ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
методическая разработка на тему
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_ekr.docx | 14.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи:
1. Работа по развитию речевого слуха:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- фонематический слух;
- восприятие темпа и ритма речи.
2. Работа по формированию произносительной стороны речи:
- учить правильному произношению всех звуков;
- тренировать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи.
3. Работа по совершенствованию норм литературного произношения (орфоэпия)
4. Работа над интонационной выразительностью речи, т.е. умение четко выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.
I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек. Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).
II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.
I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Присоси конфетку», «Горки», «Лошадки» и т.д.), воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т.д.), развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)
II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т.д.).
III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Пирожок», «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т.д.)
IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.
I этап – дифференциация изолированных звуков («Свистит – шипит», «Свисток – звонок» и т.д.)
II этап – дифференциация звуков в словах («Солнышко и дождик», «Отбери картинки», «Магазин», «Часы» и т.д.)
III этап – дифференциация звуков в речи. (Подвижная игра «Курочка хохлатка» (к-х), песня «В лесу родилась ёлочка» (л-р), «Догонялки» (л-р).
Воспитание звуковой культуры речи проходит в течение всего периода нахождения детей в детском саду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Формирование звуковой культуры речи и развитие фонематических процессов в дидактических играх и упражнениях.”
Актуальность выбранной темы. Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решен...
Из опыта работы "Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей 4 - 5 лет"
Материал содержит отписание игр и упражнений для детей 4 - 5 по формированию звуковой культуры речи....
Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи
Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи...
Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи
Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи...
Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»
Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...
"Игры и упражнения для формирования звуковой культуры речи"
Памятка для родителей...
Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»
Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...