Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе Описание картины И. Левитана "Март"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новикова Наталья Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_kartiny_levitana.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

Рассматривание картины И. И. Левитана «Март»

Возраст: старшая группа.

Программное содержание: 

- закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода; расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о весне;

- развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию;

- совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на картине;

- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;

- воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

Активизация словаря: пейзаж, пейзажист; проталина; ставня; дыхание весны.

Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о весне, беседы на тему весна.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель включает негромко аудиозапись «Шум ручья» и предлагает детям послушать стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь, Опять надолго миновала.

  А. Плещеев

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы представили себе, слушая стихотворение? Как вы думаете, о каком времени года в нем говорится? (ответы детей). Почему вы думаете, что о весне? (снег тает, бегут ручьи, небо ясное, солнце яркое и т.д.).

Воспитатель: Ребята, а какие еще изменения происходят в природе весной?

(набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, небо становится по-весеннему голубым, природа пробуждается).

Воспитатель: о красоте природы нам могут рассказать не только поэты, но и художники. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством художники Исаака Ильича Левитана.

Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Иссак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал ее природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал стройные березки, реки, небо. Сегодня мы с вами рассмотрим картину Левитана «Март» (выставить).

Воспитатель: Посмотрите на эту картину и скажите нравиться ли она вам? Как вы думаете, какое время года нарисовал художник? Ясный или пасмурный день на картине? Почему вы так думаете? (ответы детей).

На картине изображено начало весны в деревне. Смотришь на картину и чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться в них, ощутить свежесть и чистоту воздуха. Подставить лицо яркому солнышку и насладиться его теплом.

В этом весеннем пейзаже солнце становиться главным. Вглядитесь, как ласково оно освещает всю местность. Греясь на солнышке, замерла от удовольствия лошадь. Стена дома золотиста. Яркий свет солнца ложится на чистый снег, на стволы и ветви деревьев.

А каким мы видим на картине снег? (Снег на крыше крыльца подтаял; на дороге снег потемнел; стал рыхлым, осел; появились проталины).

Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? (Высокое голубое небо; чистое; ясное и безоблачное).

А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине. (Стоят неподвижно, отбрасывая тени; стволы устремленные  вверх; тоненькие веточки берез переливаются разными цветами; зеленые сосны.

На картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие. Почему мы можем догадаться, что он рядом? (Распахнута дверь; снята - с окна ставня; лошадь ждет человека; на дереве - скворечник).

Исаак Левитан на картине смог изобразить очень многое.

Воспитатель: А теперь, ребята, немного отдохнём.

Физкульт минутка:

 Я прошу подняться вас - это раз, Повернулась голова - это два,

 Руки вниз, вперед смотри - это три, Руки в стороны развести – четыре.

 С силой их к плечам прижать - это пять. Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Воспитатель: Каждый художник, прежде чем будет рисовать картину масляными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины.

Сначала художники рисуют небольшие рисунки будущей картины, а затем переносят на большое полотно. Левитан заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине.

Посмотрите, ближайшие деревья художник нарисовал крупными, а те, которые находятся дальше маленькими.

Одинаков ли цвет неба? А снега?

Чтобы добиться нужного цвета - оттенка, художники смешивают краски - как вы это делаете на палитрах.

Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных? (светлых и ярких).

Как вы думаете, можно ли назвать эту картину радостной? Почему?

А если бы художник нарисовал тоже самое, но другими красками. Небо например в темно-серых тучах? Назвали бы мы такую картину радостной?

Почему нет?

Значит, Левитан хотел, чтобы вы, зрители, испытывали радость. И поэтому художник специально подобрал для картины такие краски. Чтобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками - пейзажистами, а их картины - пейзажами.

    (Стихотворение А. Кушнера «Пейзаж»).

              Если видишь: на картине нарисована река,

              Или ель и белый иней,

              Или сад и облака,

              Или снежная равнина,

              Или поле и шалаш,

              Обязательно картина называется  ПЕЙЗАЖ.

Левитан обладал редким даром понимания природы.

Итог:

Воспитатель:

- Ребята, с творчеством какого художника мы с вами познакомились?

- Какие картины он писал? (пейзажи). Как называются художники, которые пишут картины о природе (пейзажисты).

- Какую картину Левитана мы сегодня рассматривали?

- Какие признаки весны изображены на картине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная"

В конспекте представлен материал по речевому развитию детей в процессе ознакомления  с профессиями радио и телеведущих....

примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"

Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Школа разведчиков»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Школа разведчиков»...

Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему «КОСМОС»

Занятие направлено на развитие грамматического строя речи детей старшего  дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Рассматривание картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» в старшей группе №5 компенсирующей направленности

Ведущим средством в речевом развитии детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются различные виды искусства, и в частности, пейзажная жив...