Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_03.05.2023.docx | 797.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе.
Тема: «Звуковая культура речи:
звуки Р, РЬ »
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;
Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк), красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.
Ход занятия
I. Организационный момент. Стихотворение «Напоминалочка»
Воспитатель:
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...
Д.: Чебурашка.
В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
Показать детям карту.
II. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….
III. Знакомство со звуком.
В.: Все молодцы! Пора в дорогу.
В: Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р
- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».
- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».
IV. Развитие фонематического слуха
В.: Слов со звуком «Р» много.
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)
- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:
а) Чистоговорки:
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.
б) – Следующие задание, я буду читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р:
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
Дети называют слова со звуком «р».
в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.
В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.
Знак «Подарок»
В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?
Д.: Подарок.
В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.
Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.
*Наборы картинок:
ракета ромашка машина барабан
роза книга карандаши пирожное
самокат ручка мороженое фотоаппарат
робот гитара шары пирамидка
V. Физминутка «Бабочка».
В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
VI. Автоматизация звука Р в слогах и словах.
В.: Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.
Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).
В.: Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.
Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.
Воспитатель машинкой на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Чебурашка.
В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка!!!
В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились.
Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».
Рыбки плавали, ныряли
В прятки весело играли.
Роет землю серый крот
Разоряет огород.
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор.
VIII. Итог занятия
- Какой звук сегодня мы закрепляли?
- С кем и чем мы встречались на пути?
- Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Ёлка".
Предлагаю интересную методику заучивания стихотворения. Эта методика была апробирована в 2013 году при подготовке детей к Новогодним праздникам и дала положительные результаты, дети с желанием и лёгко...
Конспект занятия по речевому развитию для средней группы Тема: «Знакомство со звуком Р»
Данное занятие предназначено для детей средней группы. На этом занятии дети учатся правильно произносить звук "Р" изолированно и в словах. Все занятие построино на словестных и дидактических...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»...
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе: «Звуковая культура речи: звук [ф]».
Цель: обучить детей правильно произносить звук [ф].Задачи:1. Образовательные:- упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком;2...
Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [б], [б`]»
Конспект ООД...
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе. Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе.Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений...