Дополнительная общеобразовательная программа речевого развития дошкольников " АБВГДейка" от 6 до 7 лет , и "АБВГДейка " от 5 до 6 лет.
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель программы: Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, подготовка к успешному обучению детей-логопатов в школе и создание мотивированной потребности в речи, как средстве общения и самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abvgdeyka_6-7_let_pdf.io_-_kopiya.pdf | 1.06 МБ |
abvgdeyka_5-6_let.docx | 100.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «КРЕПЫШ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«АБВГДейка» для детей от 5 до 6 лет
г. Мегион 2022год
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Название разделов | Стр. |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 2 |
1.1. | Актуальность программы | 2 |
1.2. | Цель программы | 5 |
1.3. | Задачи программы | 5 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 6 |
2.1. | Содержание программы по индивидуальной работе | 8 |
2.2. | Содержание программы по фронтальной работе в группах для детей от 5 до 6 лет | 9 |
2.3. | Содержание программы по фронтальной работе в группах для детей от 6 до 7 лет | 14 |
2.4. | Планируемые результаты освоения программы «АБВГДейка» | 22 |
2.4.1. | Планируемые результаты освоения программы в группах для детей от 5 до 6 лет | 22 |
2.4.2. | Планируемые результаты освоения программы в группах для детей от 6 до 7 лет | 23 |
2.5. | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов | 25 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 27 |
3.1. | Учебный план | 27 |
3.2. | Годовой календарный учебный график | 28 |
4. | СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 28 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Актуальность программы
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина
- недостаточное развитие процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с фонетико-фонематическим развитием недоразвитием речи в среду нормально развивающихся сверстников.
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:
- гласные — согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные [л] — [р]),
- глухие — звонкие,
- твердые — мягкие.
Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее, на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей». При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] — [ш], сонорных [л] —[р] свистящих [с] — [з].
Фонематическое восприятие всех звуков, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.
У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звуко - слоговых сочетаниях, искаженное произношение звуков. Это отражает диссоциацию между достаточным развитием
фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции. С этой целью учитель-логопед, проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка.
Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.
Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд специальных заданий (Альбом для обследования Иншаковой).
После обследования перед логопедом встает задача — воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической
деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой, определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Концептуальной основой программы является формирование у детей речевых способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и выработку практического применения приобретенных навыков.
В основу программы положены следующие принципы:
- раннего воздействия на речевую деятельность ребенка с целью предупреждения вторичных отклонений;
- развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
- взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико- грамматических компонентов языка;
- дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ФФНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
- связи речи с другими сторонами психического развития.
Цель программы:
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, подготовка к успешному обучению детей-логопатов в школе и создание мотивированной потребности в речи, как средстве общения и самовыражения.
Задачи программы:
- устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
- сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
- устранить недостатки развития лексико-грамматического строя речи;
- предупредить нарушения письма и чтения;
- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности. Обучение осуществляется по разделам:
- Развитие моторных функций.
- Развитие дыхательной и голосовой функций.
- Формирование фонетико-фонематических процессов.
- Лексика.
- Грамматический строй речи.
7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Организация непосредственно образовательной деятельности
Обучение на индивидуальных логопедических занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.
Специфика нарушения речи у детей с ФФНР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии
- дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Методы и приемы исправления фонематического слуха и звукопроизношения
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного ап- парата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями спо- собствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализатора. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят. Доказано, что нормально раз- вивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении. Если в момент разговора ребенок допустит какую-то неточность, то тут же благодаря четкой работе слухового анализатора заметит и сам ее исправит.
Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является:
- недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например, звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш];
- смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно, а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их;
- замены звуков более легкими по артикуляции;
- искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.
Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустиче-
скими характеристиками.
Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например,
- выделить определенный звук из ряда других звуков;
- повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т. д.;
- определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например, звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка.
- самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;
- назвать ряд слов, содержащих определенный звук.
Как правило, подобные задания вызывают затруднения у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.
Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:
- замены согласных букв («зелезо»—железо, «лека»—река и т. д.);
- пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);
- перестановка букв и слогов («кошолатка» — шоколадка, «петеръ» — теперь,
«логова» — голова, «мо- коло» — молоко и т. д.);
- замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и (сел —
«сил»), о — у (пол — «пул»);
- вставка лишних букв («пошала» — пошла).
Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФНР
В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.
Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.
Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.
В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся неотчет- ливо в речевом потоке, что снижает кинестетические ощущения в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной структурной сложности.
Программа предусматривает определенную последовательность усложнения
речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражне- ния усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.
Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:
- он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
- нарушенные в произношении звуки не включаются;
- произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.
Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений:
- воспроизведение ритмов;
- сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
- рифмованные фразы.
Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.
Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимо- связанное формирование различных сторон речи как целостного образования.
При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове.
Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка — каска, мышка — миска, лук — жук и т. д.). Учитывается также многообразие языкового контекста (коса девочки, коса — орудие труда; ключ от замка, ключ в озере).
Содержание программы по индивидуальной работе
Основная цель занятий — постановка, дифференциация, и автоматизация звуков. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные спе- цифические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д. Индивидуальная работа включает в себя:
- выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознан- ными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый
артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
- закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н], [п] - [п’], [т] - [т’], [к] - [к’], [ф] - [ф’], [в] - [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
- постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие кон- кретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] —- [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
- в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын;
- в обратных слогах: ос — нос;
- в закрытых слогах: сас — сосна;
- в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например, са—ша, ша—са; саша—ша-са; саш—сош; са—ша—са—ша—са. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.
В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
Содержание программы по фронтальной работе в группах для детей
от 5 до 6 лет
Основными задачами являются:
- формирование правильного произношения звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепление навыка произнесения слов различной звукослоговой структуры.
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел 1. Развитие моторных функций.
Задачи:
- работа по выработке четких координированных движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
- развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
- обучение мимической гимнастике;
- обучение самомассажу лица и шеи.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
- работа по формированию правильного речевого дыхания;
- работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;
- обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
- выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
- формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
- познакомить детей со звуками: У, А, О, И, П, М, Н; упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова; определение места положения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;
- упражнение в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале
слова;
- познакомить детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «звонкий
согласный звук», «глухой согласный звук»;
- познакомить с понятием «предложение»;
- формирование умения анализировать обратные слоги типа: АН, УН, с выкладыванием схемы;
- формирование умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
- формирование умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.
Раздел 4. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения
и письма.
Задачи:
- познакомить детей с буквами У, А, О, И, П, М, Н (без акцента на запоминание)
- упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.
2 период (декабрь, январь, февраль) Раздел 1. Развитие моторных функций.
Задачи:
- развитие четких координирований движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
- развитие общей моторики и координации речи с движением;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковые гимнастики, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
- развитие мимической мускулатуры лица;
- проведение самомассажа лица и шеи.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
- развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
- развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
- развивать умение произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
- совершенствовать четкость дикции.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
- развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
- познакомить со звуками: Т, Ть, К, Кь, Э, Г, Гь, Ль, Ы; упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слов; определение места положения звука в словах;
- упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
- познакомить с понятиями «согласный твердый звук», «согласный мягкий
звук»;
- закреплять знания детей о понятии «предложение», познакомить с
графической схемой предложения;
- формирование умения анализировать обратные слоги типа АН и прямые типа НА, НИ с выкладыванием схемы;
- закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Учить дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: К - Кь, К - Г;
- развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.
Раздел 4. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения
и письма.
Задачи:
- познакомить детей с буквами Т, К, Э, Г, Л, Ы (без акцента на запоминание)
- упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.
3 период (март, апрель, май) Раздел 1. Развитие моторных функций.
Задачи:
- развитие четких координирований движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
- развитие общей моторики и координации речи с движением;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
- развитие мимической мускулатуры лица;
- закреплять умение проводить самомассаж лица и шеи.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
- совершенствование речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
- развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
- обучение дифференцированному дыханию: вдох нос – выдох рот;
- закреплять умение произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
- совершенствовать четкость дикции.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
- развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
- познакомить со звуками: С, Сь, Ш, Х, Хь, В, Вь, З, Зь, Ж, Д, Дь, Ф, Фь;
- упражнять в выделении гласных и согласных звуков в различных позициях в словах; определение места положения звука в словах;
- упражнение в подборе слов на заданный звук;
- закрепление понятий «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
- закреплять умение анализировать слоги типа: АН, НУ, НИ с выкладыванием схемы;
- формировать умение анализировать короткие слова типа КОТ, КИТ с последующим выкладыванием схемы;
- упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: К - Кь, Т- Д;
- развивать умение делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы;
- продолжать учить составлять и анализировать короткие предложения с предлогами и без предлогов.
Раздел 4. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения
и письма.
