Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Токарева Мария Леонидовна

Конспект занятия

по речевому развитию в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razv.r.odt17.9 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБДОУ «Буревестниковский детский сад»

  1. Конспект занятия

  2. по речевому развитию в средней группе

  3. Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

         

 

Выполнила: воспитатель

Токарева М.Л.

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц

Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

- формировать умение выделять слова со звуком [ц].  

Развивающие:

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слухи восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования:  ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с интересом изображает цыпленка,  с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь- пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку,  выделять слова в сказке со звуком «Ц», опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем.

Оборудование: игрушка цыпленок, картинка цыплёнка, вылупившегося из яйца,   мяч, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка),  активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых   упражнений, чистоговорка,  физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.

Ход занятия:

1.Здравствуй, красно - солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны. 

В: Дети, идите ко мне, посмотрите кто сегодня к нам пришел. Давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте! (хором) Уважаемый ... , в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть … у нас в гостях!

В:    Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)

Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)

Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)

Вот, Шутник!

Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

  • Молодцы, ребята! Мы с вами размяли свой язычок, а теперь я вам и нашему гостю … предлагаю отгадать загадки.

Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем,

И он разбился, а оттуда

Чивое выбежало чудо.

(Цыпленок)

 Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца)

- А как называется его чудесный домик? (яйцо)

- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац! »

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер.

- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »

-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).
-
губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

- воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

  Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,)

 Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)

Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)

Ребята, а знаете как зовут цыпленка, его зовут Цыпа

Давайте скажем хором- Цыпа. Какое необычное  имя, может его нужно так позвать?  Давайте все вместе дружно скажем Цыпа.

 (подзывают - цып-цып)

В: Позови Даша –цып-цып-цып. А теперь ты Марк  (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып.

Цыпленок говорит, что это его любимый  звук –ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и  повторяйте дружно строки.

В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель говорит , затем дети повторяют)

Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

Цу-цу-цу- тянется кот к яйцу. (показ «коготков»

Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи София, скажи Рома. Молодцы!

Может и разбиться,

Может и свариться;

Если хочешь,

В птицу может превратиться.

(Яйцо)

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)  

-Молодцы, умницы! Как я вас назвала.

Дети: (повторяют) молодцы, умницы!

 - Ребята, давайте с вами отдохнем и сделаем  физминутку.

Физминутка

Встал цыпленок наш на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за стульчик – плюх!

-В: Я знаю новую  игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте , в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.

  лицо,   свет, чашка, кольцо, царапина, сорока,   молодцы.

В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.  

В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

У львенка?- львица.  

У тигренка- тигрица.        

У волчонка- волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка- медведица.

Походим как медведица.

Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит.

В: я вам , дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.

В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?

(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь , царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)

В: молодцы!  придете домой и маме расскажите сказку, в которой так много слов со  звуком «ц».

В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Ребята, вы сегодня молодцы, показали ... как правильно произносить звук «ц». Всем большое спасибо и до свидания!

 

В: Цыпа  приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе Тема: «Звуковая культура речи л,ль»

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе на тему: «Звуковая культура речи л,ль»Цель: Упражнять детей в четком произнесении зв...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»

 Конспект  образовательной деятельности по речевому развитию в  младшей группе  Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »

Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках,  в словах и предложениях...