Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".
проект по развитию речи
Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_v_podg.gr_.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по развитию речи "В мире звуков и букв".
Руководитель проекта:
Посморова Н.В.,
учитель-логопед
Участники проекта:
дети, родители
пгт.Пангоды,2018
Краткая аннотация проекта
Название проекта: Проект по развитию речи «В мире звуков и букв».
Название организации: МДОУ «Детский сад « Мечта» п. Пангоды»
Тип проекта: учебно - игровой
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Состав проектной группы:
Руководитель проекта: учитель - логопед Посморова Н.В.
Участники - дети подготовительной к школе группы, родители
По числу участников проекта: подгрупповой
По характеру контактов: в рамках МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»
Сроки реализации проекта: с 15 сентября 2018 по 15 мая 2019 учебного года
Целевая аудитория: дети, посещающие логопедические занятия по подготовке к обучению элементарных навыков письма и чтения; их родители.
Цель проекта:
Обеспечение качественной подготовки дошкольника к обучению в школе, формирование первоначальных навыков чтения, письма у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова.
2.Обучать воспитанников сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
3.Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
4. Подготовить руку к письму.
5. Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Подготовка к обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так- же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
· Сформированность звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);
· Сформированность фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
· Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
· Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
· Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «В мире звуков и букв» позволяет решить основные задачи обучения- это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.
Содержание проекта
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно воспитатель, учитель – логопед и родители. Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.
Предполагаемый результат проекта:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
2. Четко дифференцировать звуки родного языка;
3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
4. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
5. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, простых предложений.
6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
7. Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Тематический план проекта
№ п/п | Месяц | Тема занятий | Количество часов |
1. | сентябрь | Путешествие в город «Звукоград». | 1 |
2. | сентябрь | Путешествие в страну «Красивой речи». | 1 |
3. | сентябрь | Речевые и неречевые звуки. Слог. Слово. Предложение. | 1 |
4. | сентябрь | Гласные и согласные звуки. | 1 |
5. | сентябрь | Звуки речи. Звук и буква У. | 1 |
6. | сентябрь | Звук и буква А. | 1 |
7. | сентябрь | Дифференциация звуков У – А. | 1 |
8. | сентябрь | Звук и буква И. | 1 |
9. | октябрь | Звуки [ п], [ пь]. Буква П. | 1 |
10. | октябрь | Звуки [ к], [ кь]. Буква К. | 1 |
11. | октябрь | Звуки [ т], [ ть]. Буква Т. | 1 |
12. | октябрь | Дифференциация звуков К – Т. | 1 |
13. | октябрь | Дифференциация звуков П – Т – К. | 1 |
14. | октябрь | Звук и буква О. | 1 |
15. | октябрь | Звуки [ х], [ хь]. Буква Х. | 1 |
16. | октябрь | Дифференциация звуков К – Х. | 1 |
17. | ноябрь | Звук и буква Ы. | 1 |
18. | ноябрь | Дифференциация звуков А, У, И, Ы, О. | 1 |
19. | ноябрь | Звуки [ м], [ мь]. Буква М. | 1 |
20. | ноябрь | Звуки [ н], [ нь]. Буква Н. | 1 |
21. | ноябрь | Дифференциация звуков Н – М. | 1 |
22. | ноябрь | Звук и буква Б. | 1 |
23. | ноябрь | Звуки [ б], [ бь]. Буква Б. | 1 |
24. | ноябрь | Дифференциация звуков П – Б. | 1 |
25. | декабрь | Звук и буква С. | 1 |
26. | декабрь | Звук [сь]. Буква С. | 1 |
27. | декабрь | Дифференциация звуков [ с]-[сь]. Буква С. | 1 |
