Программа по развитию речи АБВГДейка для детей 6-7 лет
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Побережная Елена Валерьевна

Программа разработана на основе программы Колесниковой Е.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_razvitiyu_rechi_abvgdeyka_6-7_let.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«АБВГДейка»

Для детей 6-7 лет

(срок реализации 1 год)


Разработчик: Побережная Е.В.

учитель-логопед

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность:

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Данная программа  по обучению грамоте включает два периода: первый связан с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней, второй – с освоением знаковой системы языка. Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко-буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребёнка к письму.

Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции  учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подход в развитии детей.

Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.

Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психологии, педагогики, языкознания), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития.

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте с учётом психофизиологических особенностей детей, и их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка в различных видах деятельности, среди которых особое место занимает игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, интересы и происходит становление личности.

Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей, индивидуальными способностями.

Приоритетной формой организации детей на занятиях являются подгрупповые занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

Отдельные задания, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как часть речевого занятия.

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.

Новизна данной программы заключается в следующем:

- наличие комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребёнка на каждом возрастном этапе обучения

- возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами в дошкольных учреждениях, в группах кратковременного пребывания детей, родителями дома

- возможность использования пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий

- создание условий для индивидуальной и совместной деятельности детей

Содержание программы обеспечивает:

- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка и взрослого

- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребёнка

- формирование у ребёнка личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его)

Наряду с основными задачами программа включает задачи и по подготовке руки к письму с учётом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики руки графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной речи

Программа включает в себя широкое использование различного словесного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, весёлые рисунки, создающие эмоциональный фон.

Цель программы:

Обучение дошкольников элементам грамоты.

Задачи:

  • Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся
  • Познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью
  • Учить выделять заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком
  • Познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги
  • Учить выделять звуки: гласные и согласные; твёрдые и мягкие; глухие и звонкие
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Воспитывать самоконтроль и самооценку

Планируемые результаты:

К концу обучения ребёнок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита;

- понимать и использовать в речи термины «звук», и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, середине и в конце

- пользоваться графическим обозначением звуков (красный квадрат –гласный звук, синий-согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук)

- читать слоги, слова, предложения;

- составлять предложение и анализировать его;

- решать ребусы, кроссворды

- выполнять графические задания

Срок реализации: 1 год

Форма обучения: очная, подгрупповая

Язык обучения: русский

Количество занятий (часов): 1 занятие в неделю,

                                                     4 занятия в месяц,

                                                     41 занятие в год

Продолжительность одного занятия: с детьми 6-7 лет – 30 минут,

Календарный учебный график

Возраст детей

6-7 лет

Начало учебного года

1 сентября 2019 г.

Окончание учебного года

31 августа 2020 г.

Сроки проведения родительских собраний (организационное, анализирующее)

сентябрь, май

Количество учебных недель

41

Количество учебных занятий

сентябрь-май

35

июнь-август (самоподготовка)

6

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

вторник

Время занятий

15.30 – 16.00

Недельная образовательная нагрузка

1

Длительность условного учебного часа (в мин)

не более 30 мин

Форма проведения

очная, групповая

Отчетные мероприятия для родителей

май

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 (6-7 лет)

Тема

Количество

занятий (часов)

Сентябрь

1

Звуки  и буквы

1

2

Звуки и буквы

1

3

Слова и буквы

1

4

Слова и буквы

1

Октябрь

5

Предложение

1

6

Предложение

1

7

В мире книг

1

8

Игрушки

1

Ноябрь

9

Овощи

1

10

Фрукты

1

11

Осень

1

12

Домашние животные

1

Декабрь

13

Дикие животные

1

14

Чтение

1

15

Сказки

1

16

Чтение

1

Январь

17

Зима

1

18

Новый год

1

19

Транспорт

1

Февраль

20

Профессии

1

21

Природные явления

1

22

Лес

1

23

Начекомые

1

Март

24

Птицы

1

25

Цветы

1

26

8 Марта

1

27

Весна

1

Апрель

28

Чтение

1

29

Ребусы

1

30

Кроссворды

1

31

Скоро в школу

1

Май

32

Слова и схемы

1

33

Слова и схемы

1

34

Игры с буквами и словами

1

35

Игры с буквами и словами

1

Июнь

36

Викторина «Поле чудес»

1

37

Развлечение «Загадки и отгадки»

1

Июль

38

«Конкурс чтецов»

1

39

«Путешествие в сказку»

1

Август

40

Самоподготовка. Игры в ребусы

1

41

Самоподготовка. Игры со словами

1

Итого: 41

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(6-7 лет)

Тема

Содержание

Количество

занятий (часов)

Сентябрь

1

«Звуки буквы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 4-5

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Отгадки и загадки»

Игра «Напиши правильно»

