Рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)2019/2020 уч.год составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 64.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2’’
Адрес: 140104, Московская область, г. Раменское, ул. Дергаевская, д. 28а
Телефон:8(496)461-77-55
E- mail: MDOU2RAM@yandex.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
(подготовительная группа)
2019/2020 уч.год
Составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой
Составители:
Воспитатель – Седова Е.А.
Воспитатель – Казакова Н.Н.
г. Раменское
Содержание психолого-педагогической работы
Развитие речи
Подготовительная группа
(от 6 до 7 лет)
Развивающая речевая среда.
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с воспитателем и сверстниками. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, предлагать им наборы предметов (колокольчики, маленькие вазочки для цветов разной формы и из разного материала, разнообразные авторучки); буклеты (например, «Золотая хохлома», «Напольные и каминные часы»); настенные календари различной тематики («Птицы нашего леса», «Музеи России»).
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.).
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о поучительных случаях из своего детства («Как дед меня ябедничать отучил»; «Как я „порадовала“ домашних вульгарной лексикой»). Эти рассказы, подчас вымышленные, имеют целевое назначение: они помогают конкретному ребенку (ябеднику, сквернослову) понять, что дурное поведение ни у кого восхищения не вызовет. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.
Формирование словаря
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать усваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи
Совершенствовать умение детей различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Грамматический строй речи
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Формировать элементарное представление о предложении. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Связная речь
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребенку).
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылички и загадки.
Подготовка к обучению грамоте
Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Календарно-тематическое планирование
на 2019-2020 учебный год
Сентябрь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Подготовишки. | 1 | 3 |
2 | Летние истории. | 1 | 6 |
3 | Звуковая культура речи (проверочное) | 1 | 10 |
4 | Лексико-грамматическое упражнение. | 1 | 13 |
5 | Для чего нужны стихи? | 1 | 17 |
6 | Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» | 1 | 20 |
7 | Работа с сюжетной картиной. | 1 | 24 |
8 | Рассказ о А. Пушкине. | 1 | 27 |
Октябрь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Лексико-грамматическое упражнение | 1 | 1 |
2 | Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» | 1 | 4 |
3 | Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. | 1 | 8 |
4 | Русские народные сказки. | 1 | 11 |
5 | Вот такая история! | 1 | 15 |
6 | Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». | 1 | 18 |
7 | На лесной поляне. | 1 | 22 |
8 | Небылицы-перевертыши. | 1 | 25 |
9 | Составление текста рассуждения. (ушакова) | 1 | 29 |
Ноябрь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Сегодня так светло кругом! | 1 | 1 |
2 | Осенние мотивы. | 1 | 5 |
3 | Звуковая культура речи. Работа над предложением. | 1 | 8 |
4 | Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и расссвет» . | 1 | 12 |
5 | Лексические игры и упражнения. | 1 | 15 |
6 | Чтение сказки Паустовского «Теплый хлеб». | 1 | 19 |
7 | Подводный мир. | 1 | 22 |
8 | Первый снег. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 1 | 26 |
9 | Ознакомление с предложением (ушак) | 1 | 29 |
Декабрь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Лексические игры. | 1 | 3 |
2 | Работа с иллюстрированными изданиями сказок. | 1 | 6 |
3 | Звуковая культура речи. | 1 | 10 |
4 | Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок». | 1 | 13 |
5 | Тяпа и топ сварили компот | 1 | 17 |
6 | Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» | 1 | 20 |
7 | Лексические игры и упражнения. | 1 | 24 |
8 | Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». | 1 | 27 |
9 | Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» (ушакова) | 1 | 31 |
Январь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Новогодние встречи. | 1 | 10 |
2 | Произведения Н. Носова. | 1 | 14 |
3 | Творческие рассказы детей. | 1 | 17 |
4 | Здравствуй, гостья-зима! | 1 | 21 |
5 | Лексические игры и упражнения. | 1 | 24 |
