“Формирование звуковой культуры речи и развитие фонематических процессов в дидактических играх и упражнениях.”
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Актуальность выбранной темы.
Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция и интонационная выразительность. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру звукопроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
Незаменимым условием, обеспечивающим восприятие фонем родного языка, является фонемачический слух. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от определённого уровня развития фонематического слуха. Как уже было отмечено, само восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Фонематическое восприятие (если речевое развитие ребенка в норме) не требует специального обучения, а звуковой анализ требует (это дидактический фактор) специального обучения. Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая (порядковый фактор). Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте (возрастной фактор). И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме (содержательный фактор).
Как было замечено ранее, способность к звуковому анализу слова формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со второй-четвертой недели жизни, в 7-11 месяцев уже откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни слово становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку - фонемы, входящие в его состав. Далее фонематическое развитие происходит бурно, скачкообразно,
опережая артикуляционные возможности ребенка. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проигровании.
Он же указывает, что под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение основных качественных характеристик звука.
По данным Н.Х. Швачкина, в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.
А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. По словам Д.Б. Эльконина, правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают. Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и определение его отличия среди других.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить» .
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает и при поступлении в школу. Несмотря на хорошие умственные способности, дети с нарушенным фонематическим восприятием плохо справляются со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и грубым нарушениям письма.
Однако мы не всегда придаем соответствующее значение этой проблеме и не используем все возможности для того, чтобы каждый ребенок приходил в школу с чистой речью. По материалам обследования последних лет, 15-20% детей выпускаются из детского сада с несовершенным произношением .
Хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для обучения дошкольника грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_chast.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая часть
В том году (2013-2014 уч. год) я взяла новых детей – детей старшей группы. Проанализировав результаты диагностики, проведенной в сентябре 2013 года, необходимо, прежде всего, отметить неоднородность показателей. При выполнении заданий наблюдались большие индивидуальные различия. Некоторые дети пяти, шестилетнего возраста испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность и чистота речи. Нарушены фонематические процессы: дети испытывали трудности при определении звуков в слове, различении на слух сходных по артикуляции звуков, повторении слоговых цепочек.См.приложение (диагностика).
Я поставила перед собой задачу: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей возрастные трудности, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением письмом..
Сроки реализации программы: 2 года.
Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта:
- развивать артикуляционный аппарат;
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;
- развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Способы оценки:
- диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
- наблюдения;
- анализ игровой деятельности дошкольников.
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.
На подготовительном этапе подобрала и систематизировала игры и игровые упражнения, задания, карточки - схемы, шутки-чистоговорки, провела родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, провела консультацию "Значение артикуляционной гимнастики в активизации движений органов артикуляционного аппарата".
Деятельностный этап включает в себя проведение дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми следующие игры и игровые упражнения:
- "Артикуляционная гимнастика" (на шипящие, свистящие, соноры)
- " Гласные звуки (О, А, У и др.) в начале слова, в середине, в конце слова";
- игра "Кто в домике живет?";
- игра "Найди пару";
- игра "Цепочка слов";
- игра " Речевое лото";
- игра "Логопедическое лото";
- игра "Магазин";
- "Шутки-чистоговорки" на все группы звуков;
- "Работа со звуковыми схемами";
- "Пальчиковая гимнастика".
На заключительном этапе предполагаю провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете.
За этот год дети многое узнали, многому научились. Конечно не все получается, так как хотелось бы. Еще впереди много работы. Но я знаю. Что основа заложена. Уже есть хорошие результаты.
Критерии отслеживания результатов:
- дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
- дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
- дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.
- дети научились работать со схемами.
Я буду и дальше продолжать развивать познавательные, творческие способности детей, чтобы в дальнейшем каждый ребенок мог стать интересным, грамотным человеком и личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Формирование звуковой культуры речи у детей в процессе учебной деятельности"
Педагогический совет в форме деловой игры с целью обобщения знаний педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....
Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...
Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"
Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема актуальна тем, что многие дети очень плохо владеютправильной речью. Становление правильной речи являетсязалогом успешностиребенка в дальнейшем его развитии.В дошкольном возрасте наиболее эффектив...
Формирование грамматического строя речи младших дошкольников в процессе сюжетно-дидактической игры
Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование звуковой культуры речи
КАРТОТЕКАдидактических игр и упражнений на формирование звуковой культуры речи...
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование звуковой культуры речи
КАРТОТЕКАдидактических игр и упражнений на формирование звуковой культуры речи...