Дополнительная общеобразовательная программа речевого развития дошкольников " АБВГДейка" от 6 до 7 лет , и "АБВГДейка " от 5 до 6 лет.
методическая разработка (подготовительная группа)

Чипышева Ирина Викторовна

Цель программы: Преодоление     фонетико-фонематического     недоразвития     речи,     подготовка     к успешному обучению детей-логопатов в школе и создание мотивированной потребности в речи, как средстве общения и самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon abvgdeyka_6-7_let_pdf.io_-_kopiya.pdf1.06 МБ
Файл abvgdeyka_5-6_let.docx100.68 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «КРЕПЫШ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«АБВГДейка» для детей от 5 до 6 лет

г. Мегион 2022год

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Название разделов

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2

1.1.

Актуальность программы

2

1.2.

Цель программы

5

1.3.

Задачи программы

5

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1.

Содержание программы по индивидуальной работе

8

2.2.

Содержание программы по фронтальной работе в группах для детей

от 5 до 6 лет

9

2.3.

Содержание программы по фронтальной работе в группах для детей

от 6 до 7 лет

14

2.4.

Планируемые результаты освоения программы «АБВГДейка»

22

2.4.1.

Планируемые результаты освоения программы в группах для детей от

5 до 6 лет

22

2.4.2.

Планируемые результаты освоения программы в группах для детей от

6 до 7 лет

23

2.5.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

25

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

27

3.1.

Учебный план

27

3.2.

Годовой календарный учебный график

28

4.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

28

1.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Актуальность программы

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина

  • недостаточное развитие процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с фонетико-фонематическим развитием недоразвитием речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:

  • гласные — согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные [л] — [р]),
  • глухие — звонкие,
  • твердые — мягкие.

Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее, на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей». При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] — [ш], сонорных [л] —[р] свистящих [с] — [з].

Фонематическое восприятие всех звуков, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звуко - слоговых сочетаниях, искаженное произношение звуков. Это отражает диссоциацию между достаточным развитием

фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции. С этой целью учитель-логопед, проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка.

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.

Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд специальных заданий (Альбом для обследования Иншаковой).

После обследования перед логопедом встает задача — воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической

деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой, определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Концептуальной основой программы является формирование у детей речевых способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и выработку практического применения приобретенных навыков.

В основу программы положены следующие принципы:

  • раннего воздействия на речевую деятельность ребенка с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
  • взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико- грамматических компонентов языка;
  • дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ФФНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • связи речи с другими сторонами психического развития.
  1. Цель программы:

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, подготовка к успешному обучению детей-логопатов в школе и создание мотивированной потребности в речи, как средстве общения и самовыражения.

  1. Задачи программы:

  • устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
  • сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • устранить недостатки развития лексико-грамматического строя речи;
  • предупредить нарушения письма и чтения;
  • выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности. Обучение осуществляется по разделам:
  1. Развитие моторных функций.
  2. Развитие дыхательной и голосовой функций.
  3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
  4. Лексика.
  5. Грамматический строй речи.

7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Организация непосредственно образовательной деятельности

Обучение на индивидуальных логопедических занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

Специфика нарушения речи у детей с ФФНР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии

  • дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Методы и приемы исправления фонематического слуха и звукопроизношения

Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного ап- парата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями спо- собствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализатора. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят. Доказано, что нормально раз- вивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении. Если в момент разговора ребенок допустит какую-то неточность, то тут же благодаря четкой работе слухового анализатора заметит и сам ее исправит.

Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является:

  • недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например, звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш];
  • смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно, а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их;
  • замены звуков более легкими по артикуляции;
  • искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.

Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустиче-

скими характеристиками.

Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например,

  • выделить определенный звук из ряда других звуков;
  • повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т. д.;
  • определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например, звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка.
  • самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;
  • назвать ряд слов, содержащих определенный звук.

Как правило, подобные задания вызывают затруднения у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.

Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:

  • замены согласных букв        («зелезо»железо, «лека»—река и т. д.);
  • пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);
  • перестановка букв и слогов («кошолатка» шоколадка, «петеръ» теперь,

«логова» голова, «мо- коло» — молоко и т. д.);

  • замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и (сел

«сил»), о — у (пол «пул»);

  • вставка лишних букв («пошала» пошла).

Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФНР

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.

Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.

Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.

В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся неотчет- ливо в речевом потоке, что снижает кинестетические ощущения в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной структурной сложности.

Программа   предусматривает    определенную    последовательность    усложнения

речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражне- ния усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.

Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:

  • он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
  • нарушенные в произношении звуки не включаются;
  • произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.

Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений:

  • воспроизведение ритмов;
  • сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
  • рифмованные фразы.

Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.

Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимо- связанное формирование различных сторон речи как целостного образования.

При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове.

Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка — каска, мышка — миска, лук — жук и т. д.). Учитывается также многообразие языкового контекста (коса девочки, коса — орудие труда; ключ от замка, ключ в озере).