6 | Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | 28 |
7 | .Составление текста – поздравления( ушакова) | 1 | 31 |
Февраль
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Чтение русской народной сказки | 1 | 4 |
2 | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | 1 | 7 |
3 | Работа по сюжетной картине. | 1 | 11 |
4 | Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | 14 |
5 | Лексические игры и упражнения. | 1 | 18 |
6 | Пересказ В. Бианки «Музыкант» | 1 | 21 |
7 | Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» | 1 | 25 |
8 | Повторение пройденного материала. | 1 | 28 |
Март
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». | 1 | 3 |
2 | Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. | 1 | 6 |
3 | Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» | 1 | 10 |
4 | Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день». | 1 | 13 |
5 | Лексические игры и упражнения. | 1 | 17 |
6 | Весна идет, весне дорогу! | 1 | 20 |
7 | Лохматые и крылатые. | 1 | 24 |
8 | Чтение былины «Садко». | 1 | 27 |
9 | Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»(ушакова) | 1 | 31 |
Апрель
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Чтение сказки «Снегурочка». | 1 | 2 |
2 | Лексико-грамматические упражнения. | 1 | 7 |
3 | Сочиняем сказку про Золушку. | 1 | 10 |
4 | Рассказы по картинкам. | 1 | 14 |
5 | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | 1 | 17 |
6 | Пересказ сказки «Лиса и козел» | 1 | 21 |
7 | Сказки Г. Х Андерсена. | 1 | 23 |
8 | Повторение. | 1 | 28 |
Май
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина». | 1 | 8 |
2 | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | 1 | 15 |
3 | Весенние стихи. | 1 | 19 |
4 | Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В.Бианки «Май». | 1 | 22 |
5 | Лексико-грамматические упражнения. | 1 | 26 |
6 | Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» | 1 | 29 |
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь
Занятие1(03.09.2019)
Тема « Подготовишки»
Цель. Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.
Методика проведения
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.19
Занятие 2(06.09.2019)
Тема « Летние истории»
Цель. Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным.
Предварительная работа. « Школьникам задают домашнее задания,-говорит педагог,- и я тоже хочу дать вам задание на дом. Вспоминайте какой-нибудь интересный случай, который произошёл с вами летом. Можно посоветоваться с родителями.»
Методика проведения
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.20
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи»,с.1;цветные карандаши.
Занятие 3(10.09.2019)
Тема « Звуковая культура речи( проверочное)»
Цель. Выяснить. Как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
Методика проведения
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.21 Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Уроки грамоты»,с.1;цветные карандаши.
Занятие 4(13.09.2019)
Тема « Лексико-грамматические упражнения»
Цель. Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.
Методика проведения
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.22
Занятие 5(17.09.2019)
Тема « Для чего нужны стихи?»
Цель. Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.23
Занятие 6 (20 .09.2019)
Тема « Пересказ итальянской сказки « Как осёл петь перестал»
Цель. Познакомить детей с итальянской сказкой ( в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существительных пропусков и повторов.
Предварительная работа. Попросить музыкального руководителя рассказать детям о том, что мужчин-певцов разные голоса- бас, баритон, тенор, и подтвердить рассказ музыкальными фрагментами.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.24
Занятие 7(24 .09.2019)
Тема « Работа с сюжетной картинкой»
Цель. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.25
Занятие 8 (27 .09.2019)
Тема « Беседа о А. С. Пушкине»
Цель. Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.26
Октябрь
Занятие 1 (01.10.2019)
Тема « Лексико-грамматические упражнения»
Цель. Активизировать речь детей.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.26
Занятие 2 (04.10.2019)
Тема « Заучивание стихотворения А. Фета « Ласточки пропали…»
Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета « Ласточки пропали…»
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.27
Занятие 3 (08 .10.2019)
Тема « Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.28
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Уроки грамоты »,с.3;цветные карандаши.