Задачи:
- познакомить детей с буквами С, Ш, Х, В, З, Ж, Д, Ф (без акцента на запоминание)
- упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Темы | № занятия |
Сентябрь | ||
1 | Обследование | |
2 | Обследование | |
3 | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | 1 |
4 | Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках | 2 |
Октябрь | ||
1 | Звук и буква У | 3 |
2 | Звук и буква А | 4 |
3 | Звуки У-А | 5 |
4 | Звук и буква П | 6 |
Ноябрь | ||
1 | Звук и буква О | 7 |
2 | Звук и буква И | 8 |
3 | Звук и буква М | 9 |
4 | Звук и буква Н | 10 |
- период
(декабрь, январь, февраль)
Декабрь | ||
1 | Звук и буква Т | 11 |
2 | Звук Ть. Буква Т | 12 |
3 | Звук и буква К | 13 |
4 | Звук Кь. Буква К | 14 |
5 | Звуки Кь-К. Буква К. | 15 |
Январь | ||
1 | Каникулы | |
2 | Каникулы | |
3 | Звук и буква Б | 16 |
4 | Звук Бь. Буква Б | 17 |
Февраль | ||
1 | Звук и буква Э | 18 |
2 | Звуки Г-Гь. Буква Г | 19 |
3 | Звук Ль. Буква Л | 20 |
4 | Звук и буква Ы | 21 |
- период
(март, апрель, май)
Март | ||
1 | Звук и буква С | 22 |
2 | Звук Сь. Буква С | 23 |
3 | Звук и буква Ш | 24 |
4 | Звуки С-Ш | 25 |
Апрель | ||
1 | Звуки Х-Хь. Буква Х. | 26 |
2 | Звуки В –Вь. Буква В | 27 |
3 | Звук и буква З | 28 |
4 | Звук Зь. Буква З | 29 |
Май | ||
1 | Звук и буква Ж | 30 |
2 | Звуки З - Ж | 31 |
3 | Звуки Д-Дь. Буква Д | 32 |
4 | Звуки Ф – Фь. Буква Ф | 33 |
- Содержание программы в группах для детей от 6 до 7 лет
Задачи:
- уточнение и расширение словарного запаса;
- совершенствование грамматического строя речи и практическое овладение сложными формами словоизменения и словообразования.
- развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; навыка произнесения слов сложной слоговой структуры;
- предупреждение нарушений письменной речи;
- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел 1. Развитие моторных функций.
Задачи:
- развитие артикуляционного аппарата с целью выработки четкого координирования движений и переключаемости с одного движения на другое;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- развитие умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
- проведение упражнений на общее расслабление;
- развитие общей моторики, координации речи с движением, статистической и динамической координации движений;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковые гимнастики, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
- развитие мимической мускулатуры лица;
- проведение самомассажа лица и шеи.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
- развитие речевого дыхания;
- автоматизация нижнедиафрагмального дыхания;
- развивать умение коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
- развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
- познакомить детей с различными видами интонации.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
- развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
- знакомство со звуками: У, А, И, О, Ы, П, Пь, К, Кь, Т, Ть, Х, Хь, М, Мь, Н, Нь. Б, Бь;
- упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слова и определение места положения звука;
- упражнение в подборе слов на заданный звук;
- закрепление понятий «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
- развитие умения анализировать прямые и обратные слоги: АН, НА;
- упражнять в дифференциации: гласный – согласный. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: П- Пь, К - Кь, Т- Ть, Х- Хь, М – Мь, Н – Нь, Б – Бь, К – Т, П – Т – К, Н – М, П – Б;
- обучать звуковому анализу слов типа КОТ, КИТ с выкладыванием схемы;
- развивать умение делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога;
- продолжать работу по анализу небольших предложений с последующим выкладыванием схемы.
Раздел 4. Лексика.
Задачи:
- расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Деревья осенью. Листья»,
«Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах», «Фрукты», «Насекомые. Особенности строения тела насекомых», «Перелетные птицы. Особенности строения тела птиц», «Грибы. Ягоды», «Домашние животные и их детеныши. Место обитания домашних животных»
«Дикие животные и их детеныши», «Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
Раздел 5. Грамматический строй речи.
(по лексическим темам 1 периода)
Задачи:
- выработка умения изменять имена существительные по падежам;
- развитие словообразовательной функции: развитие умения образовывать: существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные;
- упражнение в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными два и пять;
- закрепление употребления притяжательных прилагательных.
Раздел 6. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.
Задачи:
- познакомить с буквами У, А, И, О, Ы, П, К, Т, Х, М, Н, Б и их написанием;
- выработка умения ориентироваться на листе бумаги;
- упражнять детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;
- учить детей печатать слоги с данными буквами и слова;
- формировать умение различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
- упражнять в допечатывании недостающих элементов букв;
- упражнять в различении букв наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв.
Задачи:
2 период
(декабрь, январь, февраль) Раздел 1. Развитие моторных функций.