  1. Содержание программы по индивидуальной работе

Основная цель занятий — постановка, дифференциация, и автоматизация звуков. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные спе- цифические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д. Индивидуальная работа включает в себя:

  • выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознан- ными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый

артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;

  • закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н], [п] - [п’], [т] - [т’], [к] - [к’], [ф] - [ф’], [в] - [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
  • постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие кон- кретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] —- [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.

В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

  • в открытых слогах (звук в ударном слоге): са сани, су сук, со совы, сы сын;
  • в обратных слогах: ос нос;
  • в закрытых слогах: сас сосна;
  • в стечении с согласными: ста станок, сту стук, ска миска.

Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например, саша, шаса; сашаша-са; сашсош; сашасашаса. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.

В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.

Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.

  1. Содержание программы по фронтальной работе в группах для детей

от 5 до 6 лет

Основными задачами являются:

  • формирование правильного произношения звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
  • закрепление навыка произнесения слов различной звукослоговой структуры.

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел 1. Развитие моторных функций.

Задачи:

  • работа по выработке четких координированных движений артикуляционного аппарата;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • обучение мимической гимнастике;
  • обучение самомассажу лица и шеи.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:

  • работа по формированию правильного речевого дыхания;
  • работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;
  • обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо.

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.

Задачи:

  • формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
  • познакомить детей со звуками: У, А, О, И, П, М, Н; упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова; определение места положения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;
  • упражнение в подборе слов на заданный ударный гласный  звук в начале

слова;


  • познакомить детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «звонкий

согласный звук», «глухой согласный звук»;

  • познакомить с понятием «предложение»;
  • формирование умения анализировать обратные слоги типа: АН, УН, с выкладыванием схемы;
  • формирование умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
  • формирование умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.

Раздел 4. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения

и письма.

Задачи:

  • познакомить детей с буквами У, А, О, И, П, М, Н (без акцента на запоминание)
  • упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.

2 период (декабрь, январь, февраль) Раздел 1. Развитие моторных функций.

Задачи:

  • развитие четких координирований движений артикуляционного аппарата;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • развитие общей моторики и координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковые гимнастики, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • развитие мимической мускулатуры лица;
  • проведение самомассажа лица и шеи.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:

  • развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
  • развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • развивать умение произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
  • совершенствовать четкость дикции.

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.

Задачи:

  • развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
  • познакомить со звуками: Т, Ть, К, Кь, Э, Г, Гь, Ль, Ы; упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слов; определение места положения звука в словах;
  • упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
  • познакомить с понятиями «согласный твердый звук», «согласный мягкий

звук»;


  • закреплять        знания        детей        о        понятии        «предложение»,        познакомить        с

графической схемой предложения;

  • формирование умения анализировать обратные слоги типа АН и прямые типа НА, НИ с выкладыванием схемы;
  • закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Учить дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: К - Кь, К - Г;
  • развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.

Раздел 4. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения

и письма.

Задачи:

  • познакомить детей с буквами Т, К, Э, Г, Л, Ы (без акцента на запоминание)
  • упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.

3 период (март, апрель, май) Раздел 1. Развитие моторных функций.

Задачи:

  • развитие четких координирований движений артикуляционного аппарата;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • развитие общей моторики и координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • развитие мимической мускулатуры лица;
  • закреплять умение проводить самомассаж лица и шеи.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:

  • совершенствование речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
  • развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • обучение дифференцированному дыханию: вдох нос – выдох рот;
  • закреплять умение произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
  • совершенствовать четкость дикции.

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.

Задачи:

  • развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
  • познакомить со звуками: С, Сь, Ш, Х, Хь, В, Вь, З, Зь, Ж, Д, Дь, Ф, Фь;
  • упражнять в выделении гласных и согласных звуков в различных позициях в словах; определение места положения звука в словах;
  • упражнение в подборе слов на заданный звук;
  • закрепление понятий «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
  • закреплять умение анализировать слоги типа: АН, НУ, НИ с выкладыванием схемы;
  • формировать умение анализировать короткие слова типа КОТ, КИТ с последующим выкладыванием схемы;
  • упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: К - Кь, Т- Д;
  • развивать умение делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы;
  • продолжать учить составлять и анализировать короткие предложения с предлогами и без предлогов.

Раздел 4. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения

и письма.

Задачи:

  • познакомить детей с буквами С, Ш, Х, В, З, Ж, Д, Ф (без акцента на запоминание)
  • упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.

1        период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели

Темы

№ занятия

Сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых

звуках

1

4

Развитие слухового внимания и восприятия        на речевых

звуках

2

Октябрь

1

Звук и буква У

3

2

Звук и буква А

4

3

Звуки У-А

5

4

Звук и буква П

6

Ноябрь

1

Звук и буква О

7

2

Звук и буква И

8

3

Звук и буква М

9

4

Звук и буква Н

10

  1. период

(декабрь, январь, февраль)

Декабрь

1

Звук и буква Т

11

2

Звук Ть. Буква Т

12

3

Звук и буква К

13

4

Звук Кь. Буква К

14

5

Звуки Кь-К. Буква К.