Занятие 4 (11 .10.2019)
Тема « Русские народные сказки»
Цель. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.30
Занятие 5 (15 .10.2019)
Тема « Вот такая история!»
Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.
Предварительная работа. Педагог рассказывает детям удивительную историю: « Однажды соседи уехали отдыхать и поручили нам заботиться об их коте. Кот хорошо нас знал, в гости захаживал, угощение выспрашивал. И теперь мы стали его кормить. Днём кот бегал по всему участку. Соседских кошек и котов гонял, к своей миске, она на улице стояла, их не допускал.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.31
Занятие 6 (18 .10.2019)
Тема « Чтение сказки А. Ремизова « Хлебный голос». Дидактическая игра « Я- вам, вы- мне».
Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова « Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения, Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.32
Занятие 7 (22.10.2019)
Тема «На лесной поляне»
Цель. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.33
Занятие 8 (25.10.2019)
Тема « Небылицы-перевёртыши»
Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.34
Занятие 9(29.10.2019)
Тема « Составление текста рассуждения»
Цель. Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.
Методика проведения.
См. О.С Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»
Издательство Творческий центр «Сфера» Москва 2008
Ноябрь
Занятие 1(01.11.2019)
Тема « Сегодня так светло кругом!»
Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к этической речи.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.35
Занятие 2 ( 05.11.2018)
Тема « Осенние мотивы»
Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, оъяснить, почему понравилась та или иная иллюстрация.
Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени. Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.36
Занятие 3(08 .11.2019)
Тема «Звуковая культура речи. Работа над предложением»
Цель. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.37
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи »,с.13;цветные карандаши.
Занятие 4(12.11.2019)
Тема « Пересказ В. Сухомлинского « Яблоко и рассвет»
Цель. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.39
Занятие 5( 15 .11.2019)
Тема « Лексические игры и упражнения»
Цель. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.40
Занятие 6(19.11.2019)
Тема « Чтение сказки К. Паустовского « Тёплый хлеб»
Цель. Познакомить детей с литературной сказкой.
Предварительная работа. Накануне прочитать детям произведение К. Паустовского « Кот- ворюга».
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.41
Занятие 7(22.11.2019)
Тема « Подводный мир»
Цель. Совершенствовать диалогическую роль детей, умение составлять рассказы на за данную тему.
Предварительная работа. Вместе с детьми воспитатель рассматривает картинки с изображением животных морей и океанов. Затем выясняет у детей, где и каких морских обитателей они видели, что знают об их повадках.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.41
Занятие 8(26.11.2019)
Тема « Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета « Мама! Глянь-ка из окошка…»
Цель. Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь Помочь запомнить стихотворение А. Фета « Мама! Глянь-ка из окошка..»
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.42
Занятие 9(29.11.2019)
Тема « Ознакомление с предложением»
Цель. Дать представление о последовательности слов речи; ввести термин
«предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; учить подбирать слова,сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Методика проведения. С.м. О.С Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет».
Издательство Творческий Центр «Сфера». Москва, 2012.с.84.
Декабрь
Занятие 1(03.12.2019)
Тема « Лексические игры»
Цель. Обогащать и активизировать речь детей.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.44
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи »,с.6;цветные карандаши.
Занятие 2(06.12.2019)
Тема « Работа с иллюстрированными изданиями сказок»
Цель. Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей.
Предварительная работа. Для этого занятия необходимо иметь несколько хорошо иллюстрированных книг: сборник сказок с рисунками одного художника, сборник сказок разных художников; книгу, в которой представлена только одна какая-нибудь сказка, например « Аленький цветочек»; песенки и потешки с рискнками Ю. Васнецова и т. п. Эти книги заранее помещаются в книжный уголок.Накануне педагог просит детей повнимательней рассмотреть рисунки в книгах.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.45
Занятие 3(10.12.2019)
Тема « Звуковая культура речи»
Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.46
Занятие 4(13.12.2019)
Тема « Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок»
Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок»
Предварительная работа. Прочитать детям программные рассказы и басни Л. Толстого.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.47
Занятие 5(17.12.2019)
Тема « Тяпа и Топ сварили компот»
Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.48
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи »,с.16;цветные карандаши.
