Проект «Развитие речи детей в процессе приобщения к серии книжек-картинок Георга Юхансона» в средней группе
проект по развитию речи (средняя группа)
Обучение родному языку является приоритетным в детском саду и осуществляется комплексно, в разных видах деятельности, на специальных занятиях по развитию речи и вне их, в повседневной и игровой деятельности.
Речь ребенка развивается в результате обобщения языковых явлений, его собственной речевой активности и восприятия речи взрослого. Путь, который ведет к формированию у детей способности строить связное предложение и развернутое высказывание, это путь от диалога между взрослым и ребенком, к развернутой монологической речи самого ребенка. Перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Мы планируем реализовать эту задачу с помощью серии книжек-картинок Георга Юхансона «Мулле Мек – умелый человек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 2.62 МБ |
kompleksnoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_po_knizhke.docx | 901.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплексное занятие по развитию речи по книжке-картинке «Как Мулле Мек и Буффа стали друзьями» № 1.
Задачи:
- учить детей целенаправленному рассматриванию картинок книги;
- совершенствовать связную речь;
- соотносить названия животных и их детенышей;
- правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении.
Ребята беремся за руки и вместе говорим:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(посмотреть друг на друга с улыбкой).
А сейчас берем стульчики и садимся возле меня.
Ребята, мы с вами знакомы уже с Мулле Меком и Буффой. А как они стали друзьями? Хотите узнать?
Тогда давайте рассмотрим книжку –картинку «Как Мулле Мек и Буффа стали друзьями».
(Пока мы пропускаем, как Мулле построил мотоцикл, это переносим для дополнительного занятия)
Начинаем чтение с 8 страницы, Как Мулле Мек в одиночестве поехал кататься на новеньком мотоцикле и увидел коробку.
И читаем по 24 страницу.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась история знакомства Мулле Мека и Буффы. Я тоже очень рада, что каждый из них нашел себе друга.
А сейчас я хочу вам предложить хорошо рассмотреть эту картинку (показываем детям ту страницу, где Мулле Мек нашел коробку)
Ребята скажите, что вы видите на картинке? Я вижу человека, который наклонился над коробкой.
Давайте поиграем в игру, «Кто больше предметов увидит на картинке» (Вводим фанты, за новое слово даем фант. У кого больше фантов за игру, получает наклейку)
Физкультминутка
А сейчас мы с вами еще поиграем в игру.
Все дети и даже взрослые, мечтают о маленькой собачке. Давайте и мы тоже поиграем в хозяина и щенка. Пусть каждый из вас подумает, кем он хочет быть, хозяином или щенком. Какие команды дают щенкам: стой, беги, ляг, служи, прыгай, лай, сиди, виляй хвостом, танцуй.
Итак, хозяева дают команды, а щенки выполняют.
Поиграли, теперь садимся за столы.
У вас на столах лежат листочки с нарисованными простым карандашом рисунки щенков. И мы будем их раскрашивать
И я предлагаю вспомнить как описывал писатель шерстку щенка?
Он сказал: шерстка золотистая как мед, а какая шерстка будет у вашего щенка? Вы придумайте сами с чем можно сравнить шерстку вашего щенка и раскрасьте, а потом в конце работы будем рассказывать друг другу.
Рефлексия: дети несут рисунки и рассказывают о своем щеночке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комплексное занятие по развитию речи по книжке-картинке «Мулле Мек в мастерской» № 2
Задачи:
- учить детей целенаправленному рассматриванию картинок книги;
- совершенствовать связную речь;
- формирование обобщающих понятий;
- расширение словаря, путем узнавания предметов на картинке;
- активизация глагольного словаря.
Ребята беремся за руки и вместе говорим:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(посмотреть друг на друга с улыбкой).
А сейчас берем стульчики и садимся возле меня. У меня в руках книга, о наших друзьях Мулле Меке и Буффе. Мы с вами ее уже почти прочитали, и сейчас я хотела бы обратить ваше внимание на эту картинку (стр30)
Посмотрите на картинку, как вы думаете, это начало книги, или окончание? (окончание)
А почему вы так решили? (потому что Мулле Мек и Буффа уже убрались в мастерской).
А скажите, пожалуйста, как одним словом можно назвать, все то, что висит на стене в мастерской? (инструменты)
А теперь я предлагаю вам поиграть в Фанты. Кто больше назовет знакомых инструментов, тот наберет больше фантов, а в конце получит наклейку.
Хорошо, молодцы, инструменты назвали, а что еще есть на картинке, что мы не назвали?
А еще? А что делает Мулле Мек, А Буффа?
Физкультминутка
Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).
Скажите, а что такое гвоздики и шурупы? Чем они отличаются?
Сейчас мы поиграем в игру «Гвоздики и шурупчики». Цель: активизация глагольного словаря.