15

Январь

1

Каникулы

2

Каникулы

3

Звук и буква Б

16

4

Звук Бь. Буква Б

17

Февраль

1

Звук и буква Э

18

2

Звуки Г-Гь. Буква Г

19

3

Звук Ль. Буква Л

20

4

Звук и буква Ы

21

  1. период

(март, апрель, май)

Март

1

Звук и буква С

22

2

Звук Сь. Буква С

23

3

Звук и буква Ш

24

4

Звуки С-Ш

25

Апрель

1

Звуки Х-Хь. Буква Х.

26

2

Звуки В –Вь. Буква В

27

3

Звук и буква З

28

4

Звук Зь. Буква З

29

Май

1

Звук        и буква Ж

30

2

Звуки З - Ж

31

3

Звуки Д-Дь. Буква Д

32

4

Звуки Ф – Фь. Буква Ф

33

  1. Содержание программы в группах для детей от 6 до 7 лет

Задачи:

  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • совершенствование        грамматического        строя        речи        и        практическое        овладение сложными формами словоизменения и словообразования.
  • развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; навыка произнесения слов сложной слоговой структуры;
  • предупреждение нарушений письменной речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел 1. Развитие моторных функций.

Задачи:

  • развитие артикуляционного аппарата с целью выработки четкого координирования движений и переключаемости с одного движения на другое;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • развитие умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • проведение упражнений на общее расслабление;
  • развитие общей моторики, координации речи с движением, статистической и динамической координации движений;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковые гимнастики, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • развитие мимической мускулатуры лица;
  • проведение самомассажа лица и шеи.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:

  • развитие речевого дыхания;
  • автоматизация нижнедиафрагмального дыхания;
  • развивать умение коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
  • познакомить детей с различными видами интонации.

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.

Задачи:

  • развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
  • знакомство со звуками: У, А, И, О, Ы, П, Пь, К, Кь, Т, Ть, Х, Хь, М, Мь, Н, Нь. Б, Бь;
  • упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слова и определение места положения звука;
  • упражнение в подборе слов на заданный звук;
  • закрепление понятий «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
  • развитие умения анализировать прямые и обратные слоги: АН, НА;
  • упражнять в дифференциации: гласный – согласный. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: П- Пь, К - Кь, Т- Ть, Х- Хь, М – Мь, Н – Нь, Б – Бь, К – Т, П – Т – К, Н – М, П – Б;
  • обучать звуковому анализу слов типа КОТ, КИТ с выкладыванием схемы;
  • развивать умение делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога;
  • продолжать        работу        по        анализу        небольших        предложений        с        последующим выкладыванием схемы.

Раздел 4. Лексика.

Задачи:

  • расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Деревья осенью. Листья»,

«Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах», «Фрукты», «Насекомые. Особенности строения тела насекомых», «Перелетные птицы. Особенности строения тела птиц», «Грибы. Ягоды», «Домашние животные и их детеныши. Место обитания домашних животных»

«Дикие животные и их детеныши», «Осенняя одежда, обувь, головные уборы».

Раздел 5. Грамматический строй речи.

(по лексическим темам 1 периода)

Задачи:

  • выработка умения изменять имена существительные по падежам;
  • развитие словообразовательной функции: развитие умения образовывать: существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные;
  • упражнение в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными два и пять;
  • закрепление употребления притяжательных прилагательных.

Раздел 6. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Задачи:

  • познакомить с буквами У, А, И, О, Ы, П, К, Т, Х, М, Н, Б и их написанием;
  • выработка умения ориентироваться на листе бумаги;
  • упражнять детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;
  • учить детей печатать слоги с данными буквами и слова;
  • формировать умение различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
  • упражнять в допечатывании недостающих элементов букв;
  • упражнять в различении букв наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв.

Задачи:


2 период

(декабрь, январь, февраль) Раздел 1. Развитие моторных функций.

  • продолжать развитие артикуляционного аппарата;
  • совершенствовать развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • закреплять        умения        анализировать        положение        артикуляционных        органов        при произнесении звуков;
  • упражнять        в        общем        расслаблении,        развитии        общей        и        мелкой        моторики        и координации речи с движением;
  • развивать мимическую мускулатуру лица и проведение самомассажа.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:

  • развивать речевое дыхание;
  • совершенствовать нижнедиафрагмальное дыхание;
  • развивать умение коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • научить вдоху через нос и выдоху через рот и наоборот;
  • развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; продолжать работу над темпом и ритмом речи;
  • развивать умение произносить предложения с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной и восклицательной.

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.

Задачи:

  • продолжать развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
  • знакомство со звуками: С, Сь, З, Зь, В, Вь, Д, Дь, Г, Гь, Э, Й, Ш;
  • совершенствовать умение выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определять место положения звука;
  • продолжать упражнять в подборе слов на заданный звук;
  • закреплять понятия: «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
  • упражнять в дифференциации: гласный – согласный; закреплять умение дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: С-Сь, З-Зь, С-З, В-Вь, Д-Дь, Т-Д, Ть-Дь, Г- Гь, Г-К, Ш-С;
  • продолжать работу по звуковому анализу слов типа КОТ, КИТ с выкладыванием схемы;
  • обучать звуковому анализу слов типа САНИ, ШКАФ, АИСТ;
  • развивать умение делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога;
  • продолжать работу по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы;
  • учить подбирать к различным схемам слова и предложения.

