Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_variant_na_pechat-doop_abvgdeyka_itogovyy_2022_goda_.docx | 89.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 394 г. Челябинска»
Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2022г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «ДС № 394 г. Челябинска» _____________ /Э.Э. Волошина Приказ № 75-у от 29.09.2022г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДей-ка»
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Автор – составитель:
Деркач Евгения Андреевна
Челябинск
2022 год
Содержание
1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 5 |
1.3. | Содержание программы | 6 |
1.4. | Планируемые результаты | 17 |
2. | Комплекс организационно – педагогических условий: | 18 |
2.1. | Календарный учебный график | 18 |
2.2. | Условия реализации программы | 18 |
2.3. | Формы контроля | 19 |
2.4. | Оценочные материалы | 20 |
2.5. | Методическое обеспечение | 20 |
3. | Список литературы | 22 |
Приложение 1. Входная диагностика | ||
Приложение 2. Промежуточный срез «Гласные звуки и буквы» | ||
Приложение 3. Промежуточный срез «Парные согласные» | ||
Приложение 4. Итоговая диагностика |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДей-ка» для детей 6-7 лет адресована дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида и нацелена на подготовку детей основам грамоты.
В современном Российском образовании с каждым годом увеличивается тенденция предшкольного предметного обучения детей. Учителя начальных классов ожидают от детей умения читать, но при этом в современном государственном стандарте ДО отсутствует требование предварительной предметной подготовки. То есть отсутствует преемственность между школой и детским садом, которая заложена в нормативные документы. Родители и дети так же заинтересованы в изучении данного направления. Основываясь на социальный заказ общества и возникла потребность в создании программы по обучению основам грамоты.
Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
По утверждению А.Н. Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.;
- Приказ от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
- Постановление правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- Устав МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска»;
- Лицензия №12938 от 11.07.2016 г.;
- Положение об оказании платных образовательных услуг МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска». Приказ 75-у от 09.09.2019 г.;
- Приказ от 29.09.2002 №80-у. О реализации платных образовательных услуг.
Новизна данной программы состоит в использовании авторских пособий «Звуковой домик», «Город гласных и согласных букв».
Отличительные особенности программы:
- применение игровых дидактических технологий в процессе обучения основам грамоты;
- профилактика дислексии и дисграфии, через использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста;
- особый порядок изучения букв, способствующий качественной систематизации материала по изучению букв;
- наполнение структуры (состава) занятия написанием фонетических диктантов.
В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в звукобуквенной системе родного языка, проявляет интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука и буквы.
Фонематический слух.
Дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Например, скажи слово на М (мама, море). Хлопни в ладоши, если услышишь звук [л]: лук, плот, крюк, люк, кол, кот.
Звукопроизношение.
На 7 году ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии нарушений со стороны речевого аппарата ребенок к 6-ти годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Фонематические процессы, слоговая структура слов.
К семи годам ребёнок не нарушает слоговую структуру сложных слов (например, ве-ло-си-пед), повторяет скороговорки без ошибок. Выполняет простой разбор трехсложных слов (называет первый и последующие звуки, определяет их местоположение).
Программа рассчитана на 8 месяцев обучения. Занятия по решению задач дополнительного образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 2 раза в неделю, 8 раз – в месяц. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей – 30 мин в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 33 часа
50 минут.
Форма обучения - очная.
Организация образовательного процесса – групповая, в соответствии с учебным планом.
Состав группы - постоянный и включает в себя обучающихся одного возраста 6-7 лет.
Место проведения – кабинет дополнительного образования.
- Цели и задачи реализации программы
Цель: подготовка детей к основам грамоты.
Задачи:
- практиковать детей в проведении качественного звукового анализ всех букв русского алфавита;
- упражнять в графомоторных умениях;
- способствовать грамотному, осознанному чтению и письму под диктовку;
- формировать умение слогослияния;
- формировать умения самоконтроля;
- формировать психологические предпосылки к учебной деятельности и учебную мотивацию;
- развивать зрительное, слуховое внимание;
- мотивировать к чтению, ориентированному на удовлетворение познавательных интересов;
- воспитывать положительное отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
- Содержание программы
Учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля) на 2022-2023 учебный год.
