Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к обучению, если с ними не проводилась специальная работа в детском саду. Дети этой категории составляют 4% школьников, стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательной школы. Количество детей, страдающих нарушением звукопроизношения, непрерывно растёт, и тому есть целый ряд причин. С.Н.Шаховская выделяет следующие причины у детей дошкольного возраста:
- несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;
- позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;
- общее моторное недоразвитие, особенно недоразвитие речевой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_zvuka_k_bukve.docx | 95.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по обучению грамоте
в подготовительной группе «От звука к букве»
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад №10 «Звездочка»
Якене Ирина Николаевна
2022-2023
СОДЕРЖАНИЕ
- раздел. Целевой.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи реализации проекта.
- Принципы формирования проекта.
- Основные методы, условия, направления к формированию проекта.
- Возрастная адресность.
- Возрастные особенности познавательно-речевого развития детей 6-7 лет.
- Планируемые результаты.
- раздел. Содержательный.
- Направления работы по реализации проекта.
- Структура занятия по знакомству с буквой.
- Учебно-тематический план по дополнительному образованию с детьми 6-7 лет.
- Перспективное и тематическое планирование работы.
5. Основные направления взаимодействия с родителями.
- раздел. Организационный.
- Организация познавательно-речевой среды.
- Программно-методическое обеспечение.
- Наглядные материалы.
- Список использованной литературы.
I . Целевойраздел проекта
- Пояснительная записка
Актуальность
В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к обучению, если с ними не проводилась специальная работа в детском саду. Дети этой категории составляют 4% школьников, стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательной школы. Количество детей, страдающих нарушением звукопроизношения, непрерывно растёт, и тому есть целый ряд причин. С.Н.Шаховская выделяет следующие причины у детей дошкольного возраста:
- несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;
- позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;
- общее моторное недоразвитие, особенно недоразвитие речевой моторики.
Неблагоприятные психологические и социальные условия: недостаточный культурный уровень семьи, экономически неустроенная жизнь, отсутствие педагогически целесообразного воздействия на ребёнка , психотравмирующие ситуации в наиболее чувствительный период замедляют психическое развитие и отягощают проблемы, связанные с развитием звуковой культуры речи.
Необходима система коррекционно-профилактической и логопедической работы с детьми дошкольного возрасти с нарушениями речи с целью как можно лучшей подготовки их к обучению чтению и письму.
Эта подготовка должна опираться на знание общих закономерностей развития детской психики и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка с речевой патологией.
Суть моей реабилитационной программы для воспитанника заключается в возможности перехода к звуковому анализу и синтезу (слиянию звуков в слоги и слова) только после достижения им определённого (стартового) уровня фонематического восприятия (способности различать звуки и определять порядок звуков в устной речи) и сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков.
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Обучение грамоте является важной составляющейпознания азов чтения и письма.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Программа проекта «Звуки и буквы» по познавательно-речевой деятельности помогает дошкольникам избежать трудности при поступлении в школу. Кроме того, проект способствует выявлению интеллектуальных способностей воспитанников.
Продолжительность проекта
долгосрочный, сентябрь-май 2022-2023 учебного года
Участники проекта:
учитель-логопед, дети с нарушениями речи подготовительной к школе группы, родители.
Возраст детей 6-7лет
Тип проекта
практико-ориентированный
Цель проекта:
Подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте и формирование навыка чтения.
Задачи рабочей программы проекта:
Образовательные:
Формирование у детей фонематических процессов, ориентировки в звуковой системе языка.
Формирование умений звукового и слогового анализа и синтеза, сопоставления звуков.
Формирование понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки.
Обучение чтению по слогам.
Воспитательные:
Развитие самооценки ребёнка. Воспитание творчески активной и самостоятельной личности.
Воспитание интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
Развивающие:
Развитие способности к обучению стремления ребенка к получению знаний и умений, познавательной активности.
Развитие звуковой культуры речи.
Развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, установления логических связей, планирующей функции мышления.
Формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Формирование успешности в освоении программного материала, широкого кругозора, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей).
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала).
- Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий).
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности каждого ребёнка).
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения).
- Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: развитием речи, математикой, окружающим миром).
- Научности.
Методами реализации программы являются:
- Словесный (заучивание стихотворений о букве, рассказ, беседа).
- Наглядный (наблюдение, рассматривание).
- Практический (словесные идидактические игры).
Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Т.А.Ткаченко, материал для чтения Т.А.Ткаченко «Логопедический букварь дошкольника».
Дидактическое условие – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу и синтезу.