Раздел 4. Лексика.

Задачи:

  • расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимние месяцы», «Дикие животные зимой», «Мебель», «Посуда», «Новый год», «Животные жарких стран», «Семья»,

«Инструменты»,        «Морские,   речные   и   аквариумные   обитатели»,        «День защитников Отечества», «Комнатные растения», «Транспорт».

Раздел 5. Грамматический строй речи.

(по лексическим темам 2 периода)

Задачи:

  • закрепление умения изменять имена существительные по падежам и практическое употребление их в речи;
  • расширение предикативного словаря: практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени, обучение образованию и закреплению в речи глаголов движения с приставками.
  • расширение знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи.
  • закрепление составления предложно – падежных конструкций;
  • совершенствовать словообразовательный процесс: образование относительных прилагательных и притяжательных прилагательных;
  • развитие словообразовательной функции: развитие умения образовывать: существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные;
  • продолжать упражнять в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными два и пять;
  • закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных.

Раздел 6. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Задачи:

  • познакомить с буквами С, З, В, Д, Г, Э, Й, Ш, Е, Я и их написанием;
  • продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги;
  • упражнять детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;
  • учить детей печатать слоги, слова и небольшие предложения с данными буквами;
  • совершенствовать умение различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
  • продолжать упражнять в допечатывании недостающих элементов букв;
  • продолжать упражнять в различении букв, наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв;
  • обучать послоговому чтению слогов, слов и небольших предложений;
  • познакомить с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в начале предложения.

Задачи:


3 период (март, апрель, май)

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.

  • продолжать развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
  • познакомить со звуками: Ж, Л, Ль, Ц, Р, Рь, Ч, Ф, Фь, Щ;
  • закреплять умение выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определять место положения звука;
  • совершенствовать в подборе слов на заданный звук;
  • закреплять понятия: «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
  • упражнять в дифференциации: гласный – согласный; закреплять умение дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости: Ж –З, Ж – Ш, Ш – Ж – С – З, Л – Ль, Ц – С, Р – Рь, Р – Л, Ч – Ть, Ф – Фь, Ф – В, Щ – Ч, Щ – Ть, Щ
  • Ч – Сь - Ть;
  • обучать проверке звонкого согласного в конце слова в случае оглушения: дуб - дубы;
  • продолжать работу по звуковому анализу слов типа САНИ, ШКАФ, АИСТ с выкладыванием схемы;
  • обучать звуковому анализу слов из пяти звуков;
  • закреплять умение делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы;
  • продолжать работу по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы;
  • закреплять умение подбирать к различным схемам слова и предложения.

Раздел 4. Лексика.

Задачи:

  • расширение        и        уточнение        словаря        по        темам:        «Весна»,        «Мамин        праздник»,

«Перелетные        птицы        весной»,        «Растения        и        животные        весной»,        «Наша        страна»,

«Профессии», «Наш дом», «Сад – огород – лес», «Человек», «Домашние животные»,

«Школа. Школьные принадлежности», «Лето».

Раздел 5. Грамматический строй речи.

(по лексическим темам 3 периода)

Задачи:

  • развитие «семантического поля» слов;
  • упражнение в развитии синонимического ряда слов;
  • расширение предикативного, номинативного и адъективного словаря;
  • расширение знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи;
  • закрепление составления предложно – падежных конструкций;
  • совершенствовать словообразовательный процесс: упражнение в образовании и употреблении прилагательных сравнительной степени, формирование употребления в речи возвратных глаголов, упражнение в образовании слов сложного состава;
  • закрепление словообразовательной функции: развитие умения образовывать: существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные;
  • продолжать упражнять в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными два и пять;
  • закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных.

Раздел 6. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Задачи:

  • познакомить с буквами Ж. Л, Ц, Ю, Р, Ч, Ф, Щ и их написанием;
  • закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
  • упражнять детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;
  • совершенствовать умение печатать слоги, слова и небольшие предложения с данными буквами;
  • совершенствовать умение различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
  • продолжать упражнять в допечатывании недостающих элементов букв;
  • продолжать упражнять в различении букв, наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв;
  • совершенствовать умение послогового чтения слогов, слов и небольших предложений;
  • познакомить с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в начале предложения.

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели

Звуки, буквы

Лексико-грамматический строй речи

№ занятий

Сентябрь

1

Обследование детей

2

Обследование детей

3

У

Осень. Формирование номинативного словаря.

(Словаря существительных)

1

А

Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей задавать вопросы и отвечать на них полным

ответом.

2

4

У-А

Деревья осенью. Листья. Преобразование существительных в именительном падеже ед. числе в

множественное число.

3

И

Деревья осенью. Листья. Образование им.

