Рабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему

Кормышова Юлия Алексадровна

Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи. Основным направлением работы по развитию речи детей 4-х лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kormyshovoy_yu.a.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка»

Утверждаю                             Заведующий МБДОУ /М.В Литвинова /

Принято на заседании педагогического совета                                                                                                                                                         дата____________    

                                                                               № протокола___________  

Рабочая программа  по развитию речи в группе общеразвивающей направленности

От 4 до 5 лет

Воспитатель:  Кормышова Ю.А.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.,2008г.

- федерального перечня методической литературы по развитию речи, рекомендованной министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях на 2010-2011 уч.г.

- «Программы дошкольного образования» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, 2011

- перспективного планирования развития речи в средней группе.

Статус документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; содержание рабочей программы с перспективным планированием развития речи в старшей группе;  требования к уровню подготовки воспитанников.

          Большое  внимание в решении задач умственного воспитания и  общего развития ребенка уделяется развитию речи. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи. Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно- следственные связи. На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

Программные задачи развития речи:

- Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

1. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.

2. Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.

3. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.

4. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

- Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам.

2. Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

3. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

4. Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения.

5. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

- Задачи на практическое овладение нормами речи:

1. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

2. Развивать умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.

3. Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.  

   

Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:

 - развивающая речевая среда;

 - формирование словаря;

 - звуковая культура речи;

 - грамматический строй речи;

 - связная речь.

Количество занятий на месяц, согласно программе, по  развитию речи 4.За исключением 2-х недельных каникул в феврале и периода диагностики (первые две недели сентября и мая). Диагностическое обследование детей по развитию речи проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Длительность одного занятия до 15-20  минут.

Программа состоит из следующих разделов:

  • Пояснительная записка.
  • Перспективное планирование развития речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
  • Перечень литературы.

Перспективное планирование развития речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

п/п

Название темы

Цель

Интеграция

Сентябрь

1

Неделя знаний.

«Наша группа»

Познакомить детей с групповой комнатой. Учить ориентироваться где доска, для чего она нужна.

Рассмотреть картинку как дети идут в школу, беседа по ней

Чтение худ. Литры , коммуникация.

2

ПДД, транспорт

«Театр игрушек- про машину»

Вызвать радостные эмоции, желание помогать больному ; закрепить знание детей об окружающем мире, развивать речь, развивать образное мышление, умение выразительными движениями передавать образ.

Чтение художественной литературы;

познание

3

Как прекрасен этот мир

«Потешка Я по лесу, по зеленому бреду»

Познакомить с русской народной потешкой, развивать воображение, учить находить характерные признаки предметов.

Игровое упражнение: « Кто назовет больше признаков отличия»

Социализация, познание, чтение художественной литературы

4

Моя семья «Дружная семья»

Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким – папе, маме…

Социализация

Игра « Ударь в бубен»

Октябрь

1

Неделя вежливых детей(этикет, правила поведения за столом, сервировка) «Пойдем и найдем волшебные слова»

Обратить внимание на то, что многие слова являются волшебными. Воспитывать умение быть внимательными.

с/р игра «Научим Машу сервировать стол»

Социализация

2

Этот загадочный подводный мир.

« Рыбки у нас дома»

Продолжать знакомить детей с подводным миром, его обитателями. Вызвать бережное отношение к живым существам.

П\и: « Море волнуется раз»

Физическая культура

3

Сад-огород.

«Поспели яблоки в саду»

Учить понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения.

Чтение сказки «Привередница»

Чтение художественной литературы

4

Разноцветная осень.

«Стихотворение И.Бунина  Листопад».

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение.

Чтение художественной литературы

Ноябрь

1

Россия-Родина моя.

Рассмотреть альбом «Котовск» Беседа о Родине, о том, что Котовск малая родина детей, которые живут в этом городе.

Чтение художественной литературы

2

В мире птиц.

«Птицы у нас дома»

Продолжать знакомить с живыми объектами, содержащиеся в домашних условиях, воспитывать бережное, дружелюбное отношение к живым существам.

Просмотр альбома «Птицы» чтение художественной литературы.

3

Дикие животные.

«Рассматривание картин Белка»

Учить составлять рассказ по картинке, воспитывать любовь к животным.

Чтение художественной литературы

4

Домашние питомцы.

«Рассматривание картины Кролики с крольчатами».

Учить соотносить слова, обозначающие название животного, с названием его детеныша, активизировать в речи слова, обозначающие действия.

Чтение художественной литературы

Декабрь

1

Неделя милосердия и добра.

«Наши добрые дела»

Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить анализировать свои поступки и поступки своих детей.

2

Любимые игры и игрушки.

«Учим хрюшу играть с игрушками»

Познакомить детей с обобщенным словом «игрушки». Учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками.