Подойдите ко мне 4 человека. Эта пара - это гвоздь и молоточек вторая пара- это шурупчик и отвертка. Выберите, кто кем будет.
А теперь молоточек ответь мне, что делают с гвоздями? (забивают)
А ответь, пожалуйста, гвоздик, что гвоздь делает? (забивается)
А хочу спросить у отвертки, что делают с шурупом? (вкручивают)
А шурупчик мне ответь, что делает шурупчик? (вкручивается)
(Драматизация) А теперь давайте покажем, как это делается.
молоток бьет, гвоздь присаживается, забивается.
А отвертка вкручивает, а шуруп крутиться и как бы вкручивается.)
Ой, а мы не там гвоздь вбили, что делать? А, мне нужно гвоздь выдернуть, какой инструмент мне поможет? (Молоточек, у которого боек с раздвоенным зубцом) а еще? (клещи), а еще? (Лом-гвоздодер) (показать картинки инструментов)
А шуруп можно выдернуть? (конечно, нет, его можно только выкрутить)
А теперь я предлагаю вам сесть за свои столы
И мы сейчас с помощью пластилина сделаем молоток и гвоздик.
Рефлексия: Ребята, показывают свои молотки, выбирают самый лучший.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Комплексное занятие по развитию речи по книжке-картинке «Мулле Мек собирает автомобиль» № 3
Задачи:
- учить детей целенаправленному рассматриванию картинок книги;
- составлять описательный рассказ по картине, с помощью воспитателя и без него.
- совершенствовать связную речь;
- активизация глагольного словаря;
- ассоциативный метод формирования однокоренных слов.
Ребята беремся за руки и вместе говорим:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(посмотреть друг на друга с улыбкой).
А сейчас берем стульчики и садимся возле меня. У меня в руках книга, о наших друзьях Мулле Меке и Буффе. И называется она «Мулле Мек строит дом». (На занятии рассматриваем 3 страницу)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. Сегодня мы с вами составим описательный рассказ по этой картинке. Рассматривать и рассказывать мы начнем снизу картинки и постепенно поднимемся вверх. Кто нарисован внизу на картинке? (Мулле Мек) А что он делает? (рыбу ловит) А Буффа?Что про нее можно сказать?
А скажите, они вдвоем находятся на пруду? (нет) а кто еще? (Лягушонок.) А что он делает? (сидит, наблюдает, смотрит, греется на солнышке)
А посмотрите, где находится пруд, где Мулле Мек ловит рыбу? (рядом с домом, около дома, недалеко от дома).
Как вы думаете, Мулле Мек живет во всех этих домах, или это не для жилья дома? Давайте внимательно рассмотрим. Вот посмотрите на первый дом, там огромные двери, разве в доме бывают такие двери? А на крыше вентилятор. Я думаю, что это мастерская Мулле Мека, вы согласны со мной?
А второй дом? Скажите мне, что вы видите? Что там есть, похож он на дом Мулле Мека? Дети называют дверь, окно, крыльцо, труба. Значит это жилой дом.
А что возле дома стоит? (Дерево) а что на дереве? (скворечник)
А за деревом, что такое лежит? (куча) а что в этой куче? Да там же лежат старые запчасти для машин. И последний дом, скажите там живет кто-то?
Конечно –это сарай, для различных нужных по хозяйству вещей.
Мы с вами дорогие мои рассмотрели всю картину, а кто-нибудь может сказать, какое время года изображено здесь? (осень, ранняя осень) А почему вы так решили?(желтая трава, камыш, деревья).
Какие вы молодцы!
А кто-нибудь может сказать какое настроение у Мулле Мека?(ему скучно) А почему вы так решили?
Правильно ребята, Мулле Мек поскучал, поскучал и придумал занятие. И об этом рассказано в этой книжке. Мулле Мек построил автомобиль, и они с Буффой отправились в путешествие.
Физминутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
(Прыгают с ножки, на ножку, вытянув руки перед собой и растопырив пальцы)
Утром рано умывались, полотенцем растирались, (Имитируем умывание и вытирание полотенцем)
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!
А теперь становимся полукругом и поиграем в игру.
Дидактическая игра «Кто как передвигается?»
Цель: активизация глагольного словаря.
Воспитатель кидает мяч и называет животное или насекомое., а ребенок ловит мяч и называет действие (Лягушка- прыгает).
(Лягушка, рыбка, собачка, птичка, белка, медведь, и т. д.)
Дидактическая игра. «Придумай новое слово»
Цель: ассоциативный метод формирования однокоренных слов. Предлагаем детям подбирать однокоренные слова, на примере картины на странице из книжки, которую мы рассматриваем (рыба- рыбак- рыболов) (вода, дом, гриб, лягушка).