Прилагательных от существительных.

4

Октябрь

1

П-Пь

Овощи. Расширение знаний детей об особенностях

различных овощей.

5

К-Кь

Труд взрослых на полях и в огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида ед. числа настоящего

времени.

6

2

Т-Ть

Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории существительных

родительного падежа мн.числа.

7

К-Т

Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование

словообразования.

8

3

П-Т-К

Насекомые. Закрепление употребления имен

существительных в родительном падеже.

9

О

Особенности строения тела насекомых. Расширение и

активизация словаря по теме.

10

4

Х-Хь

Перелетные птицы. Формирование словообразования.

11

К-Х

Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно – ласкательной формы

существительных.

12

Ноябрь

1

Ы

Грибы. Согласование имен существительных с

числительными.

13

Гласные

звуки А,У,И,Ы,О

Ягоды. Образование прилагательных от существительных.

14

2

М-Мь

Домашние животные и их  детеныши.

Закрепление и  расширение знаний по теме.

15

Н-Нь

Домашние животные. Место обитания домашних

животных. Закрепление знаний по теме.

16

3

Н-М

Дикие животные и их детеныши. Образование существительных множественного числа и

практическое усвоение их в речи.

17

Б

Дикие животные. Закрепление в словаре детей существительных по теме, практическое усвоение в речи  притяжательных

прилагательных.

18

4

Б-Бь

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Дифференциация типов одежды по сезонам.

19

П-Б

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Образование относительных прилагательных.

20

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

1

С

Зима. Развитие «семантического поля» слова

«снег». Практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени.

21

Сь

Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение

словаря по теме.

22

2

С-Сь

Зима. Расширение предикативного словаря.

23

З

Дикие животные зимой. Практическое закрепление употребления имен существительных

в различных падежах.

24

3

Зь

Мебель. Расширения знания значений предлогов

и употребления их в самостоятельной речи.

25

З-Зь

Мебель. Закрепление предложно – падежных

конструкций.

26

4

Сь-Зь

Посуда. Формирование словаря прилагательных.

Образование относительных прилагательных

27

С-З

Посуда. Развитие навыка словообразования.

28

В-Вь

Новый год. Закрепление употребления имен

существительных в творительном падеже.

29

Январь

1

Каникулы

2

Каникулы

3

Д-Дь

Животные жарких стран. Закрепление употребления имен существительных

множественного числа в родительном падеже.

30

Т-Д

Животные жарких стран. Формирование навыка

словообразования по теме.

31

4

Ть-Дь

Семья. Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение

словаря антонимов.

32

Г

Семья. Словообразование притяжательных

прилагательных.

33

Февраль

1

Г-Гь

Инструменты. Закрепление употребления имен

существительных в творительном падеже.

34

Г-К

Инструменты. Формирование словаря глаголов

35

2

Э

Морские, речные и аквариумные обитатели.

Образование притяжательных прилагательных.

36

Й

Морские, речные и аквариумные обитатели.

Образование отыменных прилагательных

37

3

Е

День защитников Отечества. Расширение словаря

по теме военные профессии.

38

Я

Комнатные растения. Формирование глагольного

словаря по теме.

39

4

Ш

Транспорт. Образование и закрепления в речи

глаголов движения с приставками.

40

Ш

Дифференциация транспорта по видам.

41

Ш-С

Транспорт.        Закрепления употребления формы

творительного падежа существительных и расширение словаря  по теме.

42

3                период обучения (март, апрель, май)

Март

1

Ж

Весна. Формирование и расширение

«семантического поля» слова «жук».

43

Ж-З

Весна. Развитие словаря прилагательных.

44

2

Ж-Ш

Весна. Формирование словаря по теме.

45

Ш-Ж-С-З

Мамин праздник. Развитие словообразования.

46

3

Л

Перелетные птицы весной. Формирование

«семантического поля» слова «ласточка»

47

Ль

Перелетные птицы весной. Расширение

глагольного словаря по теме.

48

4

Л-Ль

Растения и животные весной. Развитие

синтагматических связей.

49

Ц

Формирование и расширение «семантического поля»

слова «цветок»

50

Апрель

1

Ц-С

Наша страна. Упражнение в  развитии

синонимического ряда слов.

51

Ю

Наша страна. Уточнение и расширение словаря

по теме.

52

2

Р

Профессии. Расширение словаря по теме.

53

Рь

Профессии. Формирование словообразования и

расширение словаря.

54

3

Р-Рь

Наш дом. Упражнение в образовании слов

сложного состава.

55

Р-Л

Наш дом. Уточнение и расширение словаря по

теме.

56

4

Ч

Формирование и расширение «семантического

поля» слова «бабочка»

57

Ч-Ть

Сад – огород - лес. Разграничение понятий по

теме.

58

Май

1

Ф-Фь

Человек. Расширение словаря по теме

59

Ф-В

Человек. Формирование употребления в речи

возвратных глаголов.

60

2

Щ

Домашние животные. Формирование и расширение «семантического поля» слова

«щенок»

61

Щ-Ч

Домашние животные. Развитие словообразования

по теме.

