Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе . Тема "Звук и буква "Ч". Делу -время, потехе- час"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи построен на принципе деятельностного подхода к формированию навыка грамотной речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                               

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: Звук и буква Ч.   Делу – время..

Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  « физическое развитие».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-уточнение и расширение понятия  о единицах времени; экспериментальное знакомство с понятием «минута» ;

 - уточнение артикуляции звука (ч), знакомство  с буквой Ч.

- совершенствование грамматического строя речи;

Коррекционно – развивающие :

- Развитие фонематических представлений ( акустическая характеристика звука, линейный и слоговой анализ слова);

-развитие временных представлений

- развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности,

- развитие мелкой моторики

Корреционно-воспитательные :

-воспитывать  умение  беречь время;

- воспитывать самоконтроль;

- воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Оборудование :  ноутбук, телевизор,  карточки для индивидуальной работы, картинки «очки», «ключ», «лучи», «чашка», игра «бусы», песочные часы, ребусы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент. Ритуал начала занятия:

-Здравствуйте дети!

-Скажите, какое сейчас время суток? (  ответы детей : сейчас утро)

Какое утро? ( дети называют слова-определения  в сочетании с существительными:  утро хмурое, влажное, сырое, солнечное и т.п.))

-А какой день вы ожидаете сегодня? Отвечайте со слов «День будет…»

-Я желаю вам всем доброго дня и хорошего настроения.

2.Погружение  в тему:

-Скажите, а что бывает раньше:  осень или зима? Весна или лето? Май или март?

-Что длиннее:  год или месяц? День или неделя?

3.Согласование сущ и прилаг.

На руке и на стене

 И на башне в вышине,

 Ходят, ходят ровным ходом.

 От восхода до захода.

                                 (Часы)

-Для чего людям  нужны часы? ( Чтобы узнавать время)

 

 - Правильно, сегодня мы поговорим об этом сложном   приборе, который помогает узнавать время.

(На экране появляются настенные часы).

 - Ребята, подумайте, как можно назвать эти часы? Почему? (эти часы называются настенные, потому что они висят на стене).

 - Если часы стоят на столе, то они называются…? (эти часы называются настольные, потому что они стоят на столе)

 - Как можно назвать эти часы? (эти часы называются напольные, потому что они стоят на полу).

 - Как называются эти часы? (эти часы называются карманные, потому что их носят в кармане).

- Ребята, а что это за часы? (это часы уличные, потому что они висят на улице).

 - Как можно назвать эти часы? (эти часы называются наручные, потому что их носят на руке).

 - Посмотрите на экран (на экране появляются часы), как называются  такие часы и где они находятся?

-Это Кремлёвские куранты, самые главные часы нашей страны. Давайте послушаем  бой Кремлёвских курантов и посчитаем время. (звучат Кремлёвские куранты)

 (дети слушают звук курантов и считают)

-Сколько времени пробило?

- Скажите , пожалуйста, чем отличаются все  часы друг от друга? (формой, величиной, разными по длине стрелками, местом расположения)

 а) Почему на часах разные стрелки? (длинная – показывает минуты, короткая - часы)

 б)   Как двигаются стрелки  на часах? (стрелки двигаются  по кругу слева направо)

 в) Какое расстояние проходит длинная минутная стрелка за 1 час?  (она проходит полный круг)

 г) Какое расстояние проходит короткая часовая стрелка за 1 час? (она проходит  целый круг от одной цифры к следующей)

-А кто ремонтирует часы, если они сломаются? – часовщик

  Проговорите чистоговорку :

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

-Какие  похожие слова встретились? ( часовщик, часики)

- Как называются такие слова из одной семейки? (  слова из одной семейки называются родственные)

4. Знакомство с песочными часами.

-А у меня сегодня тоже есть часы, вот такие (показ песочных часов). Эти часы – песочные. Песок, пересыпаясь из верхней части колбы в нижнюю через небольшое отверстие, отсчитывает ровно 1 минуту. Это  время, за которое можно сделать несколько дел. Проверим?! 

