Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Составление описательного рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рункова Любовь Васильевна

Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект НОД по развитию речи в средней группе

на тему «Составление описательного рассказа об игрушке»

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке».

Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение. Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны. Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади, 'продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников. 

Методы и приёмы: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Предварительная работа: заучивание стихотворения «Пусть игрушки дружат с нами», составление рассказа об игрушках по картинке, загадывание загадок.

Оборудование: сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

Ход НОД

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем:

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Воспитатель: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим). Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).

Воспитатель достает сундучок из-за стола.

Воспитатель: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?».

Дети: Мишка, а почему гости спрятались?

Воспитатель: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки:

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка)

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч)

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина)

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла)

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида)

Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? Дети: Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом все это?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы ему объяснили, как с ними играть. Поможем Мишке?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему.

hello_html_m24557cc4.jpghello_html_m702e872e.jpg

Воспитатель задает вопросы по схеме.

По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).

По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

Игрушки делают из различных материалов. (Показывает на схему, где материал).

Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).

Из железа? (Железные).

Из дерева? (Деревянные).

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть?

Дети: Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Физминутка «Мишки»

Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку)

Мишки ягоды искали. (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)

Вот так, вот так

Мишки ягодки искали.

Сладку ягодку малинку (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)

Положили всю в корзинку

Вот так, вот так. (гладим себя по животику)

Положили всю в корзинку.

Как малинкой угостились,

Все на травке развалились.

Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

Все на травке развалились.

А потом Мишки плясали

Лапки кверху поднимали

Вот так, вот так.

Воспитатель: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке?

(Детские рассказы).

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

Воспитатель: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками.

Внимательно посмотрите, как сидят игрушки?

Дети: Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка.

Воспитатель: Кто сидит рядом с куклой?

Дети: Мяч и пирамидка.

Воспитатель: Кто находится между мишкой и куклой?

Дети: Мяч.

Воспитатель: Кто сидит слева от мячика?

Дети: Кукла.

Воспитатель: Теперь закройте глаза, не подсматривайте?

(Воспитатель меняет игрушки местами)

Воспитатель: Что находится сзади куклы?

Дети: Машина.

Воспитатель: Что находится между мячом и мишкой?

Дети: Пирамидка.

Воспитатель: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать?

Дети: Убирать игрушки на место.

Воспитатель: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки. С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места.

На этом наше занятие закончилось.

Самоанализ организации и проведения занятия по развитию речи

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке».

Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Что получилось хорошо: занятие вызвало у детей большой интерес, они с удовольствием участвовали в словесных играх, игровых ситуациях и упражнениях, отгадывали загадки, внимательно отвечали на вопросы воспитателя.

В ходе пересказа практически все дети справились с заданием. Трудности возникли лишь у двух-трех детей по причине их частого отсутствия по болезни.

Очень детям понравилась игра на определение местоположения Мишки и игрушек (справа, слева, впереди, рядом, между, сзади).

Дети очень хорошо рассказали стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

Трудностей в ходе организации и проведения занятия не возникало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательных рассказов об игрушках»

Программные задачи: Учить детей описывать предмет (игрушку), целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предмета (материал, цвет, форма), а затем его назначение и практические действия с ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем».

Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели;Задачи:-развивать основы системного мышления;-актуализация сло...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Составление описательного рассказа по игрушке".

Цель:обучение описательному рассказу по игрушке.Задачи:- продолжать учить детей при описании животных называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения;- акти...

ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о птицах с элементами театрализации»

Задачи:Коррекционно – образовательные: учить детей составлять описательный рассказ о птицах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки-модели; активизировать в...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект НОД по развитию речи в средней группена тему «Составление описательного рассказа об игрушке» Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке».Цель: Учит...