Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 394 г. Челябинска»

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2022г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«ДС № 394 г. Челябинска»

_____________ /Э.Э. Волошина

Приказ № 75-у  от 29.09.2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДей-ка»

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Срок реализации: 2022-2023 учебный год

Автор – составитель:

Деркач Евгения Андреевна

Челябинск

2022 год


Содержание

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Содержание программы

6

1.4.

Планируемые результаты

17

2.

Комплекс организационно – педагогических условий:

18

2.1.

Календарный учебный график

18

2.2.

Условия реализации программы

18

2.3.

Формы контроля

19

2.4.

Оценочные материалы

20

2.5.

Методическое обеспечение

20

3.

Список литературы

22

Приложение 1. Входная диагностика

Приложение 2. Промежуточный срез «Гласные звуки и буквы»

Приложение 3. Промежуточный срез «Парные согласные»

Приложение 4. Итоговая диагностика


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДей-ка» для детей 6-7 лет адресована дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида и нацелена на подготовку детей основам грамоты.

В современном Российском образовании с каждым годом увеличивается тенденция предшкольного предметного обучения детей. Учителя начальных классов ожидают от детей умения читать, но при этом в современном государственном стандарте ДО отсутствует требование предварительной предметной подготовки. То есть отсутствует преемственность между школой и детским садом, которая заложена в нормативные документы. Родители и дети так же заинтересованы в изучении данного направления. Основываясь на социальный заказ общества и возникла потребность в создании программы по обучению основам грамоты.

Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

По утверждению А.Н. Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса:

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.;

- Приказ от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

- Постановление правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

- Устав МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска»;

- Лицензия №12938 от 11.07.2016 г.;

- Положение об оказании платных образовательных услуг МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска». Приказ 75-у от 09.09.2019 г.;

- Приказ от 29.09.2002 №80-у. О реализации платных образовательных услуг.

Новизна данной программы состоит в использовании авторских пособий «Звуковой домик», «Город гласных и согласных букв».

Отличительные особенности программы:

- применение игровых дидактических технологий в процессе обучения основам грамоты;

- профилактика дислексии и дисграфии, через использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста;

- особый порядок изучения букв, способствующий качественной систематизации материала по изучению букв;

- наполнение структуры (состава) занятия написанием фонетических диктантов.

В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в звукобуквенной системе родного языка, проявляет интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука и буквы.

Фонематический слух. 

Дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Например, скажи слово на М (мама, море). Хлопни в ладоши, если услышишь звук [л]: лук, плот, крюк, люк, кол, кот.

Звукопроизношение. 

На 7 году ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии нарушений со стороны речевого аппарата ребенок к 6-ти годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Фонематические процессы, слоговая структура слов.

К семи годам ребёнок не нарушает слоговую структуру сложных слов (например, ве-ло-си-пед), повторяет скороговорки без ошибок. Выполняет простой разбор трехсложных слов (называет первый и последующие звуки, определяет их местоположение).

Программа рассчитана на 8 месяцев обучения. Занятия по решению задач дополнительного образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 2 раза в неделю, 8 раз – в месяц. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей – 30 мин в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 33 часа
50 минут.

Форма обучения - очная.

Организация образовательного процесса – групповая, в соответствии с учебным планом.

Состав группы - постоянный и включает в себя обучающихся одного возраста 6-7 лет.

Место проведения  кабинет дополнительного образования.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель: подготовка детей к основам грамоты.

Задачи:

- практиковать детей в проведении качественного звукового анализ всех букв русского алфавита;

 - упражнять в графомоторных умениях;

- способствовать грамотному, осознанному чтению и письму под диктовку;

- формировать умение слогослияния;

- формировать умения самоконтроля;

- формировать психологические предпосылки к учебной деятельности и учебную мотивацию;

- развивать зрительное, слуховое внимание;

- мотивировать к чтению, ориентированному на удовлетворение познавательных интересов;

         - воспитывать положительное отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

 

  1. Содержание программы

Учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля) на 2022-2023 учебный год.

                 

  Учебный план на 2022-2023 учебный год                таблица 1.