 Игра «Помолчим». Пока пересыпается песок, мы просто посидим и помолчим.

Игра «Кто быстрее?» ( практическое знакомство с одной минутой)

(У каждого  лежат бусы и шнурки.)

 - По моей команде, вам надо нанизать на шнурок как можно больше бус за одну минуту. Игра закончится, как только песок пересыплется вниз.

(  Дети нанизывают бусы на шнурки, далее - подсчет бус)  

-Молодцы!  Вот видите, как  по- разному можно сделать одну и ту же работу за одну минуту- у кого пальчики проворнее , у того и бус больше.

-Какая минута вам показалась длиннее- первая или вторая?

- А как вы думаете, минута – это много или мало? (много и мало) 

-Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересное занятие, то  время проходит быстро. Вот потому и говорится : скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Настало  время и отдохнуть. Присаживайтесь поудобнее.

 5.Упражнение «Волшебный сон»

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И рас-сла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем. ( бодро)

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

6.Выделение 1 звука в слове.

-Назовите первый звук в слове» час». – (ч)

-Давайте дадим ему характеристику. ( Звук Ч- согласный, глухой, мягкий)

 -Какой звукарик к нам прибежит? (В каком наряде?)

- В зеленом.

7. Речевая зарядка

Ча- ча-ча, в комнате горит свеча.

Чо- чо –чо, солнце греет горячо.

Чу- чу –чу, молоточком я стучу.

Чи- чи чи, к нам летят грачи

8. Фонетическая зарядка

-Отгадайте загадки, в отгадках определите место звука Ч и покажите на модели слова.

Сам верхом, а ноги за ушами? ( ОЧКИ )  

Хвост во дворе, нос в конуре,

  • Кто его повернет – тот и в дом войдет. (КЛЮЧ)  

  • У солнышка их много-много.

Согреют поле, луг, дорогу. (ЛУЧИ) 

  • Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. (ЧАШКА)

9. Слоговой анализ

Загадка.( далее – слоговой состав)

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо.

 Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. ( картинка черепахи)

- Сколько слогов слове черепаха? ( 4 слога) 

-В каком слоге звук Ч? – ( В первом слоге) 

10. Работа по карточкам

 -Помогите черепахе и ее друзьям отправиться в путешествие на веселом поезде Проведите линию от пассажира к его вагончику. А вагончики не простые, в них столько окошек, сколько слогов  в  словах..( карточки и зеленый карандаш) ( Время на песочных часах.)

(Далее проверка.)

Знакомство с буквой Ч

-На что похожа буква?

        «С математикой она в мире, и похожа на четыре»

 11.Буквонить

-Постройте с помощью волшебных ниточек букву. Ч

Буква у нас оказалась непослушная, не желает оставаться в словах, поэтому часто убегает. Так и в этот раз случилось.

12. Зашифрованные слова(  на карточках)

4 ашка,     4 ай 

-Посмотрите, что здесь написано?

- А что можно сделать с этими словами?  ( придумать предложение)

    Ребята, посчитайте, сколько слов в этом предложении: « Мама налила чай в чашку».

Итог занятия. Рефлексия

- Мы с вами  сегодня выполнили большую работу. Скажите, время тянулось медленно или быстро?

- Если вам  было интересно, то возьмите зеленый листочек, а если если нет- то желтый.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность (подготовительная группа).

Самое красивое в нашем мире – человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир, научимся жить по-человечески. Именно поэтому я выбрала ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа "Добрые дела" (беседа)

Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам доброго, вежливого поведения.Воспитатель: случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступ...

«Край, в котором я живу» Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, художественное творчество.Задачи:Образовательная область «познание»:Закрепить знания о культурно-исторических ценностях Кемеровской области....

Конспект непосредственной образовательной деятельности подготовительной группы «Зимующие птицы»

При помощи данного занятия сформировать представление о зимующих птицах, как дети могут ухаживать за птицами, помогать им пережить зиму....