Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".
проект по развитию речи

Посморова Наталья Владимировна

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_v_podg.gr_.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по развитию речи  "В мире звуков и букв".

                                       Проект по подготовке дошкольников к обучению грамоте "В мире звуков и букв"

 

 

Руководитель проекта:

    Посморова Н.В.,

учитель-логопед

        

                                                                                             Участники проекта:

дети, родители

                                          

                                                                пгт.Пангоды,2018

Краткая аннотация проекта

Название проекта: Проект по развитию речи «В мире звуков и букв».

Название организации: МДОУ «Детский сад « Мечта» п. Пангоды»

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Состав проектной группы: 

Руководитель проекта: учитель - логопед Посморова Н.В.

Участники - дети подготовительной к школе группы, родители

По числу участников проекта: подгрупповой

По характеру контактов: в рамках МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»

Сроки реализации проекта:  с 15 сентября 2018 по 15 мая 2019 учебного года

Целевая аудитория: дети, посещающие логопедические занятия по подготовке к обучению элементарных навыков письма и чтения; их родители.

Цель проекта:

        Обеспечение качественной подготовки дошкольника к обучению в школе, формирование первоначальных навыков чтения, письма у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова.

2.Обучать воспитанников  сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.

3.Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

4. Подготовить руку к письму.                                                                                        

5. Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.

Актуальность 

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.                                  

Подготовка к обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так- же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов: 

·         Сформированность  звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);

·         Сформированность  фонематических процессов -  умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

·         Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу -  умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

·         Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

·         Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.                                 

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «В мире звуков и букв» позволяет решить основные задачи обучения- это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.

Содержание проекта

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно воспитатель, учитель – логопед и родители. Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта: 

1.  Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

2.  Четко дифференцировать звуки родного языка;

3.  Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

4.  Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

5.  Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, простых предложений.                                                      

6.  Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

7.  Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Тематический план проекта

 

п/п

Месяц

Тема занятий

Количество часов

1.

сентябрь

Путешествие в город «Звукоград».

1

2.

сентябрь

Путешествие в страну «Красивой речи».

1

3.

сентябрь

Речевые и неречевые звуки. Слог. Слово. Предложение.

1

4.

сентябрь

Гласные и согласные звуки.

1

5.

сентябрь

Звуки речи. Звук и буква У.

1

6.

сентябрь

Звук и буква А.

1

7.

сентябрь

Дифференциация  звуков У – А.

1

8.

сентябрь

Звук и буква И.

1

9.

октябрь

Звуки [ п], [ пь]. Буква П.

1

10.

октябрь

Звуки [ к], [ кь]. Буква К.

1

11.

октябрь

Звуки [ т], [ ть]. Буква Т.

1

12.

октябрь

Дифференциация  звуков К – Т.

1

13.

октябрь

Дифференциация  звуков П – Т – К.

1

14.

октябрь

Звук и буква О.

1

15.

октябрь

Звуки [ х], [ хь]. Буква Х.

1

16.

октябрь

Дифференциация  звуков К – Х.

1

17.

ноябрь

Звук и буква Ы.

1

18.

ноябрь

Дифференциация  звуков  А, У, И, Ы, О.

1

19.

ноябрь

Звуки [ м], [ мь]. Буква М.

1

20.

ноябрь

Звуки [ н], [ нь]. Буква Н.

1

21.

ноябрь

Дифференциация  звуков Н – М.

1

22.

ноябрь

Звук  и буква Б.

1

23.

ноябрь

Звуки [ б], [ бь]. Буква Б.

1

24.

ноябрь

Дифференциация  звуков П – Б.

1

25.

декабрь

Звук  и буква С.

1

26.

декабрь

Звук [сь]. Буква С.

1

27.

декабрь

Дифференциация  звуков [ с]-[сь]. Буква С.

1

28.

декабрь

Звук и буква З.

1

29.

декабрь

Звук [зь]. Буква З.

1

30.

декабрь

Дифференциация  звуков [з]-[зь]. Буква З.

1

31.

декабрь

Дифференциация  звуков [сь]-[зь], [с]-[з].

1

32.

декабрь

Дифференциация  звуков [с]-[з].

1

33.

декабрь

Закрепление изученных звуков и букв.

1

34.

декабрь

Звуко – буквенный анализ слогов, слов.

1

35.

январь

Звуки [в], [вь]. Буква В.

1

36.

январь

Звуки [д], [дь]. Буква Д.

1

37.

январь

Дифференциация  звуков [т]-[д].

1

38.

январь

Дифференциация  звуков [ть]-[дь].

1

39.

январь

Звук и буква Г.

1

40.

январь

Дифференциация  звуков [г]-[гь]. Буква Г.

1

41.

февраль

Дифференциация  звуков [г]-[к].

1

42.

февраль

Повторение изученных звуков и букв.

1

43.

февраль

Звук и буква Э.

1

44.

февраль

Звук и буква Й.

1

45.

февраль

Буква Е.

1

46.

февраль

Буква Я.

1

47.

февраль

Звук и буква Ш.

1

48.

февраль

Дифференциация  звуков [ш] - [с].

1

49.

март

Звук и буква Ж.

1

50.

март

Дифференциация  звуков [ж] - [з].

1

51.

март

Дифференциация  звуков [ж] - [ш].

1

52.

март

Дифференциация  звуков [ш]-[ж]- [с]-[з].

1

53.

март

Звук и буква Л.

1

54.

март

Звук [ль]. Буква Л.

1

55.

март

Дифференциация  звуков [л] - [ль].

1

56.

март

Звук и буква Ц.

1

57.

апрель

Дифференциация  звуков [ц] - [с].

1

58.

апрель

Буква Ю.

1

59.

апрель

Звук и буква Р.

1

60.

апрель

Звук [рь]. Буква Р.

1

61.

апрель

Дифференциация  звуков [р] - [рь].

1

62.

апрель

Дифференциация  звуков [р] - [л].

1

63.

апрель

Звук и буква Ч.

1

64.

апрель

Дифференциация  звуков [ч] - [ть].

1

65.

май

Звуки [ф], [фь]. Буква Ф.

1

66.

май

Дифференциация  звуков [ф] - [в].

1

67.

май

Звук и буква Щ.

1

68.

май

Дифференциация  звуков [щ] - [ч].

1

69.

май

Дифференциация  звуков [щ] - [ть].

1

70.

май

Дифференциация  звуков [щ]-[ч]- [сь]-[ть].

1

71.

май

Мягкие и твердые согласные.

1

72.

май

Глухие и звонкие согласные.

1

Итого:

72 ч.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап.

Тестовая методика по развитию речи «Готов ли ты к школе»:

- Выявление уровня речевого развития детей;

- Анализ результатов работы по реализации проекта;

- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

Были созданы условия по реализации проекта.

1. Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» .

2. Беседа с родителями по развитию речи воспитанника;

3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед;

4. Материально – технические ресурсы: ИКТ;

5. Информационные ресурсы: памятки – рекомендации, буклеты для родителей, папки - передвижки, рассказы для детей о словах и буквах, просмотр видео о звуках и буквах, логопедические ИКТ игры «Мерсибо».

Заключение

Проект по подготовке к школе по подготовке к обучению грамоте- очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за чтением слогов, слов, предложений. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для  полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Проектная деятельность в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

 

Литература

1. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

2.Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

3. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Я учусь говорить и читать»(I, II, III части),  С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Москва, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе . Тема "Звук и буква "Ч". Делу -время, потехе- час"

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи построен на принципе деятельностного подхода к формированию навыка ...

Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»

В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...