Занятие 6(20.12.2019)
Тема « Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь»
Цель. Познакомить со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь»
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.49
Занятие 7(24.12.2019)
Тема « Лексические игры и упражнения»
Цель. Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.50
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи »,с.4;цветные карандаши.
Занятие 8 (27.12.2019)
Тема « Повторение стихотворения С. Маршака « Тает месяц молодой»
Цель. Повторить с детьми любимые стихотворения.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.51
Занятие 9(31.12.2019)
Тема « Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»
Цель. Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений.
Учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать;
Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.
Методика проведения. С.м. О.С Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет».
Издательство Творческий Центр «Сфера». Москва, 2012.с.143.
Январь
Занятие 1(10.01.2020)
Тема « Новогодние встречи»
Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.54
Занятие 2(14.01.2020)
Тема « Произведения Н. Носова»
Цель. Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова , любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей».
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.54
Занятие 3(17.01.2020)
Тема « Творческие рассказы детей»
Цель. Активизировать фантазию и речь детей.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.55
Занятие 4 (21 .01.2020)
Тема « Здравствуй, гостья-зима!»
Цель. Познакомить детей со стихотворениями о зиме.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.55
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи »,с.9;цветные карандаши.
Занятие 5(24.01.2020)
Тема « Лексические игры и упражнения»
Цель. Активизировать словарный запас детей.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.57
Занятие 6(28 .01.2020)
Тема « Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев»
Цель. Познакомить со сказкой С. Маршака « Двенадцать месяцев».
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.57
Занятие7 ( 31.01.2020)
Тема « Составление текста- поздравления»
Цель. Учить составлять текст поздравление;
Закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.
Методика проведения. С.м. О.С Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет».
Издательство Творческий Центр «Сфера». Москва, 2012.с.150.
Февраль
Занятие 1(4 .02.2020)
Тема « Чтение русской народной сказки « Никита Кожемяка»
Цель. Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой « Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.58
Занятие 2 (7.02.2020)
Тема « Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.58
Занятие 3(11.02.2020)
Тема «Работа по сюжетной картинке»
Цель. Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.59
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи »,с.8;цветные карандаши.
Занятие 4(14.02.2020)
Тема « Чтение былины « Илья Муромец и Соловей- разбойник»
Цель. Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.60
Занятие 5(18.02.2020)
Тема « Лексические игры и упражнения»
Цель. Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.61
Занятие 6(21.02.2020)
Тема « Пересказ рассказа В. Бианки « Музыкант»
Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.62
Занятие 7(25.02.2020)
Тема « Чтение рассказа Е. Воробьёва « Обрывок провода»
Цель. Обогатить литературный багаж детей. Помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.62
Занятие 8(28.02.2019)
Тема « Повторение пройденного»
Цель. Обогатить литературный багаж детей.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство М
Март
Занятие 1(03.03.2020)
Тема «Чтение былины « Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
Цель. Приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.63
Занятие 2(6.03.2020)
Тема « Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на слоги.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.64
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Уроки грамоты »,с.4;цветные карандаши.
Занятие 3(10.03.2020)
Тема « Чтение сказки В. Даля « Старик- годовик»
Цель. Совершенствовать диалогическую речь.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.65
Занятие 4(13.03.2020)
Тема « Заучивание стихотворения П. Соловьёвой « День и ночь»
Цель. Познакомить со стихотворением П. Соловьёвой; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.66
Занятие 5(17.03.2020)
Тема « Лексические игры и упражнения»
Цель. Активизировать речь детей, учить их импровизировать.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.67
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи »,с.15;цветные карандаши.