Игровое упражнение «Буквы рассыпались»

Физкультминутка «Шарик»

Чтение и письмо

Игра «Что перепутал поэт»

1

2

«Звуки буквы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 6-7

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игровое упражнение «Напиши правильно»

Игровое упражнение «Предмет, схема, слово»

Физкультминутка «Пальчики»

Игра «Отгадай загадку»

Игровое упражнение «Звуки и буквы»

1

3-4

«Звуки буквы» Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 8-9

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игровое упражнение «Допиши предложение»

Упражнение «Составь и запиши предложение знаками»

Физкультминутка «Пальчики»

Игровое задание «Напиши правильно»

2

Октябрь

5-6

«Предложение, графические навыки» Е.В. Колесникова

 Методическое пособие стр. 10-11

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игровое упражнение «Допиши предложение»

Задание «Составь и запиши предложение знаками»

Физкультминутка «Мальчик с пальчик»

Мелкая моторика «Нарисуй правильно»

2

7

«В мире книг» Е.В. Колесникова

Методическое пособие стр. 12-13

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Загадки и отгадки»

Читаем пословицы

Физкультминутка «Речь и движение»

Чтение и письмо

Игровое упражнение «Читай, думай, пиши, рисуй»

1

8

«Игрушки» Е.В. Колесникова

Методическое пособие стр. 14-15

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Загадки и отгадки»

Игровое задание «Напиши правильно»

Физкультминутка «Шарик»

Игровое задание «Читай, пиши, соединяй»

Игра «Читай, думай, рисуй»

1

Ноябрь

9

«Овощи» Е.В. Колесникова

 Методическое пособие стр. 16-17

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Подскажи словечко и раскрась правильно»

Игровое задание «Напиши правильно»

Физкультминутка «Пальчики»

Игра «Соедини правильно»

Игра «Читай, подсказывай, пиши, рисуй»

1

10

«Фрукты» Е.В. Колесникова

 Методическое пособие стр. 18-19

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игровое упражнение «Раскрась правильно, пиши правильно»

Кроссворд «Фрукты»

Игра «Что где растет»

Физкультминутка «Пальчики»

Мелкая моторика «Рисуй вишни и яблоки»

1

11

«Осень» Е.В. Колесникова

Методическое пособие стр. 20-21

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Загадки и отгадки»

Чтение

Физкультминутка «Теремок»

Игра «Почему так говорят»

Мелкая моторика «Рисуем листочки»

1

12

«Домашние животные» Е.В. Колесникова

Методическое пособие стр. 22-23

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра  «Отгадай и нарисуй»

Физкультминутка «Встреча друзей»

Игровое задание «Напиши правильно»

Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Васька»

1

Декабрь

13

«Дикие животные» Е.В. Колесникова

 Методическое пособие стр. 24-25

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Кроссворд «Дикие животные»

Физкультминутка по желанию детей

Игровое упражнение «Допиши предложение»

Игровое упражнение «Читаем, пишем, рисуем»

1

14

Чтение Е.В. Колесникова

 Методическое пособие стр. 26-27

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Читаем стихи

Считаем слова в предложении

Пишем схемы предложений

1

15

«Сказки» Е.В. Колесникова

Методическое пособие стр. 28-29

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Чтение пословиц и поговорок о сказках

Игра «Напиши правильно отгадку»

Физкультминутка «Буратино»

Игра «Подскажи и напиши»

Мелкая моторика «Рисуем Чебурашку»

1

16

Чтение Е.В. Колесникова

Методическое пособие стр. 30-31

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Чтение слов в разных направлениях (по стрелочкам, по кругу, справа налево и наоборот)

1

Январь

17

«Зима»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 32-33

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Загадки и отгадки»

Чтение рассказа

Физкультминутка «Зайчик»

Игровое упражнение

Игровое упражнение «Придумай, напиши»

Игра «Читай, пиши, рисуй»

1

18

«Новый год»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 34-35

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Читай и закрашивай»

Игра «Напиши, кто пришел на Ёлку»

Физкультминутка «Мы тоже можем так»

Игровое задание «Составь рассказ»

Мелкая моторика «Рисуем елочные шары

1

19

«Транспорт»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 36-37

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Читай, подсказывай, пиши»

Физкультминутка «Не зевай»

Игровое упражнение «Допиши пропущенные буквы»

Мелкая моторика «Рисуем вагончики»

1

Февраль

20

«Профессии»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 38-39

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игровое упражнение «Допиши предложение»

Физкультминутка «Мы писали»

Игра «Читай, отгадывай, пиши, соединяй»

1

21

«Природные явления»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 40-41

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игровое упражнение «Читай и подчеркивай»

Игровое упражнение «Читай и раскрашивай»

Физкультминутка «Мы руки поднимем»

Игровое упражнение «Соедини правильно»