№ недели

Название раздела,  темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

за 1 зан.

Практика

за 1 зан.

1

Входная диагностика (1 занятие)

30 мин

-

30 мин

тестирование

Вводное занятие «Что такое звуки и буквы?»

(введение в работу пособий) (1 занятие)

30 мин

30 мин

-

-

2

ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ПЕРВОГО РЯДА

Звук [а] и буква А (1 занятие)

30 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

Звук [о] и буква О (1 занятие)

30 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

3

Звук [у] и буква У (1 занятие)

30 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

Звук [ы] и буква Ы (1 занятие)

30 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

4

Звук [э] и буква Э (1 занятие)

30 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ВТОРОГО РЯДА

Звук [и]  и буква И (1 занятие)

30 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

5

Звук [й'а] и буква Я (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

6

Звук [й'у]  и буква Ю (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

7

Звук [й'э] и буква Е (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

8

Звук [й'о] и буква Ё (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

9

Закрепление и контроль по теме

«Гласные буквы и звуки» (1 занятие)

30 мин

-

30 мин

тестирование

10

ЗНАКОМСТВО С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

Звуки [г], [г'] и буква Г  (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

11

Звуки [к], [к'] и буква К  (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

12

Звуки [д], [д'] и буква Д  (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

13

Звуки [т], [т'] и буква Т  (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

14

Звуки [в], [в'] и буква В  (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

15

Звуки [ф], [ф'] и буква Ф (2занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

16

Звуки [з], [з'] и буква З  (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

17

Звуки [с], [с'] и буква С (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

18

Звуки [б], [б'] и буква Б (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

19

Звуки [п], [п'] и буква П (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

20

Звук [ж] и буква Ж  (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

21

Звук [ш] и буква Ш (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

22

Закрепление и контроль по теме

«Парные согласные буквы» (1 занятие)

30 мин

-

30 мин

тестирование

23

ЗНАКОМСТВО С НЕПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

Звуки [л-л'] и буква Л (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

24

Звуки [м-м'] и буква М (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

25

Звуки [н-н'] и буква Н (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

26

Звуки [р-р'] и буква Р (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

27

Звуки [х] и буквы Х (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

28

Звук [ц] и буквы Ц (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

29

Звук [ч'] и буквы Ч (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

30

Звук [щ'] и буквы Щ (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

31

Звук [й'] и буква Й (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

32

ЗНАКОМСТВО С БЕЗЗВУЧНЫМИ

Буква Ъ И Ь знак (2 занятия)

60 мин

10 мин

20 мин

самоконтроль

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

33

Итоговая диагностика. (2 занятия)

60 мин

-

30 мин

тестирование

34

                                                  Всего: 64 занятия

32 ч.

10,17 ч

19,83 ч.

Учебно-тематический план раскрывается через краткое описание тем. Содержание программы раскрыто в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в учебном плане.

  Учебно-тематический план на 2022-2023 учебный год          таблица 2.

Дата

Вид учебной деятельности

по плану

по факту

1

04.10

Входная диагностика

06.10

Вводное занятие «Что такое звуки и буквы?»

(введение в работу пособий)  

ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ПЕРВОГО РЯДА

2

11.10

Буква А, звук [а]  

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы А

Конструирование буквы А

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

13.10

Буква О, звук [о]  

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква У,у)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы О

Конструирование буквы О

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

3

18.10

Буква У, звук [у]  

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква А,а)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы У

Конструирование буквы У

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

20.10

Буква ы, звук [ы]  

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква О,о)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы ы

Конструирование буквы ы

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

4

25.10

Буква Э, звук [э]  

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква ы)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Э

Конструирование буквы Э

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ВТОРОГО РЯДА

4

27.10

Буква  И, звук [и]

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква Э,э)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы И

Конструирование буквы И

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

5

01.11-

03.11

Буква Я, звук [й'а]

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква И,и)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Я

Конструирование буквы Я

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

6

08.11-

10.11

Буква Ю, звук [й'у]  

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква Я,я)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Ю