Учебный план на 2022-2023 учебный год таблица 1.
№ недели | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория за 1 зан. | Практика за 1 зан. | |||
1 | Входная диагностика (1 занятие) | 30 мин | - | 30 мин | тестирование |
Вводное занятие «Что такое звуки и буквы?» (введение в работу пособий) (1 занятие) | 30 мин | 30 мин | - | - | |
2 | ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ПЕРВОГО РЯДА | ||||
Звук [а] и буква А (1 занятие) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
Звук [о] и буква О (1 занятие) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
3 | Звук [у] и буква У (1 занятие) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
Звук [ы] и буква Ы (1 занятие) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
4 | Звук [э] и буква Э (1 занятие) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ВТОРОГО РЯДА | |||||
Звук [и] и буква И (1 занятие) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
5 | Звук [й'а] и буква Я (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
6 | Звук [й'у] и буква Ю (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
7 | Звук [й'э] и буква Е (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
8 | Звук [й'о] и буква Ё (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
9 | Закрепление и контроль по теме «Гласные буквы и звуки» (1 занятие) | 30 мин | - | 30 мин | тестирование |
10 | ЗНАКОМСТВО С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ | ||||
Звуки [г], [г'] и буква Г (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
11 | Звуки [к], [к'] и буква К (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
12 | Звуки [д], [д'] и буква Д (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
13 | Звуки [т], [т'] и буква Т (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
14 | Звуки [в], [в'] и буква В (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
15 | Звуки [ф], [ф'] и буква Ф (2занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
16 | Звуки [з], [з'] и буква З (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
17 | Звуки [с], [с'] и буква С (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
18 | Звуки [б], [б'] и буква Б (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
19 | Звуки [п], [п'] и буква П (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
20 | Звук [ж] и буква Ж (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
21 | Звук [ш] и буква Ш (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
22 | Закрепление и контроль по теме «Парные согласные буквы» (1 занятие) | 30 мин | - | 30 мин | тестирование |
23 | ЗНАКОМСТВО С НЕПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ | ||||
Звуки [л-л'] и буква Л (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
24 | Звуки [м-м'] и буква М (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
25 | Звуки [н-н'] и буква Н (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
26 | Звуки [р-р'] и буква Р (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
27 | Звуки [х] и буквы Х (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
28 | Звук [ц] и буквы Ц (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
29 | Звук [ч'] и буквы Ч (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
30 | Звук [щ'] и буквы Щ (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
31 | Звук [й'] и буква Й (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
32 | ЗНАКОМСТВО С БЕЗЗВУЧНЫМИ | ||||
Буква Ъ И Ь знак (2 занятия) | 60 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА | |||||
33 | Итоговая диагностика. (2 занятия) | 60 мин | - | 30 мин | тестирование |
34 | |||||
Всего: 64 занятия | 32 ч. | 10,17 ч | 19,83 ч. |
Учебно-тематический план раскрывается через краткое описание тем. Содержание программы раскрыто в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в учебном плане.
Учебно-тематический план на 2022-2023 учебный год таблица 2.