Игра «Читай, думай, пиши»

1

22

«Лес»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 42-43

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Читай, думай, пиши»

Игра «Что перепутал художник»

Физкультминутка «Мальчик с пальчик»

Мелкая моторика «Рисуем, грибы, желуди»

1

23

«Насекомые»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 44-45

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Кроссворд «Насекомые»

Физкультминутка «Жук»

Игровое задание «Раскрась и обведи»

Мелкая моторика «Рисуем жуков»

1

Март

24

«Птицы»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 46-47

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Читай, думай, пиши»

Физкультминутка «Вороны»

Чтение

Мелкая моторика «Рисуем птичку»

1

25

«Цветы»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 48-49

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Кроссворд «Цветы»

Физкультминутка «Цветы»

Игра «Раскрась правильно»

Мелкая моторика «Рисуем тюльпан»

1

26

«8 Марта»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 50-51

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Чтение стихотворения

Игра «Пиши и рисуй»

Физкультминутка по желанию детей

Игра «Читай, думай, пиши»

1

27

«Весна»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 52-53

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Физкультминутка с мячом «Назови скорее»

Игровое упражнение «Читай, пиши, соединяй»

Чтение рассказа Сладкова «Весенние радости»

Мелкая моторика «Рисуем подснежники»

1

Апрель

28

Чтение

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 56-57

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Чтение слов в разных направлениях (по стрелочкам, по кругу, справа налево и наоборот)

1

29

«Ребусы»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 58-59

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Звук потерялся»

Физкультминутка «Мы писали»

Игра «Разгадываем ребусы»

1

30

«Кроссворды»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 60-61

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Ну-ка, буква, отзовись»

Кроссворды

Физкультминутка по желанию детей

1

31

«Скоро в школу»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 62-63

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Чтение

Физкультминутка со стульчиком «Не зевай»

Игровое упражнение «Прочитай вопросы и напиши ответы»

1

Май

32

«Лето»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 54-55

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игровое упражнение «Читай, пиши»

Игровое упражнение «Думай, пиши, Читай»

Физкультминутка «Руки подняли»

Игра «Читай и раскрашивай»

Мелкая моторика «Рисуем грибы»

1

33

«Кроссворды»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 60-61

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Ну-ка, буква, отзовись»

Кроссворды

Физкультминутка по желанию детей

1

34

«Ребусы»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 58-59

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Игра «Звук потерялся»

Физкультминутка «Мы писали»

Игра «Разгадываем ребусы»

1

35

«Чтение»

Е.В. Колесникова Методическое пособие стр. 56-57

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать»

Чтение слов в разных направлениях (по стрелочкам, по кругу, справа налево и наоборот)

Физкультминутка со стульчиком «Не зевай»

Игровое упражнение «Прочитай вопросы и напиши ответы»

1

Июнь

36

Поле чудес

Игра «Подскажи словечко»

1

37

Загадки и отгадки

Игра «Отгадай загадку и запиши отгадку»

1

Июль

38

Конкурс чтецов

Чтение скороговорок, стихов

1

39

Путешествие в сказку

Игра «Назови героя сказки по описанию»

1

Август

40

Самоподготовка

Выкладывание букв и слов из мелких предметов

1

41

Самоподготовка

Игры с песком и буквами

1

Итого: 41

Методическое обеспечение:

1. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.

2. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-8 лет.-М: ЮВЕНТА, 2016.

3. Колесникова Е.В. Ну-ка, буквы отзовись! Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. -М: ЮВЕНТА, 2016.

4. Колесникова Е.В. Веселая грамматика. Рабочая тетрадь для 5-7 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.

5. Серия «Папка дошкольника «АБВГДейка», «Чтение с увеличением», «Ребусы, игры, головоломки». – Киров: «ВК ДАКОТА», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по развитию речи "Говорунчик" для детей 6-7 лет

В материале размещены планы-конспекты кружка по развитию речи для детей 6-7 лет. Программа разработана с октября по апрель....

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе по развитию речи «Речевичок» для детей 3- 6 лет

Цель:  Формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.Реализация программы «Речевичок», разработана на основе парциальной программы О...

Рабочая программа по развитию речи "Абвгдейка"

Рабочая программа кружкапо обучению грамотедля детей дошкольного возраста 6-7 летна 2021-2022 учебный год.«АБВГдейка»Автор составитель воспитатель: Валиева Лиана Владимировна...

Дополнительная общеобразовательная программа речевого развития дошкольников " АБВГДейка" от 6 до 7 лет , и "АБВГДейка " от 5 до 6 лет.

Цель программы: Преодоление     фонетико-фонематического     недоразвития     речи,     подготовка...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет

Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму....

План кружковых занятий по развитию речи «АБВГДЕйка» в средней группе

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошколь­ники начинают подбирать слова с противоположным значением (ан­тон...