Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС «Составление рассказа «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: учить детей составлять описательный рассказ; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме «Осень»; обогащать речь образными сравнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие | 517 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС
«Составление рассказа «Осень»
Тема: «Составление рассказа «Осень».
Цели:
Образовательные: учить детей составлять описательный рассказ; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме «Осень»; обогащать речь образными сравнениями.
Воспитательные: формировать любовь к природе через знакомство с русской поэзией и живописью.
Развивающие: развивать мышление, память, связную речь, познавательные интересы.
Образовательные области, задачи
Познание
Развитие внимания, смекалки.
Художественно-эстетическая
Прививать любовь к русской живописи, поэзии и родной природе.
Развитие речи
Учит составлять описательный рассказ, с опорой на схему.
Расширить словарный запас по теме.
Развитие общих речевых навыков, координация речи с движением.
Развитие речевого слуха и внимания, совершенствовать грамматический строй речи.
Воспроизвести в памяти ранее составленный рассказ с опорой на картинки.
Физическое развитие.
Развитие внимания, памяти.
Сенсорное развитие. Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативная
Создать эмоциональный настрой на работу.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнение и расширение словаря:
2. Развитие синтаксической стороны речи – закрепление понятия предложение.
3. Совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа; согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Обучение составлению предметно-графического плана рассказа.
2. Развитие связной речи - пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план.
3. Развитие объёма вербальной слуховой кратковременной памяти.
4. Развитие зрительного восприятия, мышления, совершенствование мелкой моторики руки.
Коррекционно-воспитательная задача:
Воспитание умения внимательно слушать и оценивать ответы детей, воспитание доброжелательности.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», схемы для составления описательного рассказа, мяч.
Используемая литература: Е. А. Лапп «Развитие связной речи детей 5-7 лет», «ТЦ Сфера 2006 год».
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, изучение схем для составления описательных рассказов, слушание музыки П. Чайковского «Времена года», рассматривание картин художников об осени, оформление гербария.
Ход
1) «Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся».
Дети здороваются с гостями.
2) Отгадайте, о каком времени года я говорю:
Листья с веток облетают, птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» (осень)
3) Правильно, это осень. А вот и сама Осень в гости к нам пожаловала (под музыку входит Осень)
4) «Здравствуй Осень. Мы за тобой часто наблюдали из окошка и на улице.
Посмотрите ребята, как осень изобразил русский художник И. Левитан (показать репродукцию).
5) А ребята про тебя Осень, прочитают стихотворение Алексея Плещеева
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца...
Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!.... (дети слушают)
1. Мы с вами можем рассказать тоже об осени. Я вам буду помогать.
- Какое время года наступило?
- Придумайте предложение про осеннее небо. А про солнце?
- Как называется в природе явление, когда опадают листья?
- Какого цвета листья на деревьях осенью, составьте предложение?
- Что делают осенью перелетные птицы?
- Что делают животные, насекомые, звери, рыбы осенью?
- Как одеты люди осенью?
Пересказ по схеме. (опорные картинки)
Дети по очереди повторяют предложения. 1-2 детей пересказывают весь рассказ.
Вопросы к детям
- Обо всем рассказали?
- Хотите добавить, что не прозвучало в рассказе?
- Динамическая пауза «Осень»
Осень, осень, осень (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, осень (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладонями гладят колени)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем, разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем. (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и октябрь, и ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
3 . Поиграем с мячом. Игра называется «Продолжи предложение».
(воспитатель задает вопросы детям и бросает мяч)
Осенью день короче, а ночь….? (длиннее)
Осенью часто идет…. (дождь)
Небо осенью часто бывает… (пасмурное, хмурое)
В осеннем лесу очень много опят…. (подберезовиков, сыроежек)
На зиму готовят запасы белки…. (мыши)
Люди собирают урожай с полей и …. (и огородов)
Осенью перелетные птицы собираются… (в стаи)
Дети ловят мяч и отвечают.
- Выполним следующее задание.
На бумаге мы видим изображение, наложенных друг на друга листочков.
Задание: Обвести
красным карандашом – кленовый лист,
желтым карандашом – березовый лист,
коричневым карандашом – дубовый лист.
Вопросы:
Красным карандашом, какой лист обводим? (кленовый лист и т.д. березовый лист, дубовый лист) Дети выполняют
Наши работы отдадим Осени, пусть проверит, как вы справились.
5. Игра «Картинки обиделись».
Мы с вами ребята читали несколько рассказов об осени и пересказывали их по картинкам. Вот один из них «Грибники».
Но, здесь закрыта одна из картинок, вам надо вспомнить эту часть рассказа и рассказать всю историю.
6. Рефлексия Организация окончания деятельности
Вы ребята сегодня все были молодцы, что вам сегодня больше всего понравилось? (картина «Золотая осень», стихотворение об осени, понравилось играть и рисовать).
А что нам скажет сама Осень?
Осень благодарит детей и предлагает поиграть в игру «Здравствуй, Осень».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе (старший возраст)
Тема занятия: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зимующие птицы» Пересказ рассказа «Синичка».
Цели занятия: расширять словарь по теме; учить образовывать сложные слова;учить правильно строить предложения; согласовывать слова в предложении;учить отвечать полными ответами; учить пересказыв...
Конспект НОД по развитию речи в логопедической группе (старший возраст) "Цветик-семицветик".
Конспект разработан с целью развития у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач....
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе старшего возраста. Тема: «Весна»
Развитие связной речи и словообразование....
«Развитие познавательно- исследовательской деятельности. Развитие речи». Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы по теме: «Незнайка в гостях у Осени».
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...
Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима». (презентация занятия)
Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима»....
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе. Составление сюжетного рассказа по набору народных игрушек (Дымка- Водоноска, Гжель – собачка, зайка, матрешка, Хохлома – конь)
Цель: развитие у детей диалогической речи.Задачи:Обучающие:учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки);давать описание и характеристику персонажей, в...