Занятие (НОД) по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема "Птицы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие (НОД) по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие (НОД) по развитию речи | 21.46 КБ |
Презентация "Птицы" | 1.69 МБ |
Презентация "Международный день птиц" | 1.94 МБ |
Презентация "Угадай птицу по голосу" | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Учитель-логопед
Полякова О.А.,
ГБДОУ №17
Курортного района
2021г. С-Пб.
Занятие (НОД) по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
Используемые образовательные технологии:
- информационно-коммуникационные
- здоровьесберегающие
Лексическая тема:
«Перелётные и зимующие птицы».
Цель: закреплять знания и представления детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи:
- активизация словаря по теме: «Птицы»;
- закрепление представлений детей о птицах, особенностях их внешнего вида, приспособлении к среде обитания;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие речевого слуха и связной речи;
-развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;
-развитие зрительного внимания и слухового восприятия;
-закладывать основы экологического воспитания;
-воспитывать интерес и любовь к природе.
Оснащение: видеофильм (этнокалендарь, 2015 г.), ноутбук, проектор с экраном, пуфики, презентация с голосами птиц, музыка для релаксации с голосами птиц, предметные картинки, разрезные картинки, тарелочки, семена, крупа, булка, модели птиц, интерактивный плакат-кормушка для птиц, дерево, заготовки: птицы-счастья, цветная бумага, пластилин, бисер, паетки.
Ход занятия:
1) Вводная часть.
Входят дети, здороваются с гостями. Становятся в круг. Входит воспитатель в костюме весны под музыку.
В.: - Помогите, помогите, ребята, у меня беда! Я ни как не могу вступить в свои права. Зима не хочет уходить. Требует назвать все признаки, чтобы наступила я – Весна! Поможете? Назовёте?
Д.: Да, поможем. (Дети называют весенние признаки)
1) Солнце светит ярко и начинает пригревать;
2) начинается весенняя капель;
3) лёд на речках потемнел и начал таять;
4) тает снег, и появляются проталины;
5) на проталинах появляются первые цветы;
6) из тёплых стран возвращаются птицы.
В.: Конечно. Молодцы! Теперь зиме придётся отступить и настанет, наконец, моё время! Спасибо! В награду за помощь я подарю вам фильм о моих друзьях – птицах (этнокалендарь, 2010 г.). И много разных интересных заданий. Разгадайте их и вы узнаете много нового о моих пернатых друзьях. Ведь скоро 1 апреля – в этот день мы будем отмечать международный праздник – день птиц!
2) Осн. часть.
Развитие зрительного внимания и слухового восприятия.
В.: Вам понравился фильм? Каким символом в России считаются птицы?
Д.: …символом свободы и красоты.
В.: Чем и как пернатые помогают человеку?
Д.: Сберегают урожаи, уничтожая вредителей.
Участвуют в распространении растительности.
В.: Какие препятствия существуют для птиц?
Д.: Человек строит небоскрёбы, вырубает леса, загрязняет моря и океаны.
В.: Чем человек может помочь птицам?
Д.: Охранять места обитания птиц.
В.: Умнички! Вы внимательно смотрели фильм. А теперь, я вас приглашаю на прогулку в лес. Встаньте. Закройте глаза, покружитесь вокруг себя (звучит музыка и голоса птиц).
Развитие координации речи с движением, релаксация: (общее расслабление)
- Мы с вами попали в тёплый солнечный день ко мне в лес. Здесь так легко дышится, вдохните глубоко и почувствуйте запах весеннего леса, тепло первых солнечных лучей. Солнечный лучик попал вам в лицо. Зажмурьтесь, погладьте глазки, щёчки, шейку, ручки от плечиков до пальцев, и послушаем пение птиц. Покружитесь вокруг себя и откройте глаза. Мы с вами оказались на полянке. Сядьте на пенёчки. Сейчас мы выясним, кто сможет узнать птицу по её голосу? (Показ презентации)
Д.: кукушка, соловей, аист, сорока, синица, дятел.
В.: Правильно. В чём отличие одних птиц от других?
Д.: Некоторые птицы улетают в тёплые края, а другие остаются здесь зимовать. Одних мы называем перелётными а, других – зимующими.
В.: Распределите птиц на две группы: перелётных и зимующих. Перечислите их.
Д.: Перелётные: кукушка, соловей, аист. Зимующие: сорока, синица, дятел.