№ | Дата | Вид учебной деятельности | |
по плану | по факту | ||
1 | 04.10 | Входная диагностика | |
06.10 | Вводное занятие «Что такое звуки и буквы?» (введение в работу пособий) | ||
ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ПЕРВОГО РЯДА | |||
2 | 11.10 | Буква А, звук [а] Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы А Конструирование буквы А Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
13.10 | Буква О, звук [о] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква У,у) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы О Конструирование буквы О Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | ||
3 | 18.10 | Буква У, звук [у] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква А,а) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы У Конструирование буквы У Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
20.10 | Буква ы, звук [ы] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква О,о) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы ы Конструирование буквы ы Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | ||
4 | 25.10 | Буква Э, звук [э] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква ы) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Э Конструирование буквы Э Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ВТОРОГО РЯДА | |||
4 | 27.10 | Буква И, звук [и] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква Э,э) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы И Конструирование буквы И Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
5 | 01.11- 03.11 | Буква Я, звук [й'а] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква И,и) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Я Конструирование буквы Я Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
6 | 08.11- 10.11 | Буква Ю, звук [й'у] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква Я,я) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Ю Конструирование буквы Ю Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
7 | 15.11- 17.11 | Буква Е, звук [й'э] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква Ю,ю) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Е Конструирование буквы Е Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
8 | 22.11- 24.11 | Буква Ё, звук [й'о] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (буква Е,е) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Ё Конструирование буквы Ё Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
01.12 | Диагностика по теме «Гласные буквы и звуки» | ||
ЗНАКОМСТВО С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ | |||
10 | 06.12- 08.12 | Буква Г, звуки [г-г'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (гласные буквы) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Г Конструирование буквы Г Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
11 | 13.12- 15.12 | Буква К, звуки [к-к'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Г) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы К Конструирование буквы К Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
12 | 20.12- 22.12 | Буква Д, звуки [д-д'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой К) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Д Конструирование буквы Д Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
13 | 27.12- 29.12 (за январь) | Буква Т, звуки [т-т'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Д) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Т Конструирование буквы Т Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
14 | 10.01- 12.01 | Буква В, звуки [в-в'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Т) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы В Конструирование буквы В Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
15 | 17.01- 19.01 | Буква Ф, звуки [ф-ф'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой В) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Ф Конструирование буквы Ф Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
16 | 24.01- 26.01 | Буква Б, звуки [б-б'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Ф) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Б Конструирование буквы Б Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
17 | 31.01- 02.02 | Буква П, звуки [п-п'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Б) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы П Конструирование буквы П Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
18 | 07.02- 09.02 | Буква З, звуки [з-з'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой П) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы З Конструирование буквы З Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
19 | 14.02- 16.02 | Буква С, звуки [с-с'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой З) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы С Конструирование буквы С Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
20 | 21.02- 23.02 | Буква Ж, звук [ж] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой С) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Ж Конструирование буквы Ж Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
21 | 28.02- 03.03 | Буква Ш, звук [ш] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Ж) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Ш Конструирование буквы Ш Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
22 | 07.03 | Контроль по теме «Парные согласные буквы» | |
ЗНАКОМСТВО С НЕПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ | |||
23 | 09.03- 14.03 | Буква Л, звуки [л-л'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Ш) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Л Конструирование буквы Л Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
24 | 16.03-21.03 | Буква М, звуки [м-м'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Л) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы М Конструирование буквы М Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
25 | 23.03- 28.03 | Буква Н, звуки [н-н'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой М) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Н Конструирование буквы Н Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
26 | 04.04- 06.04 | Буква Р, звуки [р-р'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой М) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Н Конструирование буквы Н Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
27 | 11.04- 13.04 | Буква Х, звуки [х- х'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Н) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Х Конструирование буквы Х Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
28 | 18.04- 20.04 | Буква Ц, звук [ц] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Х) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Ц Конструирование буквы Ц Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
29 | 25.04- 27.04 | Буква Ч, звук [ч'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Й) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Ч Конструирование буквы Ч Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
30 | 02.05- 04.05 | Буква Щ, звук [щ'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Ч) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Щ Конструирование буквы Щ Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
31 | 09.05- 11.05 | Буква Й, звук [й'] Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги с буквой Ц) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Й Конструирование буквы Й Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
ЗНАКОМСТВО С БЕЗЗВУЧНЫМИ БУКВАМИ | |||
32 | 16.05- 18.05 | Буква Ь и Ъ знак Повторение прошлой темы- игра «Сыщик» Фонетический диктант (слоги вразброс) Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных» Характеристика буквы Ь и Ъ Конструирование буквы Ь и Ъ Работа в тетради с правилами Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание) Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание) Физкультминутка Работа в рабочей тетради Самоконтроль и самооценка выполненной работы Итог | |
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА | |||
33 | 23.05- 25.05 | Итоговая диагностика. Проверка техники чтения; Проверка смыслового чтения; Звуко-буквенный анализ. | |
34 |
В структуре занятия выделяются следующие этапы:
- повторение прошлой темы - игра «Сыщик»;
- фонетический диктант;
- работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»;
- характеристика новой буквы;
- конструирование буквы;
- работа в тетради с правилами;
- д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание);
- д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание);
- д/и «Подбери картинку к звуковой модели слова»;
- физкультминутка;
- работа в рабочей тетради;
- самоконтроль и самооценка выполненной работы;
- итог.