28. | декабрь | Звук и буква З. | 1 |
29. | декабрь | Звук [зь]. Буква З. | 1 |
30. | декабрь | Дифференциация звуков [з]-[зь]. Буква З. | 1 |
31. | декабрь | Дифференциация звуков [сь]-[зь], [с]-[з]. | 1 |
32. | декабрь | Дифференциация звуков [с]-[з]. | 1 |
33. | декабрь | Закрепление изученных звуков и букв. | 1 |
34. | декабрь | Звуко – буквенный анализ слогов, слов. | 1 |
35. | январь | Звуки [в], [вь]. Буква В. | 1 |
36. | январь | Звуки [д], [дь]. Буква Д. | 1 |
37. | январь | Дифференциация звуков [т]-[д]. | 1 |
38. | январь | Дифференциация звуков [ть]-[дь]. | 1 |
39. | январь | Звук и буква Г. | 1 |
40. | январь | Дифференциация звуков [г]-[гь]. Буква Г. | 1 |
41. | февраль | Дифференциация звуков [г]-[к]. | 1 |
42. | февраль | Повторение изученных звуков и букв. | 1 |
43. | февраль | Звук и буква Э. | 1 |
44. | февраль | Звук и буква Й. | 1 |
45. | февраль | Буква Е. | 1 |
46. | февраль | Буква Я. | 1 |
47. | февраль | Звук и буква Ш. | 1 |
48. | февраль | Дифференциация звуков [ш] - [с]. | 1 |
49. | март | Звук и буква Ж. | 1 |
50. | март | Дифференциация звуков [ж] - [з]. | 1 |
51. | март | Дифференциация звуков [ж] - [ш]. | 1 |
52. | март | Дифференциация звуков [ш]-[ж]- [с]-[з]. | 1 |
53. | март | Звук и буква Л. | 1 |
54. | март | Звук [ль]. Буква Л. | 1 |
55. | март | Дифференциация звуков [л] - [ль]. | 1 |
56. | март | Звук и буква Ц. | 1 |
57. | апрель | Дифференциация звуков [ц] - [с]. | 1 |
58. | апрель | Буква Ю. | 1 |
59. | апрель | Звук и буква Р. | 1 |
60. | апрель | Звук [рь]. Буква Р. | 1 |
61. | апрель | Дифференциация звуков [р] - [рь]. | 1 |
62. | апрель | Дифференциация звуков [р] - [л]. | 1 |
63. | апрель | Звук и буква Ч. | 1 |
64. | апрель | Дифференциация звуков [ч] - [ть]. | 1 |
65. | май | Звуки [ф], [фь]. Буква Ф. | 1 |
66. | май | Дифференциация звуков [ф] - [в]. | 1 |
67. | май | Звук и буква Щ. | 1 |
68. | май | Дифференциация звуков [щ] - [ч]. | 1 |
69. | май | Дифференциация звуков [щ] - [ть]. | 1 |
70. | май | Дифференциация звуков [щ]-[ч]- [сь]-[ть]. | 1 |
71. | май | Мягкие и твердые согласные. | 1 |
72. | май | Глухие и звонкие согласные. | 1 |
Итого: | 72 ч. |
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.
Контрольно-диагностический этап.
Тестовая методика по развитию речи «Готов ли ты к школе»:
- Выявление уровня речевого развития детей;
- Анализ результатов работы по реализации проекта;
- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.
Были созданы условия по реализации проекта.
1. Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» .
2. Беседа с родителями по развитию речи воспитанника;
3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед;
4. Материально – технические ресурсы: ИКТ;
5. Информационные ресурсы: памятки – рекомендации, буклеты для родителей, папки - передвижки, рассказы для детей о словах и буквах, просмотр видео о звуках и буквах, логопедические ИКТ игры «Мерсибо».
Заключение
Проект по подготовке к школе по подготовке к обучению грамоте- очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за чтением слогов, слов, предложений. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Проектная деятельность в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Литература
1. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
2.Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
3. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
10. Рабочие тетради дошкольника. «Я учусь говорить и читать»(I, II, III части), С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Москва, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».
Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе . Тема "Звук и буква "Ч". Делу -время, потехе- час"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи построен на принципе деятельностного подхода к формированию навыка ...
Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того ...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»
Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...
Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»
В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...