспитатель: Валиева Лиана Владимировна...
Дополнительная общеобразовательная программа речевого развития дошкольников " АБВГДейка" от 6 до 7 лет , и "АБВГДейка " от 5 до 6 лет.
Цель программы: Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, подготовка...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет
Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму....
План кружковых занятий по развитию речи «АБВГДЕйка» в средней группе
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением (антон...