Звуковая мозаика
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Полифункциональное пособие «Звуковая мозаика»
Цель игры:
Развитие мышления дошкольника через формирование фонематических процессов.
Задачи:
1.Развитие фонематического восприятия:
- умение вслушиваться в звучание слова,
- определять наличие или отсутствие звука,
- место звука в слове,
- дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости,
- активизация и обогащение словаря, словесное оформление своего выбора (решения задания).
2. Развитие процессов мышления:
- сравнивать цвета,
- комбинировать и составлять узоры,
- умение рассуждать и делать выводы.
3. Развитие конструктивных способностей.
4. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать, действовать совместно с другими, аккуратность, стремление оказывать друг другу помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации с практическими заданиями. | 252.73 КБ |
Презентация к пособию "Звуковая мозаика" | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию полифункционального пособия «Звуковая мозаика»
Цель игры:
Развитие мышления дошкольника через формирование фонематических процессов.
Задачи:
1.Развитие фонематического восприятия:
- умение вслушиваться в звучание слова,
- определять наличие или отсутствие звука,
- место звука в слове,
- дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости,
- активизация и обогащение словаря, словесное оформление своего выбора (решения задания).
2. Развитие процессов мышления:
- сравнивать цвета,
- комбинировать и составлять узоры,
- умение рассуждать и делать выводы.
3. Развитие конструктивных способностей.
4. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать, действовать совместно с другими, аккуратность, стремление оказывать друг другу помощь.
Формы проведения занятий
Подгрупповая, индивидуальная.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Основные принципы работы
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- системность;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие
Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.
Социально - коммуникативное развитие
Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Речевое развитие
Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи
Художественно - эстетическое развитие
Развитие продуктивной деятельности детей, развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.
Ход игры:
Для проведения игровых занятий вам будет нужен картон различных цветов. Жетоны представляют собой квадраты 3 х 3 см. обозначающие определенный звук (зеленый - [З], синий - [С] и т.п.). Кроме цветного картона, вам потребуется три листа с начерченными сетками в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Квадраты на листах такого же размера, что и жетоны. Ребенок выкладывает определенный узор мозаики, ориентируясь на конкретные звуки в словах, которые произносит педагог.
Звуки твёрдые и мягкие Лист 3х3. Жетоны синего цвета, квадратные и круглые. Слушай внимательно, (С или СЬ) звучит в слове, и выбирай правильный жетон. Слова: соль, сахар, семечки, посёлок, лось, сад, осёл, песок. | Звуки твёрдые и мягкие Лист 3х3. Если в слове есть мягкий звук, обозначай это слово синим жетоном, если нет – коричневым. Слова: гном, стон, соль, сталь, закон, мебель, стакан, смех, мех, муж, полька, горох, пресс, клюква, шторм, жираф. | Звуки Г и ГЬ, К и КЬ. Лист 4х4. Жетоны голубые, оранжевые , «окно». Слова: гимн, погон, крошка, хмурый, гром, покрышка, папаха, загон, погром, мех, люк, грим, хор, трюк, глина, рога. |
Звуки З и ЗЬ, С и СЬ. Лист 4х4. Жетоны зелёные и синие. Слова: сок, стан, воск, зуб, сытый, сон, звон, вазелин, василёк, пузырёк, арбузы, мост, забота, роза, восемь, кокос. | Определение конечного звука в словах. Лист 3х3. Жетоны алого и оранжевого цветов. Оранжевые жетоны назовите «квадраты цвета осени». Слова: кино, молоко, пальто, стена, окно, парта, звезда, метро, река. | Определение конечного звука в словах. Лист 4х4. Жетоны малиновые и голубые. Голубые жетоны назовите «квадраты цвета неба». Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, сон, паром, загон, дом, бутон, батон, гром, шлем. |
Звуки Ж и Ш. Лист 3х3. Жетоны жёлтые, окно. Слова: кожа, жук, сторож, железо, сюжет, морж, пожалуйста, шарик, пошёл. | Звуки Ж и Ш. Два листа 3х3. Заполняются сразу оба. На одном жетоны жёлтые, на другом – «шарики». Первые ряды: звуки Ж или Ш в начале слова; вторые ряды звуки Ж или Ш в середине слова; третий ряд в конце. Слова: шум, жук, багаж, крыжовник, нож, мышь, жаба, шарик, жёлудь, каша, кружева, этажерка, машина, крыша, школа. | Звуки Г, М, Л Лист 4x4. Цвет жетонов: лимонный, малиновый, неба. Слова: гол, муха, мама, нос, пончик, лента, салют, дом, люк, сон, парень, слюда, сумка, лес, село, нитка. |
Определение первого звука в слове (лист 3х3). Жетоны жёлтые и зелёные. Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар – птица, золото. | Определение первого звука в слове (лист 3х3). Жетоны красные и синие. Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свёкла, кино. | Определение первого звука в слове (лист 4х4). Жетоны синие, красные, жёлтые, зелёные. Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, желать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, занимать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, жевать, клевать. |
Определение первого звука в слове (лист 4х4). Жетоны зелёные, красные, чёрные. Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, каркать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать, кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать. | Определение первого звука в слове (лист 5х5). Жетоны чёрные, красные, зелёные, синие. Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свечи, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф… | Звук И. Лист 4х4. Жетоны коричневые и зелёные. Слова: люк, литр, пир, кефир, лифт, книга, шоссе, дом, миг, базар, небо, рис, доктор, ночь, тир, сила. |
Звук Э. Лист 5х5. Жетоны коричневые и белые. Слова: цель, мост, герб, экран, штора, музыка, белый, этаж, алый, шесть, железо, соль, мэр, дело, сажа, коза, небо, лимон, песня, варенье, гусь, таблетка, белка, пламя. | Звук У. Лист 5х5. Жетоны коричневые и фиолетовые. Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест. | Звук Ы. Лист 5х5. Жетоны розовые и жёлтые. Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост, рысь, лось, волк, гном, прыжок, рыба, белка, грыжа, камин, сыр, порт, рыжий, сахар, клык, гром. |
Вариант 1
В состав игры входят сетка 9 (3 х 3) квадратов. Квадратное поле с цветным изображением. Квадраты – жетоны желтого и зелёного цветов.