62

3

Щ-Ть

Школа. Школьные принадлежности. Закрепление согласования притяжательных местоимений с

существительными.

63

Щ-Ч-Сь-Ть

Школа. Школьные принадлежности. Расширение

словаря по теме.

64

4

Мягкие и

твердые согласные

Лето. Упражнение в образовании и

употреблении прилагательных сравнительной степени.

65

Глухие и звонкие

согласные

Лето. Формирование и расширение словаря  по теме.

66

  1. Планируемые результаты освоения программы «АБВГДейка»
  1. Планируемые результаты освоения программы в группах для детей от 5 до 6 лет

К концу 1 периода:

  • должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки некоторых звуков и характеристики звуков 1 периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать  развитию речевой функции в целом;
  • должны быть выработаны: целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять  силу голоса;
  • должен быть выработан навык: характеристики звуков 1 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного,   акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах:   начало   (гласные звуки) и конец слова (согласные звуки) и звукового анализа обратных слогов; слоговой анализ трехсложных и двухсложных слов; закреплены понятия «гласный и согласный звук», «слог», «слово»;
  • словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;
  • должны быть выработаны умения по лексическим темам 1 периода: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и глаголами; правильно употреблять в речи простые предлоги; умении подбирать слова сходные по значению (синонимы); подбирать слова противоположные по значению.
  • должен быть выработан навык: составлять простые предложения по демонстрируемым действиям, задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы по лексическим темам первого периода и пересказывать небольшие рассказы  и  сказки;
  • дети должны познакомиться с буквами 1 периода, уметь выкладывать их из различных предметов.

К концу 2 периода:

  • должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки основных звуков и характеристики звуков 2 периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать  развитию речевой функции в целом;
  • должны быть развиты: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
  • должен быть выработан навык: характеристики звуков 2 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного,   акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах: начало, середина и конец слова и звукового анализа обратных и прямых слогов; дифференцировать некоторые звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; слоговой анализ трехсложных, двухсложных и односложных слов; закреплены понятия «гласный звук»,

«согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «слог», «слово», «предложение»; графически изображать  слоговую  схему и  схему предложения;

  • словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;
  • должны быть выработаны умения по лексическим темам 2 периода: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах; образовывать притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные» и приставочные глаголы движения; практического употребления в речи простых предлогов: на, с, в, из, под, над, за, от, по; подбирать слова сходные и  противоположные по значению;
  • должен быть выработан навык: составлять простые распространенные предложения, составлять описательные рассказы по лексическим темам второго периода; умение пересказывать небольшие рассказы и сказки; первоначальный навык составления небольших рассказов по картине и серии  сюжетных картин;
  • дети должны познакомиться с буквами 2 периода, уметь выкладывать их из различных предметов и соотносить с окружающими предметами.

К концу 3 периода:

  • должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки всех звуков и характеристики звуков 3 периода обучения с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой  функции в целом;
  • должны быть выработаны: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
  • должен быть выработан навык: характеристики звуков 3 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного,   акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах: начало, середина и конец слова; звукового анализа прямых и обратных слогов, а также слов состоящих из трех звуков; дифференциации некоторых звуков по твердости – мягкости, звонкости
  • глухости; слоговой анализ трехсложных и двухсложных слов; закреплены понятия

«гласный        звук»,        «согласный        твердый        звук»,        «согласный        мягкий        звук»,        «слог»,

«слово», «предложение»; графически изображать слоговую схему и схему слов и предложений;

  • словарный запас по лексическим темам третьего периода должен соответствовать норме;
  • должны быть выработаны умения: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и глаголами; правильно употреблять в речи простые и некоторые сложные предлоги; подбирать слова сходные и противоположные по  значению;
  • должен быть выработан навык: составления простых распространенных предложений; составления описательных рассказов по темам 3 периода; пересказывать рассказы и сказки по темам 3 периода; составления небольших рассказов по сюжетным и  серии  сюжетных картин.
  • дети должны познакомиться с буквами периода,   уметь выкладывать их из различных предметов.
  1. Планируемые результаты освоения программы в группах для детей от 6 до 7 лет

К концу 1 периода:

  • должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки всех звуков и характеристики звуков с опорой на ощущения

от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш и печатать  буквы с правильным нажимом.

  • должно быть выработано   умение: правильно коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса;
  • должен быть выработан навык: характеристики звуков 1 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного,   акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из трех звуков; дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; анализа трехсложных и двухсложных слов и коротких предложений;
  • словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;
  • должны быть выработаны умения: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом и относительные прилагательные; согласовывать существительные с прилагательными  в роде,  числе, падеже;
  • должен быть выработан навык: составлять простые предложения, задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы   по лексическим темам первого периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
  • дети должны узнавать буквы первого периода, выкладывать их   из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать  слоги  и короткие слова с этими буквами.

