Викторина по речевому развитию «Поговорим-проговорим!»
план-конспект занятия по развитию речи
В материале представлен сценарий по речевому развитию детей 5-6 лет. Задания и вопросы данной викторины расширяют словарный запас ребёнка, формируют грамматически и стилистически правильную речь, развивают память и мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Возрождение»
Викторина по речевому развитию
«Поговорим-проговорим!»
(возрастная категория детей: 5-6 лет)
Викторина по речевому развитию «Поговорим-проговорим!»
Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.
Задачи:
- образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с определенным звуком; учить составлять слова из слогов (устно); упражнять в составлении простых предложений;
- развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения: доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Проложи ряд»; презентация для задания «Закончи предложение» (слайды с изображением отдельных картинок: один слайд – одна картинка); простые карандаши; указка; фишка (можно монетку).
Ход викторины:
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды.
За каждый правильный ответ команда получает звездочку, которые подсчитываются в конце викторины. Таким образом, будет определяться победитель.
Словесная разминка:
А теперь, друзья, внимание!
Ждут вас разные задания:
Словесные игры, шифровки из слов…
Посмотрим сейчас, кто ответить готов!
Кто дружит со звуком, слогом и словом.
Команды, я думаю, точно готовы.
Начнем, как обычно, с разминки.
Отвечайте точно, быстро, без запинки.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;
- кровать из дерева (какая?) – деревянная;
- шапка из меха (какая?) – меховая;
- кольцо из золота (какое?) – золотое;
- кувшин из глины (какой?) – глиняный;
- свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;
- платок из пуха (какой?) – пуховый;
- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;
- каша из манки (какая?) – манная.
Ведущий. Показывает детям фишку и объясняет, что с помощью неё будет определяться очередность хода.
В какой ладошке фишка, надо угадать,
А если угадаете, вам первым отвечать!
Задание 1. «Продолжи ряд» (на интерактивную доску выводится ряд картинок, названная команда продолжает его).
Ведущий приводит пример словесного ряда: васильки, ромашки, ноготки – розы, гладиолусы, хризантемы.
Словесный ряд для команды № 1 | Словесный ряд для команды № 2 |
1. Банан, лимон, ананас | 1. редис, огурцы, репа |
2. Валенки, кеды, сапоги | 2. пила, молоток, плоскогубцы |
3. кувшин, стакан, чашка | 3. платье, пальто, рубашка |
4. вишня, клубника, слива | 4. стол, стул, шкаф |
5. медведь, белка, ёж | 5. жук, стрекоза, пчела |
Задание 2. Игра «Кто где живёт?»
Ведущий называет слово (жилище), дети должны назвать, кто в нём живёт. Например: дом - человек. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1 | Задание для команды № 2 |
1. гнездо – птица 2. будка, конура – собака 3. улей – пчелы | 1. берлога – медведь 2. дупло – белка 3. нора – лиса, барсук |
Задание 3. «Зашифрованное слово».
Ведущий предлагает детям перепутанные слоги слов, дети должны поставить слоги в правильном порядке и назвать слово.
Задания для команды № 1 | Задания для команды № 2 |
- ка – ру (рука) - са – ко (коса) - ра – но (нора) - са – ли (лиса) | - ша – ка (каша) - ба – шу (шуба) - бо – не (небо) - ра – го (гора) |
Задание 4. «Разложите слова».
Ведущий предлагает командам разложить сложные слова на два слова. Каждой команде предлагается разложить по четыре слова. Ведущий приводит пример: листопад – листья падают.
Слова для команды № 1 | Слова для команды № 2 |
|
самолёт |
Разминка:
Ну-ка, маленький народ,
Все выходим в хоровод!
Я принимаю такое решение –
Переходим все к движению:
Три хлопка руками: 1, 2, 3!
Топаем ногами: 1, 2, 3!
А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!
Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!
А теперь мы отдыхаем
И на месте все шагаем.
Мы на месте не стоим,
Все движения повторим:
Три хлопка руками: 1, 2, 3!
Топаем ногами: 1, 2, 3!
А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!
Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!
А теперь мы отдыхаем
И на месте все шагаем.
А теперь скажу я вам:
- Все садимся по местам!
Задание 5. (для капитанов команд) «Повтори шифровку»
Каждому капитану предлагается запомнить и повторить по две шифровки. Ведущий предлагает капитану одной из команд угадать, в какой руке фишка. Первым начинает отвечать капитан, который угадал, в какой руке фишка.
Шифровка для капитана команды № 1 | Шифровка для капитана команды № 2 |
- дом – стол – арбуз – кошка – миска - озеро – мак – заяц – карандаш – рис | - лодка – цветы – двор – книга – ужин - поле – конь – утка – стул – грабли |
Задание 6. «Рифмы».
Командам по очереди предлагаются слова, на которые нужно придумать рифму. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1 | Задание для команды № 2 |
- свечка – печка - день – пень - картина – корзина | - подушка – ракушка - ракета – конфета - губа – труба |
Задание 7. «Продолжи слово».
Детям предлагаются слоги, которые дети продолжают, чтобы получилось слово. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1 | Задание для команды № 2 |
По – поле, пол, поляна, порог Ва – ваза, вата, вагон | Ре – река, ремонт, рекорд Ди – диван, дикарь, Дима |
Задание 8. «Предложение с заданным словом».
Командам по очереди предлагается придумать предложения с заданными словами. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
- Медведь, ветер, снег, солнце.
Задание 9. «Закончи предложение».
Командам по очереди предлагается закончить предложение (по два предложения каждой команде). Для завершения предложения предлагается картинка (выводится на интерактивную доску). Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Предложения для команды № 1
- Маша помыла пять…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением окна).
- В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблока).
Предложения для команды № 2
- Мальчики принесли шесть…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра).
- Мы купили в подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы).
Ведущий.
Все шифровки повторили,
Рифмы нужные нашли.
Речевые испытания
Вы с достоинством прошли!
Игра «Найди клад».
Обеим командам необходимо выстроиться в линию. Затем следовать алгоритму:«3шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроиться в линию, кругом (на 180о), 4 шага вперед. В сундучке с «кладом» дети находят блестящие монетки – шоколадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»...
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи»
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи»...
Викторина по речевому развитию "Поговорим-проговорим!"
В материале представлен сценарий по речевому развитию детей 5-6 лет. Задания и вопросы данной викторины расширяют словарный запас ребёнка, формируют грамматически и стилистически правильную речь, разв...
Викторина по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Грамотейка!»
Целью викторины по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Грамотейка!» является формирование стремления к получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого ра...
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!» (для детей подготовительной группы)
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»(для детей подготовительной группы)Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития....
Игра - викторина по речевому развитию "Игрушки"
Игра- викторина по речевому развитию "Игрушки"...