Конспект НОД по развитию речи "Творчество К.Ушинского. Сказка "Слепая лошадь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

 Ирина Владимировна Колосовская

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Творчество К.Ушинского. Сказка "Слепая лошадь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ushinskiy_slepaya_loshad.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского. Сказка  « Слепая лошадь».

Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.

Задачи:

- формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.

-учить детей внимательно слушать литературное произведение;

-формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;

-развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;

-развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;

-воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;

-выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.

Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского,  презентация с иллюстрациями к сказке, тетради, простые карандаши

Словарная работа: рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.

Методы:Наглядные, словесные, практические.

Приёмы: Показ, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.

Ход НОД.

  1. Организационный момент.

Речевая зарядка: От топота копыт пыль по полю летит

  1. Мотивационный период:

Ребята, отгадайте ребус (книга)

- А где живут книги? ( в библиотеке, в книжном магазине, на полке.)

     3. Знакомство с темой НОД

4.Рассказ о К.Д. Ушинском.

Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец  у него был офицер, мама  - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично.

После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, загадки.

- Ребята, какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

- А я хочу пополнить нашу выставку еще одной книгой. О ком в ней пойдет речь, догадайтесь:

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры  яркие блестят…

Проскакал и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это! Вот загадка…

Это – резвая …(Лошадка).

- Дети, а лошадка какое животное? (Домашнее).

5.Дидактическая игра «Чье это?»

(Образование притяжательных прилагательных)

- А это голова (чья?) – лошадиная голова

морда (чья?) – лошадиная морда

  уши (чьи ?) -  лошадиные уши

  глаза (чьи?) – лошадиные глаза

туловище (чье?) – лошадиное туловище

хвост ( чей?) – лошадиный хвост

 ноги (чьи?) – лошадиные ноги

6.Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь».

- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К.Д. Ушинского « Слепая лошадь». ( Чтение сказки).

7.Словарная работа.

- Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?

- А какие?

Хворать – болеть.

Купец – богатый торговец.

Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.

Рогатина – большая палка с развилиной на конце.

Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.

Три меры  – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.

- Теперь вам все слова понятны? (Ответы детей).

  1. Динамическая пауза.  Игра «Приседалочка - уменьшалочка»:

Слова: лошадь-лошадка – лошадочка,  изба-избушка- избушечка, лес-лесок- лесочек, гриб- грибок -грибочек, лист -листок -листочек, пень-пенёк-пенёчек, река-речка -реченька.

  1. Беседа по содержанию.

- О ком эта сказка?

- Кем был для Уседома  Догони – Ветер?

- Что однажды приключилось купцом?

- Кто спас Уседома?

- Что обещал хозяин своему коню?

- Сдержал Уседом свое слово?

- Как получилось, что Догони - Ветер остался слепой?

- Как чувствовал себя Догони - Ветер? (одиночество)

- Как вы  понимаете слово «одиночество»?

(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

- Чем закончилась сказка?

- Чему же научила нас эта сказка?

  1. Пословицы о дружбе, доброте.

- Ребята, кто знает, что написано на доске? (На доске «рассыпанное» слово – ДРУЖБА)

- Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?

«Дружба дороже денег».

«Сам погибай, а товарища выручай»   «Друг познается в беде».

10. Работа в тетради «Скопируй по клеткам» (Лошадь)

Рефлексия. Дерево Добра.

- С произведением какого автора мы  сегодня познакомились?

- Как называется сказка?

- Чему учит нас эта сказка?

- Ребята, пока вы  работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»

-Назови добрый поступок, помести сердечко на дерево Добра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по чтению художественной литературы На тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы

Конспект НОД по чтению художественной литературыНа тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группыЦель НОД: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произ...

Занятие по Речевому развитию сказка К.Д. Ушинский « Слепая лошадь".

Занятие по Речевому развитию. Сказка  К.Д. Ушинский « Слепая лошадь».Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.Задачи:- формировать основы книжной куль...

Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Конспект НОД  по речевому развитию в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение сказки К.Ушинского Слепая лошадь

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».Задачи:1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;2. Развивать умение делать обобщающие выводы, ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

- Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?(Это волшебная шкатулка)- Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)- Послушайте загадку.Белые листы у них,Много чёрных букв.Для людей о...

Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».

Конспект по развитию речи  для воспитанников подготовительной группе знакомство   со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь»....