Материально-техническое условие – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
Условие успешной реализации программныхзадач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
Основные направления программы проекта
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи.
- Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
- Формирование буквенного гнозиса.
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков.
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков.
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
- Развитие умственных способностей.
Возрастные особенности познавательно-речевого развития детей 6 летнего возраста
Дети шести летнего возраста начали выделять речь, как особую форму деятельности. По развитию способности слышать в слове звуки, по способу звукового анализа и синтеза находятся на начальном уровне. Дети могут определять первый ударный гласный звук, сложнее определяют последний гласный, согласный звук. Большинство детей называют первый слог вместо первого согласного звука. Уровень речевого развития детей таков, что под руководством взрослого они готовы к усвоению тонких форм звукового анализа – последовательному вычленению звуков в слове, к осознанию зависимости звучания от позиции звука в слове.
Планируемые результаты
- концу проекта дети могут:
- Различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
- Выделять слова в предложении, определять их место.
- Составлять предложение с заданным словом.
- Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
- Составлять слова из готовых слогов.
- Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
- Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
- Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков и более.
- Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
- Читать простые по звукобуквенному составу слова.
II раздел. Содержательный.
Проект долгосрочный, срок реализации – 1 год.
Занятия по программе проекта организуются один раз в неделю в течение учебного года. 36 занятий за учебный год. Длительность занятия до 20 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников одной подгруппы – 6детей.
Этапы процесса овладения детьми чтением:
I. Звуко - слоговой и звукобуквенный анализ слова.
- Ознакомление с буквами как звуковыми эквивалентами.
III. Овладение техникой слогового слияния букв.
IV. Овладение техникой чтения целого слова.
V. Чтение сочетаний слов.
VI. Овладение техникой интонирования.
VII. Чтение предложения с учетом интонации.
VIII. Чтение связного текста.
Структура занятия изучения буквы
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.
Основное направление:
От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухо произносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа
буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
1.Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
2.Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в
черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.
6.Предлагается стихотворное описание графического образабуквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
7.Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
из каких элементов состоит буква;
из скольких элементов состоит буква;
как расположены эти элементы в пространстве.
8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
Обведение буквы по трафарету;
Обведение буквы по контуру;
Запись буквы в воздухе;
Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактическиеигры.
10.Самостоятельное написание печатной буквы.
Формы подведения итогов.
Итоговое занятие для родителей - квест-игра.
Учебно-тематический план проекта
№ | Тема | всего | ||
п/п | занятий | |||
1 | Звуки и буквы Слова. Звуки. | 1 | ||
2 | Звук | а БукваА а | 1 | |
3 | Звук | у БукваУ у | 1 | |
4 | Звук | о . БукваО о | 1 | |
5 | Звуки [м] [м`] буква М м | 1 | ||
6 | Звуки [с] [с`] букваС с | 1 | ||
7 | Звуки [х] [х`] буква Х х | 1 | ||
8 | Звуки [р] [р`] буква Р р | 1 | ||
9 | Звуки [ш] буква Ш ш | 1 | ||
10 | Звук [ы] Буква Ы | 1 | ||
11 | Звуки [л] [л`] Буква Л | 1 | ||
12 | Звуки [н] [н`] Буква Н | 1 | ||
13 | Звуки [к] [к`] БукваК | 1 | ||
14 | Звуки [т] [т`] БукваТ | 1 | ||
15 | Звук [и] БукваИ | 1 | ||
16 | Звуки [п] [п`] Буква П | 1 | ||
17 | Звуки [з] [з`] Буква З | 1 | ||
18 | Звук [й`] Буква Й | 1 | ||
19 | Звуки [г] [г`] Буква Г | 1 |
20 | Звуки[в] [в`] | и букваВ | 1 | ||||||||
21 | Звуки [д] [д`] и букваД | 1 | |||||||||
22 | Звуки [б] [б`] | и букваБ | 1 | ||||||||
23 | Звук[ж] и букваЖ | 1 | |||||||||
24 | Йотированные гласныеЕ | 1 | |||||||||
25 | Мягкий знак Ь | 1 | |||||||||
26 | Йотированные гласные Я | 1 | |||||||||
27 | Йотированные гласные Ю | 1 | |||||||||
28 | Йотированные гласныеЁ | 1 | |||||||||
29 | Звук [ч`] Буква Ч | 1 | |||||||||
30 | Звук [э] БукваЭ э | 1 | |||||||||
31 | Звуки [ц] Буква Ц ц | 1 | |||||||||
32 | Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | 1 | |||||||||
33 | Звуки [щ`] Буква Щ щ | 1 | |||||||||
34 | Твердый знак Ъ | 1 | |||||||||
35 | Чтение текстов, задания по карточкам | 1 | |||||||||
36 | Итоговое Квест-игра | 1 | |||||||||
Итого | 36 | ||||||||||
Перспективное и тематическое планирование работы | |||||||||||
№ | Темы | Задачи | |||||||||
занят | |||||||||||
ия | |||||||||||
1. | Звуки и буквы | Закреплять понятие «неречевые и речевые звуки»; дать представление о возникновении речевых звуков, дать понятие какие бывают слова и какую роль в них играют звуки; чем длинные слова отличаются от коротких. | |||||||||
Слова. Звуки. | |||||||||||
2. | Звук и буква А. | Закреплять чѐткое произнесение звука [А], и умение давать ему характеристику; выделение гласного в различных позициях; совершенствовать умение детей в анализе звуковых рядов; учить различению «звук- буква»; знакомить детей с буквой А; | |||||||||
Развивать внимание, фонематический слух; развивать память,оптико- | |||||||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||
по букварю. | |||||||