А теперь я вас приглашаю на рыбалку. Воспитатель ставит на стол, большой короб, наполненный камушками, рыбками и водой (имитация речки). Дети по два человека ловят удочкой рыбку.
Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего вам понравилось?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Комплексное онлайн занятие по развитию речи, с использованием книжки-картинки «Мулле Мек строит дом». № 4
Задачи:
- учить детей целенаправленному рассматриванию картинок книги;
- составлять повествовательный рассказ;
- совершенствовать связную речь;
- учить детей правильно подбирать слова – антонимы;
- учить отвечать на вопросы, рассуждать;
- обогащать словарный запас детей.
Ребята беремся за руки и вместе говорим:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(посмотреть друг на друга с улыбкой)
Ребята, сегодня мы с вами составим повествовательный рассказ, рассказ по трем картинкам. Одна, из книжки-картинки «Мулле Мек собирает автомобиль» -стр. 3, и две, из книжки-картинки «Мулли -Мек строит дом» - стр. 6 и стр.35.
Давайте сначала вспомним, как правильно вести рассказ (начало, середина и конец) (Желательно показать на фланелеграфе схему повествовательного рассказа )
Как вы думаете какая из страниц начало нашего рассказа, какая середина и какая, конец? (С помощью ответов детей раскладываем картинки по порядку.)
Как вы думаете, о чем рассказывается на всех этих картинках? (Подводим детей к ответу-дом Мулле Мека)
Правильно, наш рассказ пойдет о доме.
Что мы видим на первой картинке? Что можно рассказать о доме? Где он стоит? (ответы детей) Какой он? (ответы детей) Что рядом с деревом? (Ответы детей)
Дальше смотрим на вторую картинку. Дерево, оно раньше стояло возле дома, а что сейчас с ним? (ответы детей) А почему оно упало?(ответы детей) И что оно сделало с домом? (ответы детей). Что осталось от дома? (ответы детей) А посмотрите на Мулле Мека и Буффу, что они делают, что они чувствуют? Они растроены?(ответы детей) Как вы думаете, что теперь бдет делать Мулле Мек?(ответы ддетей)
А если посмотреть на третью картинку. Что здесь нарисовано? (ответы детей)
Конечно Мулле Мек умелый человеки легко построил дом. И дом стал лучше прежнего.
А какой он будет, и как надо строить дом, мы узнаем попозже, когда прочитаем эту книжку.
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем.
Физминутка-разминка (двигательно – речевые)
Мы строители с тобой (ходьба на месте)
Мы построим дом большой (руки глом над головой)
Кирпичи положим в ряд: (сложить руки перед грудью и менять
местами, как бдто кладем кирпичи)
Стены ровные стоят (раскрыть руки вертикально)
Будут окна, будет дверь (окошки из пальцед двх рук
Ладони сложить как дверь )
Не ворвется страшный зверь! (погрозить пальцем
Д/и «Подбери Антоним» Давайте подскажем Мулле Меку, какой должен быть дом.
Как вы думаете? Вы гуляете на улице и вдруг пошел дрождь, и сразу вокруг все стало, как? (Мокро)Правильно А если вы зашли в дом, в доме как? (Сухо) Правильно
А сейчас на улице замела метель, лужи сковало льдом, Как стало на улице? (Холодно)А в доме как должно быть? (Тепло)
А сейчас представьте, на улице палит солнышко и нам стало очень? (Жарко)
А в доме как нам будет? (жарко- а наоборот? – прохладно) Правильно.
Значит в доме должно быть как? (безопасно,сухо,тепло и уютно.)
А сейчас иы с вами отправляемся в нашу мастерскую и тоже построим дом.
У детей на столе стоят тарелочки с геометрическими фигурами. Воспитатель показывает пример на фланелеграфе Дети выкладывают из геометрических фигур дом, под чтение стихотворения.
Мы строителями станем
И построим новый дом.
Первым делом подойдите,
Ознакомьтесь с чертежом.
А теперь возводим стены
Выше роста своего.
Кран подъёмный вызываем,
Пусть поставит нам окно.
Под конец положим крышу…
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра.
Рефлексия
Как вы думаете, что для человека дом, как можно сказать одним словом?(это защита)
Ребята, давайте посмотрим, чей же домик самый красивый получился?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Взаимодействие с родителями на основе проекта «Развитие речи детей в процессе приобщения к серии книжек-картинок Георга Юхансона»
Рекомендовано родителям для занятий с ребенком:
Рекомендовано показать детям познавательные мультфильмы по теме
изучения книжек-картинок:
Просмотр песни-мультфильма Кукутики мотоцикл
Просмотр песни Кукутики Инструменты
Просмотр песни-мультфильма Кукутики собираем машину
Памятка для родителей по развитию речи
(что должны знать дети 5 лет)
Словарь
1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика
1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);
2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4) составлять предложения разных типов.
