"Необычное путешествие по осени" Занятие по формированию звуковой культуры речи и фонематического слуха с детьми 5 года жизни.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ботнару Галина Степановна

Данный материал  поможет довольно легко и интересно организовать работу с детьми по звуковой культуре речи и формированию фонематического слуха с детьми средней группы.Занятие построено с учетом изучения лексической темы "Осень". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx30.95 КБ
Файл neobychnoe_puteshestvie_po_oseni.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41»

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи

и фонематического слуха  (ОО «Речевое развитие»)

с детьми 5 года жизни (средняя группа)

«НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

                                                           

                                                                      Подготовил: воспитатель группы № 6

                                                                                                 ГБДОУ «Детский сад №41»,

                                                                       Ботнару Г.С.

г. Севастополь

2020 год

Программное содержание:

- упражнять детей в  правильном произнесении гласных и согласных звуков: изолиро-

  ванно, в слогах, в словах;

- учить детей  ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание;

-  развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

- развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слухо-  

   вое внимание; 

- продолжать работу над развитием речевого дыхания, умение произносить звуки с

  различной силой голоса;

- воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал: 

 Аудио запись «Звуки природы», отрывок из мультфильма «Домики», презентация, мяч, карточки с изображением насекомых.

Ход

Вос-ль: Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые сегодня пришли к нам в группу.

 Дети совместно с педагогом произносят стихотворение- приветствие

 - Утром солнышко проснулось

   Потянулось, потянулось.

   Свои лучики раскрыло

   Всем улыбку подарило.

   Оглядело все вокруг

   Слева друг и справа друг.

   День с улыбки начинайте,

   Всем здоровья пожелайте.

 -  Здравствуйте!

Вос-ль:  Сегодня мы с вами продолжим разговор, который начали вчера, но только помним что:

- Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

- Кто  мне подскажет, о чем мы вчера начали разговор? ( Дети: Мы говорили об осени). Какой осени? (Поздней )

- Правильно, мы вчера начали обсуждать тему поздней осени. А кто мне и нашим гостям напомнит,  какие еще периоды бывают у осени? ( дети: Ранняя и золотая).

- Вы совершенно правильно ответили. Сейчас  у нас поздняя осень, еще несколько  дней и начнется первый зимний месяц – Декабрь. Я предлагаю вам сегодня отпра-виться в путешествие по осени, чтобы вспомнить какой она была. Вы готовы? ( Да!)

Вос-ль: Но только на чем мы с вами  можем  отправиться в путь? ( Варианты предлагают дети).

- И так  путешествие начинается. Сегодня мы с вами, отправляемся в путешествие по осени на  автомобиле. Но это не простой автомобиль, это домик на колесах. Занимаем свои места в салоне, садимся поудобней, и  в путь.

( дети проходят на стульчики. Отрывок мультфильма «Домики».).

Вос-ль: Вот и первая остановка. Мы с вами  попали в раннюю осень. Посмотрите во-круг, вот еще деревья покрыты зеленой листвой, много осенних цветов. Ой, а  что это за звук? Вы слышите? (звуки насекомых)

- Давайте попробуем угадать, кто все эти звуки издает?

Появляется жук, комар, кузнечик.

Вос-ль: Молодцы, ребята, правильно угадали. Ранней осенью еще настолько теплая погода, что мы с вами можем встретить еще достаточно много насекомых. А давайте мы с вами попробуем повторить их голоса. Но чтобы, у нас получилось правильно и красиво нам для начала нужно размять наш язычок.

Артикуляционная гимнастика.

1. Открываем ротик-дом.

   Кто хозяин в доме том?

   В нем хозяин - Язычок.

   На губу как блинчик лег. («Блинчик»/ «Лопатка»)

           2.Язычок гулять выходит,

             Домик он кругом обходит. («Вкусное варенье»)

3.Кто же тут, а кто же там?

  Он глядит по сторонам. («Часики».)

         4.Видит: губки очень гибки,

          Ловко тянутся в улыбке.     («Улыбка»)

          А теперь наоборот:

          Губки тянутся вперед. («Трубочка»)

5.Язычок стал маляром,

  Аккуратно красит дом.     («Маляр»)

          6.На качелях покачался,

           Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

7.Догадаться кто бы мог?

  Язычок наш, как грибок. («Грибок».)

          8.Любит он покушать сладко.