3. | Звук и буква У. | Закреплять чѐткое произнесение звука [У], и умение давать ему характеристику; выделение гласного в различных позициях; совершенствовать умение детей в анализе звуковых рядов; учить различению «звук- буква»; знакомить детей с буквой У; развивать внимание, память, фонематический слух; развивать оптико- пространственные ориентировки и графо- моторные навыки: учить работе в тетради и по букварю. | |||||
4. | Звук и буква О. | Закреплять чѐткое произнесение звука [о], | |||||
и умение давать ему характеристику; | |||||||
выделение гласного в различных позициях; | |||||||
совершенствовать умение детей в анализе | |||||||
звуковых рядов; учить различению «звук- | |||||||
буква»; знакомить детей с буквой О; | |||||||
развивать | внимание, | память, | |||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||
по букварю. | |||||||
5. | Звуки М, М’. Буква | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||
М. | [М], [М’], | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой М; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | |||||||
6. | Звуки С, С’. Буква С. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||
[С], [С’] | и | умение | давать | им | |||
характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить |
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой С; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в | |||||||
разрезной азбуке и по букварю, чтение | |||||||
слогов, слов. | |||||||
7. | Звуки Х, Х’. Буква | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||
Х. | [Х], [Х’], | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой Х; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в | |||||||
разрезной азбуке и по букварю, чтение | |||||||
слогов, слов. | |||||||
8. | Звуки Р, Р’. Буква Р. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||
[Р], [Р’], | и | умение | давать | им | |||
характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой Р; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | |||||||
9. | Звук Ш. Буква Ш. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ш] | |||||
и умение давать ему характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой Ш; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в | |||||||
разрезной азбуке и | по букварю, | чтение |
слогов, слов. | |||||||||
10. | Звук Ы. Буква Ы. | Закреплять | чѐткое | произнесение звука | |||||
[Ы] | и умение давать ему характеристику; | ||||||||
выделение гласного в различных позициях; | |||||||||
совершенствовать умение детей в анализе | |||||||||
звуковых рядов; учить различению «звук- | |||||||||
буква»; знакомить детей с буквой Ы; | |||||||||
развивать | внимание, | память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||||
моторные навыки; учить работе по | |||||||||
букварю, чтению и составлению слогов и | |||||||||
слов из букв разрезной азбуки. | |||||||||
11. | Звуки Л, Л’. Буква Л. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||||
12.[Л], [Л’], | и | умение | давать | им | |||||
характеристику; | |||||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||||
с буквой Л; развивать внимание, память, | |||||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||||
моторные навыки: учить работе в | |||||||||
разрезной азбуке и по букварю, чтение | |||||||||
слогов, слов. | |||||||||
12. | Звуки Н, Н’. Буква Н. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||||
[Н], | [Н’]и | умение | даватьим | ||||||
характеристику; | |||||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||||
с буквой Н; развивать внимание, память, | |||||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | |||||||||
13 | Звуки К,К’. Буква К. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||||
[К], [К’], | и | умение | давать | им | |||||
характеристику; | |||||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей |
с буквой К; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе разрезной | ||||||
азбуке и по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
14. | Звуки Т, Т’. Буква Т. | Закреплять чѐткое | произнесение звуков | |||
[Т], [Т’], | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Т; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в | ||||||
разрезной азбукеи по букварю, чтение | ||||||
слогов, слов. | ||||||
15. | Звук, буква И. | Закреплять чѐткое произнесение звука [И], | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
выделение гласного в различных позициях; | ||||||
совершенствовать умение детей в анализе | ||||||
звуковых рядов; учить различению «звук- | ||||||
буква»; знакомить детей с буквой И; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки; учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтению и составлению слогов | ||||||
и слов из букв разрезной азбуки. | ||||||
16 | Звуки П, П’. Буква П. | Закреплять чѐткое произнесение звуков | ||||
[П], [П’], | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой П; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные | навыки: | учить | по букварю, |
чтение слогов, слов из букв разрезной | ||||||
азбуки. | ||||||
17. | Звуки З, З’. Буква З. | Закреплять чѐткое произнесение звуков [З], | ||||
[З’], и умение давать им характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой З; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
18. | Звук Й. Буква Й. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Й] | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
Выделение согласного звука в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Й; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
19 | Звуки Г, Г’. Буква Г. | Закреплять чѐткое произнесение звуков [Г], | ||||
[Г’] и умение давать им характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Г; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе по | ||||||
букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
20. | Звуки В, В’. Буква В. | Закреплять | чѐткое | произнесение звуков | ||