Упражнения на развитие лексико-грамматической стороны речи.
В.: давайте проверим. Как разговаривают: (показ предметной картинки) кукушка, сорока, соловей, синица.
Д.: …кукует, стрекочет, поёт, тинькает.
Использование метода моделирования.
В.: А что общего у всех этих птиц? На этот вопрос вам помогут ответить модели. Посмотрите и найдите нужные вам модели.
Д.: У всех птиц есть клюв, крылья, 2 лапы, хвост, тело птицы покрыто перьями, размножаются – откладывая яйца.
Развитие наглядно-образного мышления.
В.: Верно. Назовите части тела птиц (показ на экране). Я приготовила для каждого из вас задание: «Сложи птицу из 6-частей».
Д.: складывают и называют птицу. Снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, кукушка.
В.: Молодцы! Посмотрите на них, все ли птицы относятся к одной группе?
Д.: Не все, кукушка лишняя. Это перелётная птица, а не зимующая.
В.: Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе?
Д.: Они создают красоту природы и являются санитарами леса.
В.: Как вы считаете, что для птиц страшнее голод или холод?
Д.:..голод.
В.: Действительно, большое количество птиц погибает зимой от голода. А чем мы с вами можем помочь птицам?
Д.: Подкармливать птиц. Мастерить для них кормушки.
Развитие общей и мелкой моторики.
В.: А теперь покажем и расскажем, как птицы ищут себе корм.
Мы- зимующие птицы,
Часто мёрзнем в холода
Не найти зимой нам быстро
Зёрен, булку, семена.
Птичьи лапы замерзают,
Очень холодно стоять.
Птичий клювик замерзает,
Мы не можем им клевать.
Посмотрите-ка: ребята
Нам насыпали зерно!
Всем огромное спасибо,
Очень вкусное оно!
В.: Посмотрите на это дерево, на нём есть кормушка, к ней слетелись птички, чтобы подкрепиться. А на столе приготовлены тарелочки с едой. Выберите, чем можно покормить птиц.
Д.: различными семенами, крупой, булкой, рябиной, не солёным салом.
В. : Верно. А знаете ли вы?
1) Какая птица выше всех летает? (Орёл)
2) Самая большая птица в мире? (Страус)
3) У какой птицы самый красивый и длинный хвост? (У павлина)
4) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
5) Какая птица дольше всех живёт? (Ворон)
3) Заключение.
Молодцы! Дети, в книгах многие птицы являются сказочными героями. Назовите их.
Д.: - Гуси-лебеди; -Пёс, кот и дядя Фёдор.
-Дюймовочка; -Путешествие Нильса с дикими гусями.
В.: Молодцы! Вы так много знаете о птицах, вы меня очень порадовали. И я приготовила для вас подарки. Это изображения птицы- счастья. Но у них чего-то не хватает. Чего же?
Д.: крыльев и глаз.
В.: Да, мы их сделаем сами. Птицы- это наши друзья, младшие братья и мы их должны беречь и охранять. Пусть эти птицы- счастья принесут вам радость и весеннее настроение. А, сейчас мне пора в лес. До, свиданья!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кукушка
Соловей
Дятел
Синица
Сорока
воробей
Ворона
снегирь
голубь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зимующие птицы Перелетные птицы
Строение птицы
физкультминутка Мы –зимующие птицы Часто мерзнем в холода. Не найти зимой нам быстро Зерна, булку, семена. Птичьи лапы замерзают, Очень холодно стоять. Птичий клювик замерзает, Мы не можем им клевать. Посмотрите-ка, ребята Нам насыпали зерно! Всем огромное спасибо, Очень вкусное оно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кукушка
Соловей
Дятел
Синица
Сорока
воробей
Ворона
снегирь
голубь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»
Направление: Речевое развитие Тема занятия: «Звук Л». Лексическая тема: «В гостях у Золушки». Занятие проводится с детьми старшей логопедической группы с ф...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»
Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"
Цели и задачи:- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,- закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"
Цели и задачи:- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,- закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Работа по развитию речи представлена в виде календарно-тематического планирования...
Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей логопедической группе по лексической теме «Одежда»
Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей логопедической группе по лексической теме «Одежда»Цели деятельности педагога: уточнить, расширить и активизировать сл...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Хлеб - всему голова""
laquo;Хлеб – всему голова»Цель : «Изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий из соленого теста»Задачи : Закрепить с детьми представление «откуда хлеб пришел»...