Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия
по речевому развитию в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razv.r.odt | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Буревестниковский детский сад»
Конспект занятия
по речевому развитию в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Выполнила: воспитатель
Токарева М.Л.
Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц
Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;
- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- формировать умение выделять слова со звуком [ц].
Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей;
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать фонематический слухи восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.
Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с интересом изображает цыпленка, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь- пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, выделять слова в сказке со звуком «Ц», опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем.
Оборудование: игрушка цыпленок, картинка цыплёнка, вылупившегося из яйца, мяч, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка), активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых упражнений, чистоговорка, физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.
Ход занятия:
1.Здравствуй, красно - солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны.
В: Дети, идите ко мне, посмотрите кто сегодня к нам пришел. Давайте с ними поздороваемся.
-Здравствуйте! (хором) Уважаемый ... , в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть … у нас в гостях!
В: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)
Вот, Шутник!
Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)
Язычок мы спрячем в рот,
Пусть немножко отдохнет!
- Молодцы, ребята! Мы с вами размяли свой язычок, а теперь я вам и нашему гостю … предлагаю отгадать загадки.
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нем,
И он разбился, а оттуда
Чивое выбежало чудо.
(Цыпленок)
Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца)
- А как называется его чудесный домик? (яйцо)
- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац! »
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер.
- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»
- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.
- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »
-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).
- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
Давайте хором скажем – ц.
А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,)
Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)
Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)
Ребята, а знаете как зовут цыпленка, его зовут Цыпа
Давайте скажем хором- Цыпа. Какое необычное имя, может его нужно так позвать? Давайте все вместе дружно скажем Цыпа.
(подзывают - цып-цып)
В: Позови Даша –цып-цып-цып. А теперь ты Марк (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып.
Цыпленок говорит, что это его любимый звук –ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки.
В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце.
(Сначала воспитатель говорит , затем дети повторяют)
Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.
Цу-цу-цу- тянется кот к яйцу. (показ «коготков»
Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)
В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи София, скажи Рома. Молодцы!
Может и разбиться,
Может и свариться;
Если хочешь,
В птицу может превратиться.
(Яйцо)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц)
-Молодцы, умницы! Как я вас назвала.
Дети: (повторяют) молодцы, умницы!
- Ребята, давайте с вами отдохнем и сделаем физминутку.
Физминутка
Встал цыпленок наш на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за стульчик – плюх!
-В: Я знаю новую игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте , в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.
лицо, свет, чашка, кольцо, царапина, сорока, молодцы.
В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.
У львенка?- львица.
У тигренка- тигрица.
У волчонка- волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка- медведица.
Походим как медведица.
Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит.
В: я вам , дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?
(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь , царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)
В: молодцы! придете домой и маме расскажите сказку, в которой так много слов со звуком «ц».
В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Ребята, вы сегодня молодцы, показали ... как правильно произносить звук «ц». Всем большое спасибо и до свидания!
В: Цыпа приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"
ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Конспект предназначен для детей средней группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе Тема: «Звуковая культура речи л,ль»
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе на тему: «Звуковая культура речи л,ль»Цель: Упражнять детей в четком произнесении зв...
План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....
План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях...