Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект предназначен для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.47 КБ |
![]() | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия
по речевому развитию в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года), воспитатель Эрбист Л.Л.
Место проведения: группа.
Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;
- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- формировать умение выделять слова со звуком [ц].
Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей;
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать фонематический слухи восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.
Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с интересом изображает цыпленка, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь- пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, выделять слова в сказке со звуком «Ц», опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем.
Оборудование: игрушка цыпленок, картинка цыплёнка, вылупившегося из яйца, мяч, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка), активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых упражнений, чистоговорка, физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.
Ход занятия:
Этапы занятия |
| Содержание: методы и формы организации детей |
1.Вводная часть. Организационный момент. Цель: организация внимания детей, привлечение их к педагогу. Артикуляционная гимнастика. Ц: развитие артикуляционного аппарата. Загадка. Ц: развитие мыслительной деятельности, мотивация детей на занятие. 2. Основная часть. Психогимнастика с элементами речевых упражнений. Ц: развитие интонационной выразительности, фонематического слуха и восприятия звука [ц], развитие речевого дыхания, силы и координации струи воздуха. Произношение звука [ц] Ц: упражнять детей в правильном произношении изолированного звука[ц], звука в слове, развивать фонематический слух. Сюрпризный момент. Появление цыпленка. Ц: мотивация детей на занятие.
Проговаривание хором и индивидуально слов со звуком [ц] Ц: развитие фонематического слуха и восприятия звука (ц), упражнять детей в правильном произношении данного звука. Чистоговорка. Ц: формирование и совершенствование фонематического слуха, развитие интонационной выразительности, развитие восприятия темпа, развитие органов артикуляционного аппарата. Игра «Будь внимателен!» Ц: проверка и развитие фонематического слуха. Физминутка. Ц: развитие двигательных качеств детей. Упражнение на словообразование. Ц: активизация и развитие словаря детей. Сказка с использованием магнитного театра. Ц: развитие фонематического слуха. Формирование умений последовательно рассказывать сказку с опорой на зрительный ряд. Проверка фонематического слуха. 3.Заключительная часть. Рефлексия. Открытый конец. Сохранение позитивных эмоциональных ощущений.
Ц: формирование умений употреблять в речи вежливые слова. |
ПР ЗКР ЗКР СКР ЗКР РР ЗКР РР ЗКР
РР ЗКР ФР РР ПР РР ЗКР | В: Дети, идите ко мне, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. -Здравствуйте! (хором) Уважаемые гости, в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях! В: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем. Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп, Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ, Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком) Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл) Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик») Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки) Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата») Вот, Шутник! Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка») Язычок мы спрячем в рот, Пусть немножко отдохнет! В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно. Это кто пищит пи-пи
- Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца) - А как называется его чудесный домик? (яйцо) В: кто хочет изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. - Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое. - Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац! » Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. -Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. - Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!» - Ветерок стал стихать и совсем прекратился. - Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. » -Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]). - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; - воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
Давайте хором скажем – ц. А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,) Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок) Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок) Стук в двери. В: ой, кто то это там стучит, да это цыпленок к нам в гости пожаловал, услышал, как мы про него говорим. Ц: здравствуйте, дети! Дети: здравствуй, цыпленок! В: А как зовут тебя, цыпленок? (Цыпа) В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц] Давайте скажем хором- Цыпа. Какое необычное имя, может его нужно так позвать? Давайте все вместе позовем Цыпу. (подзывают - цып-цып) В: Позови Даша –цып-цып-цып. А теперь ты Марк (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып. Цыпленок говорит, что это его любимый звук –ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки. В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце. (Сначала воспитатель говорит , затем дети повторяют) Цо-цо-цо - кот увидел яйцо. Цу-цу-цу- тянется кот к яйцу. (показ «коготков» Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой) В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Рома. Молодцы!
В: Я знаю новую игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте , в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать. лицо, свет, чашка, кольцо, царапина, сорока, молодцы. В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки. В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму. У львенка?- львица. У тигренка- тигрица. У волчонка- волчица. Походим как медведица. Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит. В: я вам , дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова. Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо. В: какие слова со звуком [ц] вы услышали? (дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь , царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа) В: молодцы! Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.
В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] А в каких словах живёт этот звук?
В: Цыпа приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются) |
(Обозначение аббревиатур: В-воспитатель, Д-дети, ОО-образовательные области, РР-речевое развитие, ЗКР- звуковая культура речи, ПР-познавательное развитие. СКР социально-коммуникативное развитие, ФР-физическое развитие)
Литература:
- Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга», М., Просвещение, 2000г.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. М., Просвещение, 2007г.
- Железнова Е. Весёлая логоритмика. 2006 г.
- Комарова Л. А. «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство ГНОМ, 2011г.
- Новиковская О.А. «100 упражнений для развития речи». 2008г
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-165744-1359915418.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"
ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-949416-1575899747.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-1006752-1517671974.jpg)
План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-1006752-1517671974.jpg)
План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/26/picture-1517025-1711443103.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/02/picture-1419853-1675331380.jpg)
Конспект НОД по развитию в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук «ш»
Задача: Программное содержание:...