Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе. Тема: Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» Возрастная группа: подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зеленская Ольга Николаевна

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Образовательные задачи:

  • познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь»;
  • учить детей отвечать полными предложениями.

Развивающие задачи:

  • развивать слуховое внимание;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
    развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа;
  • расширять кругозор детей, развивать  умение слушать.
    Воспитательные задачи:
  • воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь;
  • способствовать формированию  у детей положительных  качеств, как доброта, честность, отзывчивость.

Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.

Предварительная работа:  Чтение произведений К.Ушинского. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К.Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К.Ушинского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной

образовательной деятельности

Образовательная область: Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе.

Тема: Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Возрастная группа: подготовительная группа

               

                                                           Воспитатель : Зеленская О.Н.

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Образовательные задачи:

  • познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь»;
  • учить детей отвечать полными предложениями.

Развивающие задачи:

  • развивать слуховое внимание;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
    развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа;
  • расширять кругозор детей, развивать  умение слушать.
    Воспитательные задачи:
  • воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь;
  • способствовать формированию  у детей положительных  качеств, как доброта, честность, отзывчивость.

Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.

Предварительная работа:  Чтение произведений К.Ушинского. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К.Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К.Ушинского.


Оборудование: портрет и выставка книг К.Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, восковые мелки, цветной зелёный и жёлтый картон, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».

Ход ООД:

Воспитатель:
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
- Вот и на  нашей  выставке, которую  вы сами  составили, принеся  книги           из дома,  много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения?  Кто автор этих книг?
Дети: К.Д.Ушинский

Воспитатель: Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки.
А  какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Дети: «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Бодливая корова», «Лиса Патрикеевна». Все его произведения про животных.
Воспитатель: Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами  игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и  тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это –  резвая …

Дети: Лошадка.
Воспитатель:
 Сейчас я познакомлю с новыми словами, которые встретятся  вам в рассказе «Слепая лошадь».  
Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
Соболя – мех хищного зверька (соболь).
Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
Князь - правитель города.
Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.
Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.
Выразительное чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»воспитателем.
Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –
Не поеду, полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
Воспитатель: О ком эта сказка?
Дети: Про слепую лошадь.
Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер?

Дети: Любимой лошадью.
Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом?

Дети: На него напали разбойники.
Воспитатель: Кто спас Уседома?

Дети: Лошадь.
Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню?

Дети:   Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился   и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.        

Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово?  Почему?  Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?

Дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой.
Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?

Дети: Прогнать его.
Воспитатель:  Как чувствовал себя Догони-Ветер?  

Дети: Одиноким

Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»?
Дети: «Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
Воспитатель:  Чем закончилась сказка?  Вот какой у нас получился пересказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта сказка?
Дети: Быть добрыми.

.
Воспитатель:  Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
Дети: «Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай».

Воспитатель: На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? Животные, которых  люди приручили, а потом бросили, сами себя ни прокормить, ни защитить не могут и вече у нас  теперь, к сожалению нет.
Воспитатель:  У  каждого из вас на столе лежит лошадка, вам нужно определить её масть и раскрасить, работать будем восковыми мелками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в специальный большой загон для лошадей, где они могут пощипать зелёную травку. Вы удивитесь и спросите, какая же может быть травка? Ведь кругом лежит снег, но, ведь наши лошадки особенные, и загон для них мы подготовили заранее, в нём всегда найдётся достойный корм для всех лошадей.
Работа с восковыми мелками. Раскрашивание лошадок.
 
Составление коллажа «Лошадиная ферма».
Воспитатель:  С произведением какого автора мы сегодня познакомились?

Дети: К.Д.Ушинского

Воспитатель: Как называется сказка?
Дети: Сказка называется «Слепая лошадь»

Воспитатель:  Чему учит нас эта сказка?
Дети: Эта сказка учит нас быть добрыми, отзывчивыми.

Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони-Ветра до самой его смерти?

Дети: Да

Воспитатель:  « Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец.

Дети,  пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» Я хочу подарить вам эти сердечки, на которых написана эта пословица.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» в средней группе

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Приобщение к Художественной литературе)Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова.Программное содержание: Ø Приучать...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект ОД образовательной области " Речевое развитие" приобщение к художественной литературе

Тема Чтение русской народной сказки " Заюшкина избушка" Цель - Познакомить детей со сказкой " Заюшкина избушка" помочь понять смысл произведения....

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...