Конструирование буквы Ю

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

7

15.11-

17.11

Буква Е, звук [й'э]

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква Ю,ю)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Е

Конструирование буквы Е

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

8

22.11-

24.11

Буква Ё, звук [й'о]

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (буква Е,е)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Ё

Конструирование буквы Ё

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

01.12

Диагностика по теме «Гласные буквы и звуки»

ЗНАКОМСТВО С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

10

06.12-

08.12

Буква Г, звуки [г-г']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (гласные буквы)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Г

Конструирование буквы Г

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

11

13.12-

15.12

Буква К, звуки [к-к']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Г)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы К

Конструирование буквы К

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

12

20.12-

22.12

Буква Д, звуки [д-д']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой К)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Д

Конструирование буквы Д

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

13

27.12-

29.12

(за январь)

Буква Т, звуки [т-т']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Д)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Т

Конструирование буквы Т

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

14

10.01-

12.01

Буква В, звуки [в-в']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Т)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы В

Конструирование буквы В

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

15

17.01-

19.01

Буква Ф, звуки [ф-ф']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой В)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Ф

Конструирование буквы Ф

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

16

24.01-

26.01

Буква Б, звуки [б-б']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Ф)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Б

Конструирование буквы Б

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

17

31.01-

02.02

Буква П, звуки [п-п']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Б)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы П

Конструирование буквы П

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

18

07.02-

09.02

Буква З, звуки [з-з']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой П)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы З

Конструирование буквы З

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

19

14.02-

16.02

Буква С, звуки [с-с']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой З)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы С

Конструирование буквы С

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

20

21.02-

23.02

Буква Ж, звук [ж]

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой С)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Ж

Конструирование буквы Ж

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

21

28.02-

03.03

Буква Ш, звук [ш]

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Ж)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Ш

Конструирование буквы Ш

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

22

07.03

Контроль по теме «Парные согласные буквы»

ЗНАКОМСТВО С НЕПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

23

09.03-

14.03    

Буква Л, звуки [л-л']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Ш)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Л

Конструирование буквы Л

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

24

16.03-21.03

Буква М, звуки [м-м']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Л)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы М

Конструирование буквы М

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

25

23.03-

28.03

Буква Н, звуки [н-н']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой М)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Н

Конструирование буквы Н

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

26

04.04-

06.04

Буква Р, звуки [р-р']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой М)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Н

Конструирование буквы Н

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

27

11.04-

13.04

Буква Х, звуки [х- х']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Н)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Х

Конструирование буквы Х

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

28

18.04-

20.04

Буква Ц, звук [ц]

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Х)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Ц

Конструирование буквы Ц

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

29

25.04-

27.04

Буква Ч, звук [ч']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Й)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Ч

Конструирование буквы Ч

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

30

02.05-

04.05

Буква Щ, звук [щ']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Ч)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Щ

Конструирование буквы Щ

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

31

09.05-

11.05

Буква Й, звук [й']

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги с буквой Ц)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Й

Конструирование буквы Й

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

ЗНАКОМСТВО С БЕЗЗВУЧНЫМИ БУКВАМИ

32

16.05-

18.05

Буква Ь и Ъ знак

Повторение прошлой темы- игра «Сыщик»

Фонетический диктант (слоги вразброс)

Работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»

Характеристика буквы Ь и Ъ

Конструирование буквы Ь и Ъ

Работа в тетради с правилами

Д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание)

Д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание)

Физкультминутка

Работа в рабочей тетради

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Итог

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

33

23.05-

25.05

Итоговая диагностика.

Проверка техники чтения;

Проверка смыслового чтения;

Звуко-буквенный анализ.

34

В структуре занятия выделяются следующие этапы:

- повторение прошлой темы - игра «Сыщик»;

- фонетический диктант;

- работа со звуковым домиком, звуковичками, городом «Гласных и согласных»;

- характеристика новой буквы;

- конструирование буквы;

- работа в тетради с правилами;

- д/и «Найди и обведи» (на зрительное внимание);

- д/и «Кто внимательный» (на слуховое внимание);

- д/и «Подбери картинку к звуковой модели слова»;

- физкультминутка;

- работа в рабочей тетради;

- самоконтроль и самооценка выполненной работы;

- итог.