- продолжать развитие артикуляционного аппарата;
- совершенствовать развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- закреплять умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
- упражнять в общем расслаблении, развитии общей и мелкой моторики и координации речи с движением;
- развивать мимическую мускулатуру лица и проведение самомассажа.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать нижнедиафрагмальное дыхание;
- развивать умение коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
- научить вдоху через нос и выдоху через рот и наоборот;
- развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; продолжать работу над темпом и ритмом речи;
- развивать умение произносить предложения с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной и восклицательной.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
- продолжать развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
- знакомство со звуками: С, Сь, З, Зь, В, Вь, Д, Дь, Г, Гь, Э, Й, Ш;
- совершенствовать умение выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определять место положения звука;
- продолжать упражнять в подборе слов на заданный звук;
- закреплять понятия: «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
- упражнять в дифференциации: гласный – согласный; закреплять умение дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: С-Сь, З-Зь, С-З, В-Вь, Д-Дь, Т-Д, Ть-Дь, Г- Гь, Г-К, Ш-С;
- продолжать работу по звуковому анализу слов типа КОТ, КИТ с выкладыванием схемы;
- обучать звуковому анализу слов типа САНИ, ШКАФ, АИСТ;
- развивать умение делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога;
- продолжать работу по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы;
- учить подбирать к различным схемам слова и предложения.
Раздел 4. Лексика.
Задачи:
- расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимние месяцы», «Дикие животные зимой», «Мебель», «Посуда», «Новый год», «Животные жарких стран», «Семья»,
«Инструменты», «Морские, речные и аквариумные обитатели», «День защитников Отечества», «Комнатные растения», «Транспорт».
Раздел 5. Грамматический строй речи.
(по лексическим темам 2 периода)
Задачи:
- закрепление умения изменять имена существительные по падежам и практическое употребление их в речи;
- расширение предикативного словаря: практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени, обучение образованию и закреплению в речи глаголов движения с приставками.
- расширение знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи.
- закрепление составления предложно – падежных конструкций;
- совершенствовать словообразовательный процесс: образование относительных прилагательных и притяжательных прилагательных;
- развитие словообразовательной функции: развитие умения образовывать: существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные;
- продолжать упражнять в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными два и пять;
- закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных.
Раздел 6. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.
Задачи:
- познакомить с буквами С, З, В, Д, Г, Э, Й, Ш, Е, Я и их написанием;
- продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги;
- упражнять детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;
- учить детей печатать слоги, слова и небольшие предложения с данными буквами;
- совершенствовать умение различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
- продолжать упражнять в допечатывании недостающих элементов букв;
- продолжать упражнять в различении букв, наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв;
- обучать послоговому чтению слогов, слов и небольших предложений;
- познакомить с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в начале предложения.
Задачи:
3 период (март, апрель, май)
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
- продолжать развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
- познакомить со звуками: Ж, Л, Ль, Ц, Р, Рь, Ч, Ф, Фь, Щ;
- закреплять умение выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определять место положения звука;
- совершенствовать в подборе слов на заданный звук;
- закреплять понятия: «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
- упражнять в дифференциации: гласный – согласный; закреплять умение дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: Ж –З, Ж – Ш, Ш – Ж – С – З, Л – Ль, Ц – С, Р – Рь, Р – Л, Ч – Ть, Ф – Фь, Ф – В, Щ – Ч, Щ – Ть, Щ
- Ч – Сь - Ть;
- обучать проверке звонкого согласного в конце слова в случае оглушения: дуб - дубы;
- продолжать работу по звуковому анализу слов типа САНИ, ШКАФ, АИСТ с выкладыванием схемы;
- обучать звуковому анализу слов из пяти звуков;
- закреплять умение делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы;
- продолжать работу по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы;
- закреплять умение подбирать к различным схемам слова и предложения.
Раздел 4. Лексика.
Задачи:
- расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Мамин праздник»,
«Перелетные птицы весной», «Растения и животные весной», «Наша страна»,
«Профессии», «Наш дом», «Сад – огород – лес», «Человек», «Домашние животные»,
«Школа. Школьные принадлежности», «Лето».
Раздел 5. Грамматический строй речи.
(по лексическим темам 3 периода)
Задачи:
- развитие «семантического поля» слов;
- упражнение в развитии синонимического ряда слов;
- расширение предикативного, номинативного и адъективного словаря;
- расширение знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи;
- закрепление составления предложно – падежных конструкций;
- совершенствовать словообразовательный процесс: упражнение в образовании и употреблении прилагательных сравнительной степени, формирование употребления в речи возвратных глаголов, упражнение в образовании слов сложного состава;
- закрепление словообразовательной функции: развитие умения образовывать: существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные;
- продолжать упражнять в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными два и пять;
- закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных.
Раздел 6. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.
Задачи:
- познакомить с буквами Ж. Л, Ц, Ю, Р, Ч, Ф, Щ и их написанием;
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
- упражнять детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;
- совершенствовать умение печатать слоги, слова и небольшие предложения с данными буквами;
- совершенствовать умение различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
- продолжать упражнять в допечатывании недостающих элементов букв;
- продолжать упражнять в различении букв, наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв;
- совершенствовать умение послогового чтения слогов, слов и небольших предложений;
- познакомить с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в начале предложения.