Детям предлагается посмотреть на цветное изображение в течении 5 секунд, а затем выложить его у себя на карточке сетке.
Вариант 2
В состав игры входит: квадратные фишки и круглые. Воспитатель предлагает детям определить мягкий и твёрдый звук.
Лист 3х3. Жетоны синего цвета, квадратные и круглые.
Слушай внимательно, (С или СЬ) звучит в слове, и выбирай правильный жетон. Слова: соль, сахар, семечки, посёлок, лось, сад, осёл, песок.
Вариант 3
В состав игры входит: квадратные фишки двух контрастных цветов, карточки со схематичным изображением предметов, квадратное поле, состоящее из 25 квадратиков.
Описание игры
Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем различать звуки «С - Ш». Перед вами фишки светлые и тёмные. Я буду называть слова. Если в слове звук «С», вы выкладываете светлую фишку, если звук «Ш» - тёмную. Фишки нужно выкладывать близко друг к другу, в каждом ряду по 5 фишек, всего 5 рядов. Кто будет внимательно меня слушать, у того в конце получится картинка.
Слова для дифференциации звуков «С-Ш» (картинка кораблик):
1 ряд: солнце, сок, пляж, шхуна, краски
2 ряд: песок, сарафан, штиль, паста, сон
3 ряд: сандалии, абрикос, шоколад, свисток, носки
4 ряд: шутка, шлем, кошелёк, каштан, шорты
5 ряд: смех, шляпа, каша, шкаф, свет
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Звуковая мозаика ». Цель игры Развитие мышления дошкольника через формирование фонематических процессов. Задачи 1.Развитие фонематического восприятия умение вслушиваться в звучание слова о пределять наличие или отсутствие звука м есто звука в слове д ифференцировать звуки по твёрдости и мягкости. Активизация и обогащение словаря, словесное оформление своего выбора (решения задания). 2. Развитие процессов мышления с равнивать цвета к омбинировать и составлять узоры у мение рассуждать и делать выводы. 3. Развитие конструктивных способностей .
Научить различать цвета поможет такая игра . На столе разложить жетоны, необходимые для составления данного узора. Называя цвет, прикасайтесь к жетону такого же цвета; одновременно к этому жетону должен прикоснуться ребенок. Преднамеренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же не должен сбиться, а показать правильный жетон .
«Запомни и повтори рисунок» Схемы ребенок может составлять при помощи жетонов и мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мелкой моторики. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру. Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов.
Звуковой анализ — это: 1 . определение порядка звуков в слове; 2 . выделение отдельных звуков; 3 . различение звуков по их качественным характеристикам ( гласный - согласный, твердый - мягкий ). Учим детей замещению звука цветом
Как это делать? Определение первого и последнего звука. Определение твёрдых и мягких звуков. Педагог называет слово, интонационно выделяя первый звук. Воспитанник определяет, какой это звук и кладет на игровое поле соответствующий квадрат.
А потом усложняем… Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква.
Научить различать звуки поможет эта игра. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звука «З» клади жетон зелёного цвета, если со звука «Ж» клади жетон жёлтого цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, с начала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если ты будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор . Определение первого звука в слове (лист 3х3 ). Жетоны жёлтые и зелёные. Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар – птица, золото.
Определение звука У ( лист 5х5). Если услышишь звук «У» клади жетон фиолетового цвета, если звука «У» нет клади жетон коричневого цвета Жетоны коричневые и фиолетовые. Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест.
Вывод: Игра способствует сравнению, обогащению, анализу, синтезу мыслительных процессов через развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»
Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА "ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА"
Презентация-игра «Звуковая мозаика», направлена на определение места заданных звуков в словах (в начале, в середине, в конце слова).АВТОРСКАЯ ИГРА...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"
КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...
Программа " Звуковая мозаика"
quot; Звуковая мозаика "...
Презентация "Звуковая мозаика. Звуки Р и Рь. Дифференциация"
Учить ребенка различать звуки Р и Рь...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Звуковая мозаика» Направленность: социально-педагогическая
Овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.Формирование речевой готовности ...