             После скачет, как лошадка. («Лошадка».)

Язычок уже устал

И в свой домик побежал,

В своём домике сидит

И в окошечко глядит.

   

      После  артикуляционной гимнастики дети  играют в игру  « Угадай кто я?» 

( на звукоподражание)

Педагог предлагает одному из детей повторить звуки насекомых, а остальные дети пытаются  отгадать, кому подражает игрок - ведущий.

Вос-ль: Вот мы с вами и побывали в гостях у ранней осени, но нам пора отправляться в путь дальше. И так садимся по удобней, включаем зажигание, нажимаем на педаль и в путь.  А что бы мы не скучали в дороге,  предлагаю вам поиграть.        

                     Проводится игра «Подбери слово – друга»

Воспитатель бросает любому из детей мяч и произносит слово, ребенок, бросая мяч обратно должен назвать слово созвучное названному. Например, галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Вос-ль: Вот как незаметно пролетело время в пути. Мы  уже с вами приехали к Золо-той осени. Посмотрите вокруг. Как все здесь красиво, деревья все золотые. На дере-вьях листья словно золотые монетки развешаны.

Падают с ветки, желтые монетки.

По ветру они летят, под ногами шелестят.

А давайте мы с вами превратимся в листочки.

Проводится физ минутка «Осенние листочки»

Мы листики осенние,                    (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.              (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.                     (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.                    (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.                      (Присели.)

Игровое упражнение на речевое дыхание

Осенние листочки на веточках висят,
Осенние листочки детям говорят –
Рябиновые: А-а-а!            ( дети повторяют гласные звуки)
Осиновые: И-и-и!
Кленовые: О-о-о!
Дубовые: У-у-у!

Дует легкий ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!                     (дети повторяют согласные звуки с разной силой голоса)
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Дует сильный ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

Вос-ль:  Вот мы и вспомнили, какая была золотая осень и нам пора дальше. Мы спешим к поздней осени. ( раздается звук спускаемого колеса).

- Ребята, посмотрите, у нас случился прокол, а запасного колеса нет. Как  же мы с ва-ми попадем в Позднюю Осень? Но, что я слышу к  нам на помощь кто- то спешит.

(слышен цокот копыт)

-  Это лошадка- пони пришла к нам на помощь, мы сейчас все сядем  на тележку и отправимся в путь. А кто мне скажет, какой звук мы слышим, когда пони бьет копы-том? (Дети : звук Ц ).  Я вам предлагаю поиграть. Я буду называть  различные слова, а вы внимательно слушать их звучание и если в этом слове слышится звук «Ц», то вы должны хлопнуть в ладоши.

                                      Проводится игра «Поймай слово»

Например, Заяц. Белка. Леденец. Мармелад. Огурец. Помидор. Продавец. Врач.

Если дети не справляются, выделяю голосом, акцентируя на звуке «Ц».

Вос-ль:  Молодцы. А пока мы с вами играли, пони нас привезла обратно, в позднюю осень. Посмотрите, пока мы с вами путешествовали, как вокруг все изменилось: стало серо, скучно, неуютно. Деревья и кусты стоят голые, трава покрылась легким снежком – это первое дыхание зимы. Боюсь, что мы с вами еще не совсем готовы к встрече с ней и гости наши тоже. Давайте вернемся в нашу теплую и уютную группу. Сейчас я произнесу волшебные слова.

- Кулачок с секретом к ушку поднесем,

  Три раза повернемся, и домой придем.

Вос-ль:  Вот и закончилось наше с вами путешествие по осени. Вам понравилось ? А что вам больше всего понравилось или запомнилось в нашем путешествии?

 Подведение итога – деятельности детей. Прощание.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытое занятие по формированию фонематического слуха и ЗКР у детей 5 г.ж. «Необычное путешествие»

Слайд 8

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окруж...

“Формирование звуковой культуры речи и развитие фонематических процессов в дидактических играх и упражнениях.”

Актуальность выбранной темы. Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решен...

Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"

Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....

Формирование звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Развитие речи - одна из центральных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Родной язык является средством овладения знаниями и необходим в последующем школьном обучении. В первую оч...

Развитие фонематического слуха детей 3 года жизни с помощью музыки

Интеграция образовательных областей позволяет эффективней работать с детьми. Этот метод создает интересные образовательные ситуации и позволяет не теряя внимания и интереса детей решать узкие задачи....