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Звуки, буквы | Лексико-грамматический строй речи | № занятий |
Сентябрь | |||
1 | Обследование детей | ||
2 | Обследование детей |
3 | У | Осень. Формирование номинативного словаря. (Словаря существительных) | 1 | |
А | Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. | 2 | ||
4 | У-А | Деревья осенью. Листья. Преобразование существительных в именительном падеже ед. числе в множественное число. | 3 | |
И | Деревья осенью. Листья. Образование им. Прилагательных от существительных. | 4 | ||
Октябрь | ||||
1 | П-Пь | Овощи. Расширение знаний детей об особенностях различных овощей. | 5 | |
К-Кь | Труд взрослых на полях и в огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида ед. числа настоящего времени. | 6 | ||
2 | Т-Ть | Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории существительных родительного падежа мн.числа. | 7 | |
К-Т | Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование словообразования. | 8 | ||
3 | П-Т-К | Насекомые. Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. | 9 | |
О | Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме. | 10 | ||
4 | Х-Хь | Перелетные птицы. Формирование словообразования. | 11 | |
К-Х | Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных. | 12 | ||
Ноябрь | ||||
1 | Ы | Грибы. Согласование имен существительных с числительными. | 13 | |
Гласные звуки А,У,И,Ы,О | Ягоды. Образование прилагательных от существительных. | 14 | ||
2 | М-Мь | Домашние животные и их детеныши. Закрепление и расширение знаний по теме. | 15 | |
Н-Нь | Домашние животные. Место обитания домашних животных. Закрепление знаний по теме. | 16 | ||
3 | Н-М | Дикие животные и их детеныши. Образование существительных множественного числа и практическое усвоение их в речи. | 17 | |
Б | Дикие животные. Закрепление в словаре детей существительных по теме, практическое усвоение в речи притяжательных прилагательных. | 18 | ||
4 | Б-Бь | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов одежды по сезонам. | 19 | |
П-Б | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Образование относительных прилагательных. | 20 |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Декабрь | |||
1 | С | Зима. Развитие «семантического поля» слова «снег». Практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени. | 21 |
Сь | Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение словаря по теме. | 22 | |
2 | С-Сь | Зима. Расширение предикативного словаря. | 23 |
З | Дикие животные зимой. Практическое закрепление употребления имен существительных в различных падежах. | 24 | |
3 | Зь | Мебель. Расширения знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи. | 25 |
З-Зь | Мебель. Закрепление предложно – падежных конструкций. | 26 | |
4 | Сь-Зь | Посуда. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных | 27 |
С-З | Посуда. Развитие навыка словообразования. | 28 | |
В-Вь | Новый год. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. | 29 | |
Январь | |||
1 | Каникулы | ||
2 | Каникулы | ||
3 | Д-Дь | Животные жарких стран. Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже. | 30 |
Т-Д | Животные жарких стран. Формирование навыка словообразования по теме. | 31 | |
4 | Ть-Дь | Семья. Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. | 32 |
Г | Семья. Словообразование притяжательных прилагательных. | 33 | |
Февраль | |||
1 | Г-Гь | Инструменты. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. | 34 |
Г-К | Инструменты. Формирование словаря глаголов | 35 | |
2 | Э | Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование притяжательных прилагательных. | 36 |
Й | Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование отыменных прилагательных | 37 | |
3 | Е | День защитников Отечества. Расширение словаря по теме военные профессии. | 38 |
Я | Комнатные растения. Формирование глагольного словаря по теме. | 39 | |
4 | Ш | Транспорт. Образование и закрепления в речи глаголов движения с приставками. | 40 |
Ш | Дифференциация транспорта по видам. | 41 |
Ш-С | Транспорт. Закрепления употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме. | 42 |
3 период обучения (март, апрель, май)
Март | |||
1 | Ж | Весна. Формирование и расширение «семантического поля» слова «жук». | 43 |
Ж-З | Весна. Развитие словаря прилагательных. | 44 | |
2 | Ж-Ш | Весна. Формирование словаря по теме. | 45 |
Ш-Ж-С-З | Мамин праздник. Развитие словообразования. | 46 | |
3 | Л | Перелетные птицы весной. Формирование «семантического поля» слова «ласточка» | 47 |
Ль | Перелетные птицы весной. Расширение глагольного словаря по теме. | 48 | |
4 | Л-Ль | Растения и животные весной. Развитие синтагматических связей. | 49 |
Ц | Формирование и расширение «семантического поля» слова «цветок» | 50 | |
Апрель | |||
1 | Ц-С | Наша страна. Упражнение в развитии синонимического ряда слов. | 51 |
Ю | Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме. | 52 | |
2 | Р | Профессии. Расширение словаря по теме. | 53 |
Рь | Профессии. Формирование словообразования и расширение словаря. | 54 | |
3 | Р-Рь | Наш дом. Упражнение в образовании слов сложного состава. | 55 |
Р-Л | Наш дом. Уточнение и расширение словаря по теме. | 56 | |
4 | Ч | Формирование и расширение «семантического поля» слова «бабочка» | 57 |
Ч-Ть | Сад – огород - лес. Разграничение понятий по теме. | 58 | |
Май | |||
1 | Ф-Фь | Человек. Расширение словаря по теме | 59 |
Ф-В | Человек. Формирование употребления в речи возвратных глаголов. | 60 | |
2 | Щ | Домашние животные. Формирование и расширение «семантического поля» слова «щенок» | 61 |
Щ-Ч | Домашние животные. Развитие словообразования по теме. | 62 | |
3 | Щ-Ть | Школа. Школьные принадлежности. Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными. | 63 |
Щ-Ч-Сь-Ть | Школа. Школьные принадлежности. Расширение словаря по теме. | 64 |