К концу 2 периода:

  • должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности автоматизации раннее поставленных звуков и характеристики звуков второго периода с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить   правильно   удерживать   карандаш,   печатать буквы, слоги и  слова с правильным нажимом.
  • должно быть выработано   умение: правильно коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса; вдыхать через нос, а выдыхать через рот и наоборот; произносить предложения с различной интонацией;
  • должен быть выработан навык: характеристики звуков 2 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного,   акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из четырех звуков; дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; анализа трехсложных, двухсложных, односложных слов и предложений;
  • словарный запас по лексическим темам второго периода должен соответствовать норме;
  • должны быть выработаны умения: образовывать приставочные глаголы; понимать     и     правильно     употреблять     различные     предлоги;        согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и числительными; составлять предложно – падежные конструкции; образовывать притяжательные прилагательные;
  • должен быть выработан навык: составлять простые и сложные предложения, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным и серии сюжетных картин, пересказывать рассказы и   сказки по лексическим темам второго периода;
  • дети должны узнавать буквы второго периода, выкладывать   их   из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно

напечатанные буквы, печатать слоги, слова и короткие предложения с этими буквами; усвоить элементарные навыки правописания.

К концу 3 периода:

  • должен быть развит моторный праксис, выработаны ощущения от положения органов артикуляции, автоматизированы поставленные звуки, развитие мелкой моторики должно позволить   правильно   удерживать   карандаш,   печатать буквы, слоги и  слова с правильным нажимом.
  • должно быть выработано правильное речевое дыхание   и автоматизировано нижнедиафрагмальное, умение произносить предложения с различной интонацией;
  • должен быть выработан навык: характеристики звуков 3 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного,   акустического, тактильно – вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из четырех - пяти звуков; дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; анализа трехсложных, двухсложных, односложных слов и предложений;
  • словарный запас по лексическим темам третьего периода должен соответствовать норме;
  • должны быть закреплены и усовершенствованы навыки словообразования и словоизменения, сформировано умение их практического применения;
  • должен быть выработан навык: составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным и серии сюжетных картин, пересказывать рассказы и сказки по лексическим темам третьего периода, составлять творческие рассказы;
  • дети должны узнавать буквы третьего периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги, слова и короткие предложения с этими буквами; усвоить элементарные навыки  правописания.

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

Выявление речевого недоразвития начинается с всестороннего изучения дошкольников: их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

В ходе реализации программы учитель – логопед проводит анализ результатов коррекционного воздействия, для чего организует отслеживание их качества, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития речи детей с общим недоразвитием речи положены методологические принципы:

  1. Принцип комплексного подхода.
  2. Принцип целостного, системного анализа.
  3. Принцип динамического изучения.

Для диагностирования динамики речевого развития детей, в рамках реализации программы, используются психодиагностические методы: беседы, наблюдение, обследование.

Задачи:

  1. Подготовка обследования.
  2. Обследование.
  3. Анализ полученных данных.

Обследование компонентов языковой системы

Для выявления целостной картины динамики речевого развития дошкольника с ФФНР, в рамках реализации программы, исследованию подлежит:

  • уровень фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;
  • звукопроизношение.

Учитывая возрастные особенности детей, необходимо в процессе обследования широко использовать наглядность. С этой целью специально подбирается наглядный дидактический материал и оформляются пособия, чтобы заинтересовать ребенка, вызвать у него желание активно работать, снять замкнутость и обеспечить полный контакт с логопедом.

Представленные методики оценивает соответствующее свойство специфической стороны, и в итоге, мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех сторон речевого развития ребенка. В процессе работы используются различные методические приемы.

При исследовании состояния фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза используются следующие приемы:

  • повтор сочетаний из трех-четырех слогов, произносимых логопедом в определенной последовательности. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-та, са-ша-са и др.);
  • показ картинок, отличающихся одним звуком в названии: «Покажи, где: суп- зуб, челка-щелка, гора – кора, лук – люк»;
  • определение наличия заданного звука в словах. (Для определения наличия звука в произносимых словах они подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях, и наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и с легко смешиваемыми звуками. Произнесение слова несколько утрируется, а выделяемый звук интонируется. Например, для определения наличия звука «ш», предлагаются следующие слова: шуба, сумка, шкаф, мышка, лапша, автобус, малыш.);
  • Выделение ударного гласного звука в начале слова. (Логопед выкладывает перед ребенком картинки с гласными звуками в начале слова, в ударной позиции, называет картинки (утрируя первые звуки). После этого просит ребенка назвать первый звук  в названных словах.);
  • Выделение согласного звука в конце слова. (Перед ребенком лежат картинки с согласными звуками в конце слов: микроскоп, шкаф, снеговик и др. Логопед называет картинки, выделяя конечный звук, а затем просит ребенка назвать последний звук  в данных словах.);
  • деление слов на слоги (двухсложные и трехсложные слова) (Логопед просит ребенка прохлопать заданные слова и сказать, сколько в них слогов. При затруднениях первое слово логопед и ребенок прохлопывают совместно.);
  • деление предложений на слова (предложение из 4 слов) (Ребенку предлагается составить предложение, например по односюжетной картинке, а затем сосчитать, сколько  слов  в этом предложении.);
  • звуковой анализ слов (типа КОТ, КИТ). (Перед ребенком картинка, на которой нарисован кот. Логопед произносит слово кот, утрируя звуки по порядку. Ребенок называет звуки, дает им характеристику и выкладывает схему.);
  • составление слов из заданных звуков (три звука). (Логопед   называет звуки определенного слова, например сок, по порядку с паузами между произнесением, а затем просит ребенка подумать и сказать, какое слово получится из этих звуков.);
  • определение места гласного звука (начало, середина и конец слова). (Проводится по картинкам. Логопед просит ребенка назвать слово, а затем определить место гласного звука в этом слове: «Что это? (Ответ ребенка: «Книга») Скажи, где находится звук А в слове книга?»);
  • определение места согласного звука (начало, середина и конец слова). (Аналогично предыдущему приему.);
  • определение ударного слога. (Логопед совместно с ребенком произносит слово, выделяя ударный слог, а затем просит ребенка назвать слог, который больше всего выделялся при произнесении.)