При обучении детей чтению выделены следующие этапы работы:

1. Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.  

2. Обучение слогослиянию.

3. Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трѐхсложных слов.

4. Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

5. Обучение осмысленному чтению предложений.

6. Обучение осмысленному чтению текстов.  

  1. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДей-ка» следующие:

К концу года дети будут знать:

- все буквы русского языка и звуки, которые они имеют (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные-непарные звуки);

- графически обозначать буквы, слоги, звуки и слова самостоятельно и под диктовку;

- правила по разделу фонетика: гласные буквы и звуки, гласные первого и второго ряда, парные-непарные согласные буквы, беззвучные, ударная и безударная гласная и т.п.

К концу года дети будут уметь:  

- выделять ударный слог;

- определять количество звуков и букв в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

- выполнять качественный звукобуквенный анализ;

- писать слоги под диктовку, спечатывать тексты;

- сливать буквы в слоги, слоги в слова разной степени сложности;

- понимает смысл читаемого слова, предложения, текста.


2. Комплекс организационно–педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" .

Календарно-учебный график на 202-2023 учебный год                      таблица 3                       

Подготовительная к школе группа  (6-7 лет)

Количество групп

2

Режим работы

2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц,

64 занятия в год.

Начало учебного года

1 октября 2022 года

График каникул

30 декабря по 10 января 2023 года

Продолжительность учебного года

34 недели

1 полугодие

13 недель

2 полугодие

21 неделя

Количество в день

2 половина дня – 1

Продолжительность

30 мин.

Объём нагрузки в день

30 мин.

Педагогическая диагностика

4 октября 2022 года;

1 декабря 2022 года;

7 марта 2023 года;

23-30 мая 2023 года.

2.2. Условия реализации программы

         Для реализации условий программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «АБВГДей-ка» необходимо учитывать материально-технические, учебно-методические и кадровые условия.

В МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска» функционирует отдельный кабинет по оказанию платных образовательных услуг. В кабинете есть всё необходимое оборудование:

- ноутбук

- столы (12 шт.)

- стулья (12 шт.)

- магнитная доска

- часы

- шкаф для хранения игрового и учебного оборудования.

         Кабинет оснащен всеми необходимыми учебно-наглядными пособиями:

- пособие «Звуковой домик» с набором букв;

- звуковички с набором графических изображений звуков;

- пособие «Город гласных и согласных» с набором букв;

- тетрадки с правилами по обучению грамоте на каждого ребёнка;

- схемы, иллюстрации, дидактические игры по обучению грамоте;

- раздаточный материал: буквы, лотки, фишки для звуко-буквенного анализа, конструктор букв (на каждого ребёнка), карточки для слогового чтения.

Занятия проводит один педагог- Деркач Евгения Андреевна.

Образование:

  1. среднее специальное - учитель начальных классов и изобразительного искусства
  2. высшее профессиональное – педагог-психолог дошкольного образования
  3. профессиональная переподготовка- «Организация логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях образовательной организации в соответствии с ФГОС»

Квалификационная категория – высшая.

2.3. Формы контроля (аттестации)

Цель аттестации: Выявление общей осведомлённости по звуковой культуре речи; выявление знаний по разделу «фонетика», уровня развития читательских навыков и проведения звуко-буквенного анализа.

Методы диагностики: Тестирование, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, Оценке и контролю результатов обучения подлежат общий уровень развития речи, навыков звуко-буквенного анализа и читательских навыков.

                             Формы контроля (аттестации)                            таблица 4

Время проведения

Цель проведения

Форма контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

- Определение уровня  развития детей, их способностей

- Тестирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

- Определение степени усвоения детьми изученного материала;

- Выявление отстающих и опережающих обучение.

-Педагогическое наблюдение

- Беседы

- Опросы

- Игровые и дидактические упражнения

Промежуточный контроль

По окончании изучения раздела:

«Гласные буквы и звуки»,

«Парные согласные буквы»

- Определение степени усвоения учебного материала;

- Определение результатов обучения.

