Конспект комплексного в занятия Тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Исаева Людмила Александровна

Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых.

Задачи:

 Образовательные: Закрепить знания детей об общих признаках насекомых,  рассказать о подготовке насекомых к зиме, упражнять в образовании существительных в форме множественного числа; в образовании формы множественного числа глаголов; закреплять  навыки порядкового счета, умение уравнивать предметы

 Развивающие:  развивать речь, внимание, познавательный интерес.

 Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к насекомым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного в занятия  

Тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

 

Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых.

Задачи:

 Образовательные: Закрепить знания детей об общих признаках насекомых,  рассказать о подготовке насекомых к зиме, упражнять в образовании существительных в форме множественного числа; в образовании формы множественного числа глаголов; закреплять  навыки порядкового счета, умение уравнивать предметы

 Развивающие:  развивать речь, внимание, познавательный интерес.

 Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к насекомым.

Методы и приемы:

практические – игры, физ. минутка

наглядные – презентация, рассматривание насекомых

словесные - беседа

Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых, 

- Ребята, посмотрите, сегодня в детский сад почтальон принес письмо. Вам интересно от кого оно и что там написано?  Давайте почитаем:

«Дороги ребята, меня зовут ноябрь.  Мне очень хочется узнать про насекомых. Ведь я их никогда не видел. Помогите мне, пожалуйста»

- А кто такой ноябрь? (ответы детей)

- А почему он не видит насекомых? (ответы детей)

- Правильно. Поможем ноябрю узнать о насекомых?

- Назовите насекомых (бабочки, мухи, муравьи, стрекозы, пчелы, кузнечики...)

-Какие насекомые:

             по внешнему строению?  (маленькие, шесть лапок, крылышки, усики)

              по месту обитания? (наземные, водные);

    по способу передвижения? (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

Выставляется картинка луга.)

Посмотри на летний луг,

Приглядись внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

- На полянке насекомые, назовите где какое насекомое находится.

(на цветке сидит бабочка, по стебельку ползет гусеница…)

- Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.

Игра «Один - много»

Бабочка, а много … (Бабочек)

Кузнечик, а много … (Кузнечиков)

 Игра: «Что делает, что делают?» с мячом

Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)

Комар звенит, а комары… (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.) 

Игра «Кого не стало?»

- А сейчас посмотрим, как вы запомнили всех насекомых на полянке. Закройте глаза, а теперь посмотрите,  кого не стало. Молодцы.

Физминутка 

Вот какая стрекоза - очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Дети садятся за столы.

- Ребята, произошла неприятность. Божьи коровки потеряли свои точки. Давайте поможем им. На левое крылышко положите три кружочка, а на правое четыре кружочка. Скажите, пожалуйста, на каком крылышке кружочков больше? Правильно. А что надо сделать, чтобы их стало поровну?

(Дети уравнивают точки двумя способами)

- Спасибо ребята, теперь божьи коровки могут готовиться к  зиме. А как они это делают? Хотите узнать? Давайте посмотрим презентацию «Как насекомые готовятся к зиме»

Презентация

Теперь мы знаем, куда прячутся насекомые зимой: они находят себе удобные места, в которых крепко спят. А мы в это время играем в снежки, лепим снежную бабу, празднуем Рождество  и Новый год и очень редко встречаем сонных насекомых.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем                (Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

            (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

                            (Вращают мизинцем)

Прячьтесь!         (Руки за спину)

-А теперь давайте,  ноябрю на память, нарисуем бабочек.

Дети рисуют бабочку методом монотипия.

Подведение итогов

КАК ЗИМУЮТ НАСЕКОМЫЕ  С наступлением холодов в лесах и парках совсем не видно бабочек, мух, комаров, стрекоз и других насекомых. Как и где они пережидают долгую и холодную пору? Оказывается, у разных насекомых свои способы справиться с зимними условиями.

Презентация:

Как божья коровка готовится к зиме? Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет яркую глянцевую окраску и считается символом счастья. Однако между собой жучки не слишком дружат— они, видимо, мечтатели, которые наслаждаются жизнью в одиночестве. Но когда на улице начинает опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно-черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью — поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь впадают в спячку еще до ее прихода.

Как муравей встречает зиму? Муравьи постоянно держатся группами и всю жизнь строят домики, которые называются муравейниками. Эти трудолюбивые букашки совсем не боятся холода, потому что не замерзают даже тогда, когда мы надеваем шубы и перчатки. Им не нужно искать место для зимней ночевки, ведь они всегда могут отдохнуть в лабиринтах муравейника. Однако к зиме они, все же, готовятся. Так, осенью в теле муравья выделяется специальная жидкость, которая согревает его изнутри. А называется она глицерин. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.

Как зимуют пчелы? Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов матка прекращает кладку яиц, а пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Клубок пчел состоит из 30-35 тысяч особей. Внутри клубка температура всегда выше, чем снаружи. Поэтому пчелки, которые замерзли, протискиваются вглубь, а их место занимают пчелы, которые побывали в тепле. Главные враги пчел зимой — сильные ветры, влажность и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.

А паук — трус. Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.

Что делают зимой комары и мухи? Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. Муха, которая упала в спячку, способна просуществовать полгода и больше. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни, которая обычно длится около месяца. А комары часто не доживают до зимы. Взрослые особи проводят всю свою жизнь, а именно лето и осень, на суше. Дальше все самцы-комары погибают, а самки (и то не все) отправляются на водоемы, чтобы переждать зиму, а весной отложить яйца для зарождения новой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Конспект коррекционной организационно-образовательной деятельности "Подготовка животных к зиме"

Организационно-образовательная деятельность направлена на уточнение и систематизацию знаний детей об осенних изменениях в природе, о подготовке животных к зиме....

Конспект занятия «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

Задачи: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Формировать умение составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам...

Рекомендации родителям по реализации тематических недель: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью» и «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

Данный материал будет полезен и интересен воспитателям групп старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями (законными представителями) по реализации тематических недель в группе компен...

План деятельности в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) в группе компенсирующего вида ТНР "Бригантина" на тему: "Насекомые и пауки. Подготовка насекомых к зиме»

План-программа деятельности по реализации образовательной программы группа старшего дошкольного возраста компенсирующего вида (ТНР) «Бригантина» (с 5 до 7 лет)Месяц: Сентябрь. Дата: с 19.1...

Технологическая карта занятия № 5 Тема недели. Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Цель: систематизация представлений детей об объектах живой природы, умения классифицировать объекты по основным признакам, сравнивать их, обогащение словаря; совершенствование умения составлять предло...