При обучении детей чтению выделены следующие этапы работы:
1. Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
2. Обучение слогослиянию.
3. Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трѐхсложных слов.
4. Обучение осмысленному чтению словосочетаний.
5. Обучение осмысленному чтению предложений.
6. Обучение осмысленному чтению текстов.
- Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДей-ка» следующие:
К концу года дети будут знать:
- все буквы русского языка и звуки, которые они имеют (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные-непарные звуки);
- графически обозначать буквы, слоги, звуки и слова самостоятельно и под диктовку;
- правила по разделу фонетика: гласные буквы и звуки, гласные первого и второго ряда, парные-непарные согласные буквы, беззвучные, ударная и безударная гласная и т.п.
К концу года дети будут уметь:
- выделять ударный слог;
- определять количество звуков и букв в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- выполнять качественный звукобуквенный анализ;
- писать слоги под диктовку, спечатывать тексты;
- сливать буквы в слоги, слоги в слова разной степени сложности;
- понимает смысл читаемого слова, предложения, текста.
2. Комплекс организационно–педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" .
Календарно-учебный график на 202-2023 учебный год таблица 3
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |
Количество групп | 2 |
Режим работы | 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. |
Начало учебного года | 1 октября 2022 года |
График каникул | 30 декабря по 10 января 2023 года |
Продолжительность учебного года | 34 недели |
1 полугодие | 13 недель |
2 полугодие | 21 неделя |
Количество в день | 2 половина дня – 1 |
Продолжительность | 30 мин. |
Объём нагрузки в день | 30 мин. |
Педагогическая диагностика | 4 октября 2022 года; 1 декабря 2022 года; 7 марта 2023 года; 23-30 мая 2023 года. |
2.2. Условия реализации программы
Для реализации условий программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «АБВГДей-ка» необходимо учитывать материально-технические, учебно-методические и кадровые условия.
В МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска» функционирует отдельный кабинет по оказанию платных образовательных услуг. В кабинете есть всё необходимое оборудование:
- ноутбук
- столы (12 шт.)
- стулья (12 шт.)
- магнитная доска
- часы
- шкаф для хранения игрового и учебного оборудования.
Кабинет оснащен всеми необходимыми учебно-наглядными пособиями:
- пособие «Звуковой домик» с набором букв;
- звуковички с набором графических изображений звуков;
- пособие «Город гласных и согласных» с набором букв;
- тетрадки с правилами по обучению грамоте на каждого ребёнка;
- схемы, иллюстрации, дидактические игры по обучению грамоте;
- раздаточный материал: буквы, лотки, фишки для звуко-буквенного анализа, конструктор букв (на каждого ребёнка), карточки для слогового чтения.
Занятия проводит один педагог- Деркач Евгения Андреевна.
Образование:
- среднее специальное - учитель начальных классов и изобразительного искусства
- высшее профессиональное – педагог-психолог дошкольного образования
- профессиональная переподготовка- «Организация логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях образовательной организации в соответствии с ФГОС»
Квалификационная категория – высшая.
2.3. Формы контроля (аттестации)
Цель аттестации: Выявление общей осведомлённости по звуковой культуре речи; выявление знаний по разделу «фонетика», уровня развития читательских навыков и проведения звуко-буквенного анализа.
Методы диагностики: Тестирование, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, Оценке и контролю результатов обучения подлежат общий уровень развития речи, навыков звуко-буквенного анализа и читательских навыков.