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка, которые искажаются, заменяются, смешиваются детьми (гласные звуки, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, звонкие и глухие, твердые и мягкие). По каждой группе звуков детям предлагается произнести заданный звук изолированно и в слогах. Слова и предложения с этим звуком дети произносят как отраженно, так и по картинкам. Предложения должны включать в себя слова не только с заданным звуком, но и со смешиваемыми.

При обследовании слоговой структуры слова ребенку предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных). Картинный материал должен содержать слова различной слоговой структуры: снеговик, ткачиха, хоккеист, черепаха, водопроводчик, библиотекарь; ребята слепили снежного снеговика, физкультурники идут на парад, экскурсовод проводит экскурсию и т.д. Предлагается также отстучать ритмический рисунок слова. При этом необходимо установить границу возможных затруднений в воспроизведении ритма.

В процессе занятий с детьми логопед продолжает динамическое наблюдение за проявлениями отдельных звеньев речевой недостаточности, в наибольшей степени тормозящих процесс нормализации речи и выявляет индивидуальные затруднения детей, которые служат основанием их распределения по подгруппам для индивидуальных занятий. В то же время логопед тщательно фиксирует позитивные сдвиги в усвоении отдельных видов речевой деятельности, обращая особое внимание на повышение речевой активности, коммуникабельности, направленности на преодоление дефекта.

При отслеживании динамики речевого развития речи детей могут возникнуть трудности в оценке результативности проведенной работы. В этом случае следует руководствоваться правилом: выявленные актуальные показатели в речевом развитии ребенка всегда сравниваются с его же показателями в развитии на начало учебного года. Выявленные показатели речевого развития детей на первом году обучения можно назвать промежуточными, но они будут говорить об уровне развития языковой способности каждого ребенка. Сопоставление с возрастной нормой проводится по окончании обучения.

Комплексное обследование, которое проводится в старшей и подготовительной группах в начале, середине (срезовая диагностика) и конце учебного года, позволяет получить целостную оценку речевых навыков ребенка, в результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи. Основными критериями оценки являются:

  • степень самостоятельности выполнения заданий;
  • адекватность поставленной задаче;
  • полнота и обобщенность ответов;
  • степень соответствия детской речи условному эталону нормы.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Учебный план

Содержание рабочей учебной программы

Объем учебной нагрузки по программе

(количество занятий)

Старшая группа

Подготовительная к школе

группа

1 период

10

20

2 период

13

22

3 период

12

24

Всего занятий в год

35

66

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. - 56с. (Логопедические технологии.)

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – (РГПУ им. А.И. Герцена).

Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. -320 с. (Серия «Учимся, играя»)

Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. – 399с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб. ИД «МиМ», 1998. - 192 с.+ цв. вкл.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 –6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96с. (Серия «Программа развития».)

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ»,  2001.-191с.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.

– СПб.: Дельта, 1997. – 256с., ил.

Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов  и родителей. – М.: Аквариум, 1995.- 384 с., ил.

Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. Ин – тов по спец. «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528с.: ил.

Нищева Н.В.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 352 с.

Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль:

«Академия развития», 1998.- 240с., ил. (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004. – 92с.: ил.

Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно – методическое пособие /  Урал. гос. пед. ун-т.  Екатеринбург, 1998, 51с.

Ткаченко Т.А.

Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002 – 112 с.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.: МГЗПИ,1991. – 188 с.

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яншина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...

Дополнительная общеобразовательная программа По развитию речи «Волшебная сказка»

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи "Волшебная сказка" для воспитателей ДО....

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи в младшей группе посредствам театрализованной деятельности через взаимодействие с семьями воспитанников

Театрализованная деятельность в группе очень часто используется педагогами для развития речи воспитанников. Чем дополнительная программа отличается от основной? Тем, что участвуют как дети, так и роди...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»

Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...

Дополнительная общеобразовательная программа "Речевичок" для детей 4-5 лет

Программа носит коррекционно-развивающий характер. Предназначена для обучения и воспитания детей  4-5 лет с различным уровнем речевого развития. При разработке и проведении  ООД учитыв...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мышления и мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. «Мир сенсорики».

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...