4 | Мягкие и твердые согласные | Лето. Упражнение в образовании и употреблении прилагательных сравнительной степени. | 65 |
Глухие и звонкие согласные | Лето. Формирование и расширение словаря по теме. | 66 |
- Планируемые результаты освоения программы «АБВГДейка»
Планируемые результаты освоения программы в группах для детей от 5 до 6 лет
К концу 1 периода:
- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки некоторых звуков и характеристики звуков 1 периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;
- должны быть выработаны: целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
- должен быть выработан навык: характеристики звуков 1 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах: начало (гласные звуки) и конец слова (согласные звуки) и звукового анализа обратных слогов; слоговой анализ трехсложных и двухсложных слов; закреплены понятия «гласный и согласный звук», «слог», «слово»;
- словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;
- должны быть выработаны умения по лексическим темам 1 периода: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и глаголами; правильно употреблять в речи простые предлоги; умении подбирать слова сходные по значению (синонимы); подбирать слова противоположные по значению.
- должен быть выработан навык: составлять простые предложения по демонстрируемым действиям, задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы по лексическим темам первого периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
- дети должны познакомиться с буквами 1 периода, уметь выкладывать их из различных предметов.
К концу 2 периода:
- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки основных звуков и характеристики звуков 2 периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;
- должны быть развиты: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
- должен быть выработан навык: характеристики звуков 2 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах: начало, середина и конец слова и звукового анализа обратных и прямых слогов; дифференцировать некоторые звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; слоговой анализ трехсложных, двухсложных и односложных слов; закреплены понятия «гласный звук»,
«согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «слог», «слово», «предложение»; графически изображать слоговую схему и схему предложения;
- словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;
- должны быть выработаны умения по лексическим темам 2 периода: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах; образовывать притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные» и приставочные глаголы движения; практического употребления в речи простых предлогов: на, с, в, из, под, над, за, от, по; подбирать слова сходные и противоположные по значению;
- должен быть выработан навык: составлять простые распространенные предложения, составлять описательные рассказы по лексическим темам второго периода; умение пересказывать небольшие рассказы и сказки; первоначальный навык составления небольших рассказов по картине и серии сюжетных картин;
- дети должны познакомиться с буквами 2 периода, уметь выкладывать их из различных предметов и соотносить с окружающими предметами.
К концу 3 периода:
- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки всех звуков и характеристики звуков 3 периода обучения с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;
- должны быть выработаны: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
- должен быть выработан навык: характеристики звуков 3 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах: начало, середина и конец слова; звукового анализа прямых и обратных слогов, а также слов состоящих из трех звуков; дифференциации некоторых звуков по твердости – мягкости, звонкости
- глухости; слоговой анализ трехсложных и двухсложных слов; закреплены понятия
«гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «слог»,
«слово», «предложение»; графически изображать слоговую схему и схему слов и предложений;
- словарный запас по лексическим темам третьего периода должен соответствовать норме;
- должны быть выработаны умения: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и глаголами; правильно употреблять в речи простые и некоторые сложные предлоги; подбирать слова сходные и противоположные по значению;
- должен быть выработан навык: составления простых распространенных предложений; составления описательных рассказов по темам 3 периода; пересказывать рассказы и сказки по темам 3 периода; составления небольших рассказов по сюжетным и серии сюжетных картин.
- дети должны познакомиться с буквами периода, уметь выкладывать их из различных предметов.
Планируемые результаты освоения программы в группах для детей от 6 до 7 лет
К концу 1 периода:
- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки всех звуков и характеристики звуков с опорой на ощущения
от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш и печатать буквы с правильным нажимом.
- должно быть выработано умение: правильно коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса;
- должен быть выработан навык: характеристики звуков 1 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из трех звуков; дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; анализа трехсложных и двухсложных слов и коротких предложений;
- словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;
- должны быть выработаны умения: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом и относительные прилагательные; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
- должен быть выработан навык: составлять простые предложения, задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы по лексическим темам первого периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
- дети должны узнавать буквы первого периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги и короткие слова с этими буквами.