Фонетика
1) Правильно произносить звуки родного языка;
2) находить слова, сходные и различные по звучанию;
3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь
1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Список книжек-картинок, рекомендованный родителям, для чтений и рассматриваний вместе с детьми:
- Елена Максимова Глина. Путешествие в комнатных тапочках
- Бентли Питер Новые факты о пользе родителей
Серия книг Илья Бутмана
- Даша и Саша занимаются спортом
- Даша и Саша переходят дорогу
- Даша, Саша и копилка
- Даша и Саша изучают этикет
Серия книг «Кем быть» Ирины Карповой
- Портной
- Шофер
- Спасатель
- Художник
- Доктор
- Пекарь.
ПРИЛОЖЕНИЕ6
Квест-игра на первой неделе.
Перед выходом на прогулку находим письмо.
Воспитатель смотрит: «Ой, ребята, да это письмо от Незнайки. Это письмо адресовано вам. Давайте я вам прочитаю.
Ребята, кот Базилио и лиса Алиса спрятали мою любимую игрушку. И не отдают, сказали, вот тебе загадки, отгадаешь, найдешь. А я не могу справиться. Помогите мне, пожалуйста. Поможем?»
Воспитатель: вот первая загадка
Дети любят там играть.
Очень любят там беситься
И с друзьями веселиться.
Там раскиданы игрушки:
Машинки, куклы, чашки, кружки.
Не бывает там порядка
Это детская …..(площадка)
Правильно, идем на детскую площадку искать дальше. Дети вместе с воспитателем подходят к детской площадке, на входе находят записку.
Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки (стол)
Дети бегут к столу и находят следующую записку. Мы нашли с вами записку, но здесь говориться:
Сначала выполни задание, потом читай следующую загадку.
Задание: «Подбери признаки» Цель: активизация глагольного словаря.
Воспитатель спрашивает, что умеет делать (например, петух) Воспитатель спрашивает каждого ребенка и называет любое животное или птицу.
Молодцы! Читаем загадку:
Мы повара отменные
Мы просто мастера
Но необыкновенная
У нас всегда еда
Мы варим каши, супчики
Мы лепим куличи
И даже мальчик с супчиком
состряпал пирожки
Покормим кукол, зайчиков
А нам совсем не хочется
Ведь наше заведение
Не кухня, а ….(песочница)
Молодцы! Дети бегут к песочнице и там находят записку. Сначала выполни задание: попрыгать на одной ножке.
Молодцы! Читаем загадку:
Этот домик не простой
Здесь мы не живем с тобой
Но приходим поиграть
Иногда и посчитать
Где этот домик ребята?
(на площадке домик для игры)
Дети находят записку с заданием.Сначала выполни задание: «Найди ошибку»
Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание
Воспитатель говорит: «Корова -мычит, тигр –рычит собака мяукает,» Дети должны сказать да или нет. А если нет, то что делает собака?»
Молодцы. Читаем загадку
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)
Дети находят на площадке дуб и там находят записку. Сначала выполни задание:
Надо всем вместе посчитать до 5 и обратно.
Молодцы! Читаем загадку:
Стоит для отдыха в саду
Есть крыша, но нет стен,
В ней оче6нь отдыхать люблю
Когда жара, здесь тень
(Веранда)
На веранде находят другую записку. Сначала выполни задание:«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Воспитатель задает вопрос и кидает мяч. Например, Что бывает круглым?
Ребенок поймавший мяч отвечает – мяч, солнце и т.д.
Молодцы! Читаем загадку:
Длинная дощечка
И четыре ножки.
У нашего забора
Стоит в конце дорожки.
Что это за подставочка?
Ну, конечно, ... (Лавочка)
Воспитатель: «Молодцы ребята, вы все правильно сделали.
Смотрите здесь стоит коробка. А что в ней? Да это же щеночек, смотрите какой он маленький и хорошенький. Незнайка, твоя игрушка?
Незнайка благодарит детей за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом"
Содержание проектной деятельности...
Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»
Содержание:...
Проект Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через приобщение к культуре и природе родного края
Актуальность проекта: Воспитание экологически грамотного человека. Если мы не научим детей любить и беречь природу,во чтоможет превратиться наша планета? Осознание ценности растений поможет молод...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании...
Конспект занятия «Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности» в средней группе «Весна»
Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. ...
Проект «Развитие речи детей в процессе нравственно-патриотического воспитания»
Проект направлен на формирован ие нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей род...
Проект«Развитие речи детей в процессе экспериментально-опытной деятельности»
Девяносто процентов информации ребенок воспринимает через действия, поэтому экспериментирование – это очень действенный метод развития речи, ведь чем глубже познается мир, тем лучше формируется ...