[В], [В’] | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить |
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой В; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
21. | Звуки Д - Д’. Буквы | Выделение | согласных звуков | в разных | ||
Д. | позициях; | учить | осуществлять | звуко- | ||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; учить выделять | ||||||
в слове ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе по | ||||||
букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
22. | Звуки Б, Б’. Буква Б. | Закреплять чѐткое произнесение звуков [Б], | ||||
[Б’] и умение давать им характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Б; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
23. | Звук Ж. Буква Ж. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ж] | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ж; учить выделять в слове | ||||||
ударный | гласный | звук, слог, | учить |
определять | количество | слов | в | |||||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||||
развивать | внимание, | память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||||
24. | Буква Е | Учить | различению | «звук-буква»; | ||||
знакомить детей с буквами Е; учить | ||||||||
выделять в слове ударный гласный звук, | ||||||||
слог, учить осуществлять звуко-буквенный | ||||||||
анализ и синтез слогов; учить определять | ||||||||
количество слов в предложении, их | ||||||||
последовательность; развивать внимание, | ||||||||
память, фонематический слух; развивать | ||||||||
оптико-пространственные ориентировки и | ||||||||
графо-моторные навыки: учить работе в | ||||||||
тетради и по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||||
25. | Мягкий знак Ь | Закрепить понятия о гласных и согласных | ||||||
звуках. Буква Ь. | ||||||||
Характеристика звука, звуковой анализ | ||||||||
слова КОНЬ. | ||||||||
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука | ||||||||
не обозначает. Сопоставление буквы и ее | ||||||||
графического | образа. | Зарисовка | ||||||
графического образа. | ||||||||
Чтение слогов, слов, | предложений. | |||||||
26. | Буква Я. | Знакомить | детей | с | буквой | Я. | Учить | |
осуществлять звуко-буквенный | анализ и | |||||||
синтез слогов; учить различению «звук- | ||||||||
буква»; | формировать | навыки | ||||||
преобразования слогов, слов с помощью | ||||||||
замены, удаления или добавление буквы; | ||||||||
развивать | внимание, | память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||||
27. | Буква Ю. | Знакомить | детей | с | буквой | Ю. | Учить | |
осуществлять звуко-буквенный | анализ и | |||||||
синтез слогов; учить различению «звук- | ||||||||
буква»; | формировать | навыки | ||||||
преобразования слогов, слов с помощью | ||||||||
замены, удаления или добавление буквы; | ||||||||
развивать | внимание, | память, |
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
28 | Буквы Ё. | Учить | различению | «звук-буква»; | ||
знакомить детей с буквамиЁ; учить | ||||||
выделять в слове ударный гласный звук, | ||||||
слог, учить осуществлять звуко-буквенный | ||||||
анализ и синтез слогов; учить определять | ||||||
количество слов в предложении, их | ||||||
последовательность; развивать внимание, | ||||||
память, фонематический слух; развивать | ||||||
оптико-пространственные ориентировки и | ||||||
графо-моторные навыки: учить работе в | ||||||
тетради и по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
29. | Звук Ч. Буква Ч. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ч] | ||||
и умение давать емухарактеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ч; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
30. | Звук Э. Буква Э. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Э], | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
выделение гласного в различных позициях; | ||||||
совершенствовать умение детей в анализе | ||||||
звуковых рядов; учить различению «звук- | ||||||
буква»; знакомить детей с буквой И; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки; учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтению и составлению слогов | ||||||
и слов из букв разрезной азбуки. | ||||||
31. | Звук Ц. Буква Ц. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ц] | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
Выделение | согласных | звуков | в разных |
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ц; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
32. | Звуки Ф, Ф. Буква Ф’. | Закреплять | чѐткое | произнесение звуков | ||
[Ф], [Ф’] | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | ||||||
выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ф; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
33. | Звук Ч. Буква Ч. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ч] | ||||
и умение давать емухарактеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ч; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
34. | Звук Щ. Буква Щ. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Щ] | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей |
с буквой Щ; развивать внимание, память, | ||
фонематический слух; развивать оптико- | ||
пространственные ориентировки и графо- | ||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||
34. | Твѐрдый знак | Закрепить понятия о гласных и согласных |
звуках. Буква Ъ. | ||
Характеристика звука, звуковой анализ | ||
слова КНИГА. | ||
Познакомить с буквой Ъ, тем, что она | ||
звука не обозначает. Сопоставление буквы | ||
и ее графического образа. Зарисовка | ||
графического образа. | ||
Чтение слогов, слов, предложений. | ||
35. | Чтение текстов, | Характеристика звуков и букв, умение |
задания по карточкам | узнавать буквы и дописывать их. Чтение | |
слогов и слов, предложений. | ||
36. | Итоговое | Систематизировать полученные знания |
Взаимодействие с родителями Цель: развитие познавательного интереса формирование
представлений по обучению детей грамоте.