К концу 2 периода:
- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности автоматизации раннее поставленных звуков и характеристики звуков второго периода с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш, печатать буквы, слоги и слова с правильным нажимом.
- должно быть выработано умение: правильно коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса; вдыхать через нос, а выдыхать через рот и наоборот; произносить предложения с различной интонацией;
- должен быть выработан навык: характеристики звуков 2 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из четырех звуков; дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; анализа трехсложных, двухсложных, односложных слов и предложений;
- словарный запас по лексическим темам второго периода должен соответствовать норме;
- должны быть выработаны умения: образовывать приставочные глаголы; понимать и правильно употреблять различные предлоги; согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и числительными; составлять предложно – падежные конструкции; образовывать притяжательные прилагательные;
- должен быть выработан навык: составлять простые и сложные предложения, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным и серии сюжетных картин, пересказывать рассказы и сказки по лексическим темам второго периода;
- дети должны узнавать буквы второго периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно
напечатанные буквы, печатать слоги, слова и короткие предложения с этими буквами; усвоить элементарные навыки правописания.
К концу 3 периода:
- должен быть развит моторный праксис, выработаны ощущения от положения органов артикуляции, автоматизированы поставленные звуки, развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш, печатать буквы, слоги и слова с правильным нажимом.
- должно быть выработано правильное речевое дыхание и автоматизировано нижнедиафрагмальное, умение произносить предложения с различной интонацией;
- должен быть выработан навык: характеристики звуков 3 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из четырех - пяти звуков; дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; анализа трехсложных, двухсложных, односложных слов и предложений;
- словарный запас по лексическим темам третьего периода должен соответствовать норме;
- должны быть закреплены и усовершенствованы навыки словообразования и словоизменения, сформировано умение их практического применения;
- должен быть выработан навык: составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным и серии сюжетных картин, пересказывать рассказы и сказки по лексическим темам третьего периода, составлять творческие рассказы;
- дети должны узнавать буквы третьего периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги, слова и короткие предложения с этими буквами; усвоить элементарные навыки правописания.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Выявление речевого недоразвития начинается с всестороннего изучения дошкольников: их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
В ходе реализации программы учитель – логопед проводит анализ результатов коррекционного воздействия, для чего организует отслеживание их качества, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития речи детей с общим недоразвитием речи положены методологические принципы:
- Принцип комплексного подхода.
- Принцип целостного, системного анализа.
- Принцип динамического изучения.
Для диагностирования динамики речевого развития детей, в рамках реализации программы, используются психодиагностические методы: беседы, наблюдение, обследование.
Задачи:
- Подготовка обследования.
- Обследование.
- Анализ полученных данных.
Обследование компонентов языковой системы
Для выявления целостной картины динамики речевого развития дошкольника с ФФНР, в рамках реализации программы, исследованию подлежит:
- уровень фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;
- звукопроизношение.
Учитывая возрастные особенности детей, необходимо в процессе обследования широко использовать наглядность. С этой целью специально подбирается наглядный дидактический материал и оформляются пособия, чтобы заинтересовать ребенка, вызвать у него желание активно работать, снять замкнутость и обеспечить полный контакт с логопедом.
Представленные методики оценивает соответствующее свойство специфической стороны, и в итоге, мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех сторон речевого развития ребенка. В процессе работы используются различные методические приемы.
При исследовании состояния фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза используются следующие приемы:
- повтор сочетаний из трех-четырех слогов, произносимых логопедом в определенной последовательности. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-та, са-ша-са и др.);
- показ картинок, отличающихся одним звуком в названии: «Покажи, где: суп- зуб, челка-щелка, гора – кора, лук – люк»;
- определение наличия заданного звука в словах. (Для определения наличия звука в произносимых словах они подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях, и наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и с легко смешиваемыми звуками. Произнесение слова несколько утрируется, а выделяемый звук интонируется. Например, для определения наличия звука «ш», предлагаются следующие слова: шуба, сумка, шкаф, мышка, лапша, автобус, малыш.);
- Выделение ударного гласного звука в начале слова. (Логопед выкладывает перед ребенком картинки с гласными звуками в начале слова, в ударной позиции, называет картинки (утрируя первые звуки). После этого просит ребенка назвать первый звук в названных словах.);
- Выделение согласного звука в конце слова. (Перед ребенком лежат картинки с согласными звуками в конце слов: микроскоп, шкаф, снеговик и др. Логопед называет картинки, выделяя конечный звук, а затем просит ребенка назвать последний звук в данных словах.);
- деление слов на слоги (двухсложные и трехсложные слова) (Логопед просит ребенка прохлопать заданные слова и сказать, сколько в них слогов. При затруднениях первое слово логопед и ребенок прохлопывают совместно.);
- деление предложений на слова (предложение из 4 слов) (Ребенку предлагается составить предложение, например по односюжетной картинке, а затем сосчитать, сколько слов в этом предложении.);
- звуковой анализ слов (типа КОТ, КИТ). (Перед ребенком картинка, на которой нарисован кот. Логопед произносит слово кот, утрируя звуки по порядку. Ребенок называет звуки, дает им характеристику и выкладывает схему.);
- составление слов из заданных звуков (три звука). (Логопед называет звуки определенного слова, например сок, по порядку с паузами между произнесением, а затем просит ребенка подумать и сказать, какое слово получится из этих звуков.);
- определение места гласного звука (начало, середина и конец слова). (Проводится по картинкам. Логопед просит ребенка назвать слово, а затем определить место гласного звука в этом слове: «Что это? (Ответ ребенка: «Книга») Скажи, где находится звук А в слове книга?»);
- определение места согласного звука (начало, середина и конец слова). (Аналогично предыдущему приему.);
- определение ударного слога. (Логопед совместно с ребенком произносит слово, выделяя ударный слог, а затем просит ребенка назвать слог, который больше всего выделялся при произнесении.)
Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка, которые искажаются, заменяются, смешиваются детьми (гласные звуки, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, звонкие и глухие, твердые и мягкие). По каждой группе звуков детям предлагается произнести заданный звук изолированно и в слогах. Слова и предложения с этим звуком дети произносят как отраженно, так и по картинкам. Предложения должны включать в себя слова не только с заданным звуком, но и со смешиваемыми.
При обследовании слоговой структуры слова ребенку предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных). Картинный материал должен содержать слова различной слоговой структуры: снеговик, ткачиха, хоккеист, черепаха, водопроводчик, библиотекарь; ребята слепили снежного снеговика, физкультурники идут на парад, экскурсовод проводит экскурсию и т.д. Предлагается также отстучать ритмический рисунок слова. При этом необходимо установить границу возможных затруднений в воспроизведении ритма.
В процессе занятий с детьми логопед продолжает динамическое наблюдение за проявлениями отдельных звеньев речевой недостаточности, в наибольшей степени тормозящих процесс нормализации речи и выявляет индивидуальные затруднения детей, которые служат основанием их распределения по подгруппам для индивидуальных занятий. В то же время логопед тщательно фиксирует позитивные сдвиги в усвоении отдельных видов речевой деятельности, обращая особое внимание на повышение речевой активности, коммуникабельности, направленности на преодоление дефекта.
При отслеживании динамики речевого развития речи детей могут возникнуть трудности в оценке результативности проведенной работы. В этом случае следует руководствоваться правилом: выявленные актуальные показатели в речевом развитии ребенка всегда сравниваются с его же показателями в развитии на начало учебного года. Выявленные показатели речевого развития детей на первом году обучения можно назвать промежуточными, но они будут говорить об уровне развития языковой способности каждого ребенка. Сопоставление с возрастной нормой проводится по окончании обучения.
Комплексное обследование, которое проводится в старшей и подготовительной группах в начале, середине (срезовая диагностика) и конце учебного года, позволяет получить целостную оценку речевых навыков ребенка, в результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи. Основными критериями оценки являются:
- степень самостоятельности выполнения заданий;
- адекватность поставленной задаче;
- полнота и обобщенность ответов;
- степень соответствия детской речи условному эталону нормы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебный план
Содержание рабочей учебной программы | Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий) | ||
Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
1 период | 10 | 20 |
2 период | 13 | 22 | |
3 период | 12 | 24 | |
Всего занятий в год | 35 | 66 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. - 56с. (Логопедические технологии.)
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. -320 с. (Серия «Учимся, играя»)
Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. – 399с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб. ИД «МиМ», 1998. - 192 с.+ цв. вкл.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 –6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96с. (Серия «Программа развития».)
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.-191с.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
– СПб.: Дельта, 1997. – 256с., ил.
Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.- 384 с., ил.
Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. Ин – тов по спец. «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528с.: ил.
Нищева Н.В.
Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 352 с.
Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль:
«Академия развития», 1998.- 240с., ил. (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004. – 92с.: ил.
Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно – методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998, 51с.
Ткаченко Т.А.
Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002 – 112 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.: МГЗПИ,1991. – 188 с.
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яншина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...
Дополнительная общеобразовательная программа По развитию речи «Волшебная сказка»
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи "Волшебная сказка" для воспитателей ДО....
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи в младшей группе посредствам театрализованной деятельности через взаимодействие с семьями воспитанников
Театрализованная деятельность в группе очень часто используется педагогами для развития речи воспитанников. Чем дополнительная программа отличается от основной? Тем, что участвуют как дети, так и роди...
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»
Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...
Дополнительная общеобразовательная программа "Речевичок" для детей 4-5 лет
Программа носит коррекционно-развивающий характер. Предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с различным уровнем речевого развития. При разработке и проведении ООД учитыв...
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мышления и мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. «Мир сенсорики».
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...