Занятие 6(20.03.2020)
Тема « Весна идёт, весне дорогу!»
Цель. Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.68
Занятие 7(24.03.2020)
Тема « Лохматые и крылатые»
Цель. Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.
Предварительная работа. Педагог выясняет у детей, приходилось ли им наблюдать за повадками птиц, кошек, собак. Напоминает историю о коте, который привёл поесть маленького ежонка. Просит вспомнить интересную историю о каком- либо живом существе и рассказать её на следующем занятии.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.70
Занятие 8(27.03.2020)
Тема Чтение былины « Садко»
Цель. Познакомить детей с былиной « Садко»
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.71
Занятие 9(31.03.2020)
Тема Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»
Цель. Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи.
Активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь, образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.
Методика проведения. С.м. О.С Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет».
Издательство Творческий Центр «Сфера». Москва, 2012.с.193.
Апрель
Занятие 1(03.04.2020)
Тема «Чтение сказки « Снегурочка»
Цель. Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.71
Занятие 2(07.04.2020)
Тема « Лексико-грамматические упражнения»
Цель. Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.71
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Уроки грамоты »,с.2;цветные карандаши.
Занятие 3(10.04.2020)
Тема « Сочиняем сказку про Золушку»
Цель. Помогать составлять творческие рассказы.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.72
Занятие 4(14.04.2020)
Тема « Рассказы по картинкам»
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.73
Занятие 5(17.04.2020)
Тема « Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.74
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Уроки грамоты »,с.6;цветные карандаши.
Занятие 6(21.04.2020)
Тема « Пересказ сказки « Лиса и козёл»
Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать сказку « в лицах».
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.75
Занятие 7(24.04.2020)
Тема « Сказки Г.Х. Андерсена»
Цель. Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х.Андерсена.
Предварительная работа. До занятия детям следует прочитать сказки «Дюймовочка», « Стойкий оловянный солдатик», « Гадкий утёнок».
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.76
Занятие 8(28.04.2020)
Тема « Повторение»
Цель. Повторение пройденного материала.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе
Май
Занятие 1(8.05.2020)
Тема « Заучивание стихотворения З. Александровой « Родина»
Цель. Помочь детям понять смысл стихотворения ( « Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.
Предварительная работа. Воспитатель помещает текст стихотворения в родительском уголке п просит родителей рассказать детям о том уголке нашей Родины, где они были счастливы и куда, хотя бы и мысленно, не раз возвращались. Педагог читает стихотворение детям. Советует позже прочитать его своему первому учителю.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.77
Занятие 2(15.05.2020)
Тема « Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.78
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Уроки грамоты »,с.13;цветные карандаши.
Занятие 3(19.05.2020)
Тема « Весенние стихи»
Цель. Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.79
Занятие 4(22.05.2020)
Тема « Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки « Май»
Цель. Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая- последнего месяца весны.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.80
Занятие 5(26.05.2020)
Тема « Лексико-грамматические упражнения»
Цель. Активизировать речь детей.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.80
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь « Развитие речи »,с.16;цветные карандаши.
Занятие 6(29.05.2020)
Тема « Перессказ рассказа Э. Шима « Очень вредная крапива»
Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.
Методика проведения.
См. В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду», подготовительная к школе группа. Издательство МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. Москва, 2016.с.81
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи. Основным направлением работы по развитию речи детей 4-х лет является воспитание их инициативн...
Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности образовательная область «Коммуникация»
Рабочая программа по развитию речи направлена на реализацию образовательной области «Коммуникация», составлена на основе обязательного минимума содержания по познавательно-речевому развитию детей стар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
Рабочая программа по развитию речи разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в ...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы «Тигрята» обеспечивает разностороннее развитие детей от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основ...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Рабочая программа по развитию детей старшей компенсирующей группы № 32 разработана воспитателями Прощенко М. А. и Соболевой О. М. в соответствии с адаптиро...