3

Труд и профессии людей.

«Кем быть? В. Маяковский»

Дать детям представление о разных профессиях, желание стремиться к выбранной профессии.

Чтение художественной литературы

4

Новый год.

«В лесу родилась елочка»

Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами( нос, глаза, руки и т.д.). Закрепить сравнение. Развивать наблюдательность, любознательность.

Пение песенки «В лесу родилась елочка» музыка

Январь

1

Новый год.

«Заучивание стихотворения А.Барто Ёлка»

Заучивание стихотворения А.Барто «Ёлка». Вызвать у детей интерес к сказочному герою, стремление передать его в рисунке, используя нежные мягкие цвета для передачи образа снегурочки.

Чтение художественной литературы

2

Зимушка-зима. «Вырастала Ёлка»

Связная речь: Учить составлять описательный рассказ. Активизировать в речи детей прилагательные

ЗКР: Закреплять правильное произношение звука(у).

3

Зимние забавы и развлечения.

«Чтение сказки Зимовье зверей»

Продолжать воспринимать эмоциональное восприятие содержания сказки; подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Чтение художественной литературы

4

Многообразие рукотворного мира(одежда, обувь, посуда, орудие труда, инструменты).

«Зачем людям одежда нужна»

Дать детям представление для чего нужна одежда. Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости сезонных изменений.

Февраль

1

Человек по имени «Я».

«Чтение стихотворения А.Введенского Кто»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью.

Чтение художественной литературы

2

Наши добрые дела.

«Встреча с добрыми людьми»

Сказать детям, что добрые и хорошие люди-люди, которые трудятся. Это люди всегда готовы помочь, они честные и правдивые.

3

Защитники Отечества.

«Я и мой папа»

Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.

4

Масленица широкая.

Продолжать знакомить детей с русскими народными обычиями и традициями, с видами устного народного творчества.

Март

1

Мамина неделя.

«Я и моя мама»

Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.

2

Весна-красна.

«Какие краски у весны»

Дать детям представление о времени года «Весна». Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки осень-желтая, зима-белая.

Разучивание потешки « Иди весна, иди красна»

3

Неделя творчества и фантазии.

«Сочиняем сказку»

Учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.

4

Театральная неделя.

«Просмотр и показ сказки Два жадных медвежонка»

Развивать речевую активность детей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Развивать мимику лица.

Чтение художественной литературы.

Апрель

1

Ребёнок и его права.

«Учимся общаться друг с другом»

Учить детей общаться друг с другом. Дать понятие что такое дружба. Через психогимнастику направлять детей на переживание чувств нежности, добра, заботы.

2

Наш дом Земля-Космос.

«»

3

Город, в котором я живу.

«Беседа о городе Котовске»

Учить детей знать и называть родной город. Закреплять и расширять знание детей о городе, сравнивать, делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к своему городу.

Просмотр альбома о г.Котовске.

Чтение художественного слова

4

Праздник весны и труда. «Заучивание стихотворения Е. Благининой Черемуха»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности, развивать образность речи детей.

Чтение художественной литературы

Май

1

Великая победа.

«Знамя победы »

Продолжать развивать у мамы и девочек качества, свойственные их полу (мальчик-смелость, девочка-заботу о других). Уточнить и расширить знамя о Великой отечественной войне.

2

Азбука здоровья.

«Экскурсия в кабинет врача»

Познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.

3

Неделя безопасности.

«Чтение Красная шапочка»

Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения , учить осмысливать идею, уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания.

Чтение художественной литературы

4

Здравствуй лето!

«Сажаем цветы на клумбе»

Воспитывать в детях чувство прекрасного. Познакомить с растениями, живущими на улице. Развивать интерес к растениям.


Требования к уровню подготовки воспитанников.

Воспитанник должен

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

Знать

- все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунк слова;

- элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, при разрешении конфликтов.

- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими.

Уметь

- участвовать в беседе;

 - аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;

 - составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях;

 - заменять слово другим словом со сходным значением;

- использовать средства интонационной выразительности (силы голоса, интонации).

- рассказать о своём городе, детском саде, достопримечательностях родного края, опираясь на события из личного опыта;

-употреблять формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент);

- проявлять инициативу и активность в общении, выражает просьбу, жалобу, высказывает желание, избегает конфликта;

- высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.


Список литературы

1. « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.

3. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».     М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

4. «Программа дошкольного образования с ФГТ» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по художественной литературе » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входят темы занятий на каждый месяц с датами их проведения; программное содержание занятия и количест...

Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности

В данном материале предлагается Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности, используемая в моей группе...

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2015 – 2016 учебный год.

ВВЕДЕНИЕ Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один ...

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год (по программе "Детство")

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности  на 2018 – 2019 учебный год(по программе "Детство")...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности  для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 ...