Формы контроля (аттестации) таблица 4
Время проведения | Цель проведения | Форма контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | - Определение уровня развития детей, их способностей | - Тестирование |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | - Определение степени усвоения детьми изученного материала; - Выявление отстающих и опережающих обучение. | -Педагогическое наблюдение - Беседы - Опросы - Игровые и дидактические упражнения |
Промежуточный контроль | ||
По окончании изучения раздела: «Гласные буквы и звуки», «Парные согласные буквы» | - Определение степени усвоения учебного материала; - Определение результатов обучения. | - Самостоятельная работа - Игровые и дидактические упражнения |
В конце учебного года | ||
В конце учебного года или курса обучения | - Определение изменений в уровне развития детей; - Определение результатов обучения. | - Самостоятельная работа с текстами |
2.4. Оценочные и методические материалы
В процессе прохождения, программы, осуществляется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль
Приложения 1. Входящая диагностика;
Приложение 2. Промежуточный контроль «Гласные буквы и звуки»;
Приложение 3. Промежуточный контроль «Парные согласные»;
Приложение 4. Итоговая диагностика.
2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (учебно-методический комплекс)
Приёмы организации учебно-воспитательного процесса:
- игровые приемы (игры с пособиями, подвижные и дидактические игры, физкультминутки)
- вербальные приёмы (беседа, рассказ)
- работа с текстовыми источниками информации (рабочие тетради, прописи и тетради с правилами)
- работа с тестами (проведение диагностики)
- работа с картографическими материалами (схема звуко-буквенного анализа)
- работы со статическими иллюстративными материалами (конструктор букв, фишки для звуко-буквенного анализа)
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности- словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога;
б) методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, создание ситуаций успеха, оценочная система (наклейки));
в) методы контроля и самоконтроля - начальный, текущий, промежуточный и итоговый.
В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого–педагогических технологий:
- коррекционных,
- развивающих,
- игровых,
- технологии личностно-ориентированного подхода,
- педагогического диагностирования.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер
- принтер
- столы
- стулья
- магнитная доска, магниты
- Наборы цветных карандашей
- Простые карандаши
- Ластики, точилки
Учебно-наглядные пособия:
- пособие «Звуковой домик» с набором букв;
- звуковички с набором графических изображений звуков;
- пособие «Город гласных и согласных» с набором букв;
- тетрадки с правилами по обучению грамоте на каждого ребёнка;
- схемы для звукобуквенного;
- иллюстрации с изображением букв;
- дидактические игры по обучению грамоте;
- раздаточный материал: буквы, лотки, фишки для звукобуквенного анализа, конструктор букв (на каждого ребёнка), карточки для слогового чтения.
3. Список литературы
- Аромштам М.С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения
грамоте детей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - 184 с. - Воробьёва Т.А. 85 уроков для обучения письму. - Изд.: «Литера», 2015. - 128 с.
- Гризик Т.И., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. – М.: «Просвещение», 2009.
- Занимательное азбуковедение: книга для учителя/сост. В. Волина. – М.: Просвещение.1991. – 136 с.
- Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению для детей 6-7 лет. – Волгоград
- Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет».- Изд.3-е перераб./Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2010.- 64 с.: ил
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебное пособие к рабочей тетради «От Адо Я».- Изд.2-е перераб./Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2009.- 80 с.: ил
- Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005.-110 с.
- Крупенчук О.И. 300 игр со словами, для детей, которые знают буквы, но ещё не читают. - Изд.: «Литера», 2014.-80 с.
- Крупечук О.И. Учим буквы (Серия «Уроки логопеда»). - СПб.:Издательский Дом «Литера».2007.- 64 с.
- Курицина Э.М, Тараева Л.А Игры на развитие речи. – М: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007. - 95 с.
- Мальцева И.В. Я читаю и понимаю слова – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014.
- Мальцева И.В. Я читаю и понимаю текст – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016.
- Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От звука к букве. Система быстрого обучения чтению. Методика работы со стечением согласных. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2004. -128 с.
- Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От слова к предложению Система быстрого обучения чтению. Методика работы со стечением согласных. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2004. -128 с.
- Плюснина Е.М. Учимся читать и понимать прочитанное – М: «Литера», 2009.- 64 с.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению /О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. — Москва: АСТ: Астрель, 2014. — 222с.
- Чурсина Л.В. Тренажёр по чтению. – М.:ВАКО, 2012. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Веселый художник" для детей среднего возраста.
Кружковая работа по рисованию...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...