Конспект НОД по развитию речи "Творчество К.Ушинского. Сказка "Слепая лошадь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Творчество К.Ушинского. Сказка "Слепая лошадь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского. Сказка « Слепая лошадь».
Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Задачи:
- формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.
-учить детей внимательно слушать литературное произведение;
-формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;
-развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;
-развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;
-воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;
-выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.
Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского, презентация с иллюстрациями к сказке, тетради, простые карандаши
Словарная работа: рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.
Методы:Наглядные, словесные, практические.
Приёмы: Показ, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.
Ход НОД.
- Организационный момент.
Речевая зарядка: От топота копыт пыль по полю летит
- Мотивационный период:
Ребята, отгадайте ребус (книга)
- А где живут книги? ( в библиотеке, в книжном магазине, на полке.)
3. Знакомство с темой НОД
4.Рассказ о К.Д. Ушинском.
Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично.
После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, загадки.
- Ребята, какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?
- А я хочу пополнить нашу выставку еще одной книгой. О ком в ней пойдет речь, догадайтесь:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят…
Проскакал и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это! Вот загадка…
Это – резвая …(Лошадка).
- Дети, а лошадка какое животное? (Домашнее).
5.Дидактическая игра «Чье это?»
(Образование притяжательных прилагательных)
- А это голова (чья?) – лошадиная голова
морда (чья?) – лошадиная морда
уши (чьи ?) - лошадиные уши
глаза (чьи?) – лошадиные глаза
туловище (чье?) – лошадиное туловище
хвост ( чей?) – лошадиный хвост
ноги (чьи?) – лошадиные ноги
6.Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь».
- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К.Д. Ушинского « Слепая лошадь». ( Чтение сказки).
7.Словарная работа.
- Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?
- А какие?
Хворать – болеть.
Купец – богатый торговец.
Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.
Рогатина – большая палка с развилиной на конце.
Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.
Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.
- Теперь вам все слова понятны? (Ответы детей).
- Динамическая пауза. Игра «Приседалочка - уменьшалочка»:
Слова: лошадь-лошадка – лошадочка, изба-избушка- избушечка, лес-лесок- лесочек, гриб- грибок -грибочек, лист -листок -листочек, пень-пенёк-пенёчек, река-речка -реченька.
- Беседа по содержанию.
- О ком эта сказка?
- Кем был для Уседома Догони – Ветер?
- Что однажды приключилось купцом?
- Кто спас Уседома?
- Что обещал хозяин своему коню?
- Сдержал Уседом свое слово?
- Как получилось, что Догони - Ветер остался слепой?
- Как чувствовал себя Догони - Ветер? (одиночество)
- Как вы понимаете слово «одиночество»?
(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)
- Чем закончилась сказка?
- Чему же научила нас эта сказка?
- Пословицы о дружбе, доброте.
- Ребята, кто знает, что написано на доске? (На доске «рассыпанное» слово – ДРУЖБА)
- Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
«Дружба дороже денег».
«Сам погибай, а товарища выручай» «Друг познается в беде».
10. Работа в тетради «Скопируй по клеткам» (Лошадь)
Рефлексия. Дерево Добра.
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Как называется сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
- Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»
-Назови добрый поступок, помести сердечко на дерево Добра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по Речевому развитию сказка К.Д. Ушинский « Слепая лошадь".
Занятие по Речевому развитию. Сказка К.Д. Ушинский « Слепая лошадь».Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.Задачи:- формировать основы книжной куль...
Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение сказки К.Ушинского Слепая лошадь
Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».Задачи:1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;2. Развивать умение делать обобщающие выводы, ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
- Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?(Это волшебная шкатулка)- Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)- Послушайте загадку.Белые листы у них,Много чёрных букв.Для людей о...

Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».
Конспект по развитию речи для воспитанников подготовительной группе знакомство со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь»....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
laquo;Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе. Тема: Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» Возрастная группа: подготовительная группа
Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»Образовательные задачи:познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь»;учить детей отвечать полными предложениями.Развивающие ...