- Самостоятельная работа

- Игровые и дидактические упражнения

В конце учебного года

В конце учебного года или курса обучения

- Определение изменений в уровне развития детей;

- Определение результатов обучения.

- Самостоятельная работа с текстами

2.4. Оценочные и методические материалы

В процессе прохождения, программы, осуществляется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль

Приложения 1. Входящая диагностика;

Приложение 2. Промежуточный контроль «Гласные буквы и звуки»;

Приложение 3. Промежуточный контроль «Парные согласные»;

Приложение 4. Итоговая диагностика.

2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (учебно-методический комплекс)

Приёмы организации учебно-воспитательного процесса:

- игровые приемы (игры с пособиями, подвижные и дидактические игры, физкультминутки)

- вербальные приёмы (беседа, рассказ)

- работа с текстовыми источниками информации (рабочие тетради, прописи и тетради с правилами)

- работа с тестами (проведение диагностики)

- работа с картографическими материалами (схема звуко-буквенного анализа)

- работы со статическими иллюстративными материалами (конструктор букв, фишки для звуко-буквенного анализа)

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности- словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога;  

б) методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, создание ситуаций успеха, оценочная система (наклейки));  

        в) методы контроля и самоконтроля - начальный, текущий, промежуточный и итоговый.  

В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого–педагогических технологий:

- коррекционных,

- развивающих,

- игровых,

- технологии личностно-ориентированного подхода,

- педагогического диагностирования.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер

- принтер

- столы

- стулья

- магнитная доска, магниты

- Наборы цветных карандашей

- Простые карандаши

- Ластики, точилки

Учебно-наглядные пособия:

- пособие «Звуковой домик» с набором букв;

- звуковички с набором графических изображений звуков;

- пособие «Город гласных и согласных» с набором букв;

- тетрадки с правилами по обучению грамоте на каждого ребёнка;

- схемы для звукобуквенного;

- иллюстрации с изображением букв;

- дидактические игры по обучению грамоте;

- раздаточный материал: буквы, лотки, фишки для звукобуквенного анализа, конструктор букв (на каждого ребёнка), карточки для слогового чтения.


3. Список литературы

  1. Аромштам М.С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения
    грамоте детей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - 184 с.
  2. Воробьёва Т.А. 85 уроков для обучения письму. - Изд.: «Литера», 2015. - 128 с.
  3. Гризик Т.И., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. – М.: «Просвещение», 2009.
  4. Занимательное азбуковедение: книга для учителя/сост. В. Волина. – М.: Просвещение.1991. – 136 с.
  5. Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению для детей 6-7 лет. – Волгоград
  6. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет».- Изд.3-е перераб./Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2010.- 64 с.: ил
  7. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебное пособие к рабочей тетради «От Адо Я».- Изд.2-е перераб./Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2009.- 80 с.: ил
  8. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005.-110 с.
  9. Крупенчук О.И. 300 игр со словами, для детей, которые знают буквы, но ещё не читают. - Изд.: «Литера», 2014.-80 с.
  10. Крупечук О.И. Учим буквы (Серия «Уроки логопеда»). - СПб.:Издательский Дом «Литера».2007.- 64 с.
  11. Курицина Э.М, Тараева Л.А Игры на развитие речи. – М: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007. - 95 с.
  12. Мальцева И.В. Я читаю и понимаю слова – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014.
  13. Мальцева И.В. Я читаю и понимаю текст – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016.
  14. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От звука к букве. Система быстрого обучения чтению. Методика работы со стечением согласных. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2004. -128 с.
  15. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От слова к предложению Система быстрого обучения чтению. Методика работы со стечением согласных. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2004. -128 с.        
  16. Плюснина Е.М. Учимся читать и понимать прочитанное – М: «Литера», 2009.- 64 с.
  17. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000г.
  18. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению /О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. — Москва: АСТ: Астрель, 2014. — 222с.
  19. Чурсина Л.В. Тренажёр по чтению. – М.:ВАКО, 2012. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...