"Необычное путешествие по осени" Занятие по формированию звуковой культуры речи и фонематического слуха с детьми 5 года жизни.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Данный материал поможет довольно легко и интересно организовать работу с детьми по звуковой культуре речи и формированию фонематического слуха с детьми средней группы.Занятие построено с учетом изучения лексической темы "Осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.docx | 30.95 КБ |
neobychnoe_puteshestvie_po_oseni.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41»
Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи
и фонематического слуха (ОО «Речевое развитие»)
с детьми 5 года жизни (средняя группа)
«НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Подготовил: воспитатель группы № 6
ГБДОУ «Детский сад №41»,
Ботнару Г.С.
г. Севастополь
2020 год
Программное содержание:
- упражнять детей в правильном произнесении гласных и согласных звуков: изолиро-
ванно, в слогах, в словах;
- учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание;
- развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
- развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слухо-
вое внимание;
- продолжать работу над развитием речевого дыхания, умение произносить звуки с
различной силой голоса;
- воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материал:
Аудио запись «Звуки природы», отрывок из мультфильма «Домики», презентация, мяч, карточки с изображением насекомых.
Ход
Вос-ль: Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые сегодня пришли к нам в группу.
Дети совместно с педагогом произносят стихотворение- приветствие
- Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг
Слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
- Здравствуйте!
Вос-ль: Сегодня мы с вами продолжим разговор, который начали вчера, но только помним что:
- Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
- Кто мне подскажет, о чем мы вчера начали разговор? ( Дети: Мы говорили об осени). Какой осени? (Поздней )
- Правильно, мы вчера начали обсуждать тему поздней осени. А кто мне и нашим гостям напомнит, какие еще периоды бывают у осени? ( дети: Ранняя и золотая).
- Вы совершенно правильно ответили. Сейчас у нас поздняя осень, еще несколько дней и начнется первый зимний месяц – Декабрь. Я предлагаю вам сегодня отпра-виться в путешествие по осени, чтобы вспомнить какой она была. Вы готовы? ( Да!)
Вос-ль: Но только на чем мы с вами можем отправиться в путь? ( Варианты предлагают дети).
- И так путешествие начинается. Сегодня мы с вами, отправляемся в путешествие по осени на автомобиле. Но это не простой автомобиль, это домик на колесах. Занимаем свои места в салоне, садимся поудобней, и в путь.
( дети проходят на стульчики. Отрывок мультфильма «Домики».).
Вос-ль: Вот и первая остановка. Мы с вами попали в раннюю осень. Посмотрите во-круг, вот еще деревья покрыты зеленой листвой, много осенних цветов. Ой, а что это за звук? Вы слышите? (звуки насекомых)
- Давайте попробуем угадать, кто все эти звуки издает?
Появляется жук, комар, кузнечик.
Вос-ль: Молодцы, ребята, правильно угадали. Ранней осенью еще настолько теплая погода, что мы с вами можем встретить еще достаточно много насекомых. А давайте мы с вами попробуем повторить их голоса. Но чтобы, у нас получилось правильно и красиво нам для начала нужно размять наш язычок.
Артикуляционная гимнастика.
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Блинчик»/ «Лопатка»)
2.Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит. («Вкусное варенье»)
3.Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)
4.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка»)
5.Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом. («Маляр»)
6.На качелях покачался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
7.Догадаться кто бы мог?
Язычок наш, как грибок. («Грибок».)
8.Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)
Язычок уже устал
И в свой домик побежал,
В своём домике сидит
И в окошечко глядит.
После артикуляционной гимнастики дети играют в игру « Угадай кто я?»
( на звукоподражание)
Педагог предлагает одному из детей повторить звуки насекомых, а остальные дети пытаются отгадать, кому подражает игрок - ведущий.
Вос-ль: Вот мы с вами и побывали в гостях у ранней осени, но нам пора отправляться в путь дальше. И так садимся по удобней, включаем зажигание, нажимаем на педаль и в путь. А что бы мы не скучали в дороге, предлагаю вам поиграть.
Проводится игра «Подбери слово – друга»
Воспитатель бросает любому из детей мяч и произносит слово, ребенок, бросая мяч обратно должен назвать слово созвучное названному. Например, галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
Вос-ль: Вот как незаметно пролетело время в пути. Мы уже с вами приехали к Золо-той осени. Посмотрите вокруг. Как все здесь красиво, деревья все золотые. На дере-вьях листья словно золотые монетки развешаны.
Падают с ветки, желтые монетки.
По ветру они летят, под ногами шелестят.
А давайте мы с вами превратимся в листочки.
Проводится физ минутка «Осенние листочки»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Игровое упражнение на речевое дыхание
Осенние листочки на веточках висят,
Осенние листочки детям говорят –
Рябиновые: А-а-а! ( дети повторяют гласные звуки)
Осиновые: И-и-и!
Кленовые: О-о-о!
Дубовые: У-у-у!
Дует легкий ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! (дети повторяют согласные звуки с разной силой голоса)
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Дует сильный ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Вос-ль: Вот мы и вспомнили, какая была золотая осень и нам пора дальше. Мы спешим к поздней осени. ( раздается звук спускаемого колеса).
- Ребята, посмотрите, у нас случился прокол, а запасного колеса нет. Как же мы с ва-ми попадем в Позднюю Осень? Но, что я слышу к нам на помощь кто- то спешит.
(слышен цокот копыт)
- Это лошадка- пони пришла к нам на помощь, мы сейчас все сядем на тележку и отправимся в путь. А кто мне скажет, какой звук мы слышим, когда пони бьет копы-том? (Дети : звук Ц ). Я вам предлагаю поиграть. Я буду называть различные слова, а вы внимательно слушать их звучание и если в этом слове слышится звук «Ц», то вы должны хлопнуть в ладоши.
Проводится игра «Поймай слово»
Например, Заяц. Белка. Леденец. Мармелад. Огурец. Помидор. Продавец. Врач.
Если дети не справляются, выделяю голосом, акцентируя на звуке «Ц».
Вос-ль: Молодцы. А пока мы с вами играли, пони нас привезла обратно, в позднюю осень. Посмотрите, пока мы с вами путешествовали, как вокруг все изменилось: стало серо, скучно, неуютно. Деревья и кусты стоят голые, трава покрылась легким снежком – это первое дыхание зимы. Боюсь, что мы с вами еще не совсем готовы к встрече с ней и гости наши тоже. Давайте вернемся в нашу теплую и уютную группу. Сейчас я произнесу волшебные слова.
- Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся, и домой придем.
Вос-ль: Вот и закончилось наше с вами путешествие по осени. Вам понравилось ? А что вам больше всего понравилось или запомнилось в нашем путешествии?
Подведение итога – деятельности детей. Прощание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окруж...
“Формирование звуковой культуры речи и развитие фонематических процессов в дидактических играх и упражнениях.”
Актуальность выбранной темы. Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решен...
Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"
Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....
Формирование звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Развитие речи - одна из центральных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Родной язык является средством овладения знаниями и необходим в последующем школьном обучении. В первую оч...
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группы «Путешествие в город Звуков»
НОД по формированию звуковой культуры речи...
Развитие фонематического слуха детей 3 года жизни с помощью музыки
Интеграция образовательных областей позволяет эффективней работать с детьми. Этот метод создает интересные образовательные ситуации и позволяет не теряя внимания и интереса детей решать узкие задачи....