Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Составление описательного рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
на тему «Составление описательного рассказа об игрушке»
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке».
Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение. Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны. Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади, 'продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
Методы и приёмы: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.
Предварительная работа: заучивание стихотворения «Пусть игрушки дружат с нами», составление рассказа об игрушках по картинке, загадывание загадок.
Оборудование: сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
Ход НОД
Дети сидят полукругом напротив воспитателя.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем:
Сорока, сорока
Сорока-белобока,
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Воспитатель: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим). Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).
Воспитатель достает сундучок из-за стола.
Воспитатель: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?».
Дети: Мишка, а почему гости спрятались?
Воспитатель: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.
Загадываю загадки:
Зверь забавный,
Сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка)
Ростом мал, да удал,
От меня он ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда. (Мяч)
Не летит, не жужжит жук
А по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина)
Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые. (Кукла)
Разные колечки
На палочке стоят.
На елочку похожи,
Ребяток веселят. (Пирамида)
Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? Дети: Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом все это?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы ему объяснили, как с ними играть. Поможем Мишке?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему.
Воспитатель задает вопросы по схеме.
По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).
По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).
По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).
У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.
Игрушки делают из различных материалов. (Показывает на схему, где материал).
Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).
Из железа? (Железные).
Из дерева? (Деревянные).
Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть?
Дети: Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.
Физминутка «Мишки»
Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали. (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Вот так, вот так
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так. (гладим себя по животику)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так.
Воспитатель: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке?
(Детские рассказы).
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.
Воспитатель: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками.
Внимательно посмотрите, как сидят игрушки?
Дети: Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка.
Воспитатель: Кто сидит рядом с куклой?
Дети: Мяч и пирамидка.
Воспитатель: Кто находится между мишкой и куклой?
Дети: Мяч.
Воспитатель: Кто сидит слева от мячика?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Теперь закройте глаза, не подсматривайте?
(Воспитатель меняет игрушки местами)
Воспитатель: Что находится сзади куклы?
Дети: Машина.
Воспитатель: Что находится между мячом и мишкой?
Дети: Пирамидка.
Воспитатель: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать?
Дети: Убирать игрушки на место.
Воспитатель: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки. С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места.
На этом наше занятие закончилось.
Самоанализ организации и проведения занятия по развитию речи
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке».
Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Что получилось хорошо: занятие вызвало у детей большой интерес, они с удовольствием участвовали в словесных играх, игровых ситуациях и упражнениях, отгадывали загадки, внимательно отвечали на вопросы воспитателя.
В ходе пересказа практически все дети справились с заданием. Трудности возникли лишь у двух-трех детей по причине их частого отсутствия по болезни.
Очень детям понравилась игра на определение местоположения Мишки и игрушек (справа, слева, впереди, рядом, между, сзади).
Дети очень хорошо рассказали стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».
Трудностей в ходе организации и проведения занятия не возникало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательных рассказов об игрушках»
Программные задачи: Учить детей описывать предмет (игрушку), целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предмета (материал, цвет, форма), а затем его назначение и практические действия с ...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем».
Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели;Задачи:-развивать основы системного мышления;-актуализация сло...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа по игрушке»
Цель: обучение описательному рассказу по игрушке....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Составление описательного рассказа по игрушке".
Цель:обучение описательному рассказу по игрушке.Задачи:- продолжать учить детей при описании животных называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения;- акти...
ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о птицах с элементами театрализации»
Задачи:Коррекционно – образовательные: учить детей составлять описательный рассказ о птицах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки-модели; активизировать в...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Составление описательного рассказа об игрушке»
Конспект НОД по развитию речи в средней группена тему «Составление описательного рассказа об игрушке» Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке».Цель: Учит...