Содержание работы с родителями через разнообразные формы.
Направления | Цель проведения | Формы работы |
деятельности | ||
Информационно - аналитические Познавательные | Выявление потребностей, запросов родителей. Познакомить родителей с приемами, методами обучения детей грамоте. | Проведение анкетирования и опросов |
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские | Повышать уровень родительской компетенции | Оформление родительского уголка «Советы родителям будущих первоклассников» «Игры со звуками». «Звуки и буквы» Индивидуальные и коллективные консультации «Рекомендуемые слова для звукового анализа в детском саду». «Деление слов на слоги». «Ударение ». «Чтение слов и предложений». «Звуковая азбука». «Звуковые схемы» Индивидуальные открытые занятия по плану проекта «Звуковые схемы» «Деление на слоги» и др. |
- раздел. Организационный.
- детском саду есть кабинет логопеда для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по познавательно-речевому развитию.
- кабинете имеется магнитная доска, столы, стулья, различные дидактические игры и наглядный материал, интерактивный комплекс «Логопедический замок».
Дидактическое обеспечение проекта
Логопедический замок ( интерактивные игры по обучению грамоте)
Настенное пособие «Алфавит».
Кассы букв.
Фишки – символы звуков.
Палочки и шнурки для выкладывания букв.
Кубики с буквами.
«Звуковые домики»
«Звуковые часы»
Схемы слова
Схемы предложения
Фишки, полоски
Магнитная азбука
Книги для чтения.
Картинки с текстами для чтения.
«Поезд»
Анаграммы
Печатные слоги, слова, предложения
Дидактические печатные игры:
«Подбери слово к схеме»
«Рыболов»
«Подбери звуковую схему к картинке»
«Тренажёр» (игры со звуками).
«Найди продолжение слов»
«Веселая азбука»
«Ромашка»
«Цепочка слов»
«Узнай букву»
«Кто в домике живет»
Алфавит-лото: «Предметы», «Цирк»
«Угадай слово»
«Учимся читать»
«Играем, читаем»
В работе используются программы и методические разработки:
Комплексная программа | «Развитие» Венгер |
Перечень парциальных программ и технологий | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка кшколе детей с общим недоразвитием речи в условиях Специального детского сада.- М.:Альфа,1993, 102с. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего типа М:Школьная Пресса,2002, 32с. |
Перечень пособий |
|
Список использованной литературы
- Чистякова О.В. Обучение грамоте. Литера, С-П., 2015г.
- Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. Москва 1999г.
- Поляков С. Чем обучение чтению дошкольников отличается от обучения школьников Авторская статья., сайт «Семь ступеней к книжке»
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
- Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Творческий центр. Москва, 2008г.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр. Москва, 2009г.
- Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Гном и Д. Москва, 2009г Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.,
2001.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
- Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя
- В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»
Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...
Занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучения грамоте (подготовительная группа) Тема: Звуки Д – Дь, буква Д.
Коррекционно - обучающие цели: учить детей давать сравнительную акустико – артикуляционную характеристику звуков Д-Дь; дифференцировать звуки Д ...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)
Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая сис...
Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: «Звук [а], буква А»
Конспект занятия по обучению грамотеПодготовительная группаТема: «Звук [а], буква А»...
Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»
В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...