Рабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи. Основным направлением работы по развитию речи детей 4-х лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kormyshovoy_yu.a.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка»
Утверждаю Заведующий МБДОУ /М.В Литвинова /
Принято на заседании педагогического совета дата____________
№ протокола___________
Рабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности
От 4 до 5 лет
Воспитатель: Кормышова Ю.А.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.,2008г.
- федерального перечня методической литературы по развитию речи, рекомендованной министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях на 2010-2011 уч.г.
- «Программы дошкольного образования» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, 2011
- перспективного планирования развития речи в средней группе.
Статус документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; содержание рабочей программы с перспективным планированием развития речи в старшей группе; требования к уровню подготовки воспитанников.
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи. Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно- следственные связи. На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.
Программные задачи развития речи:
- Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
1. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.
2. Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.
3. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
4. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.
- Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:
1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам.
2. Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
3. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
4. Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения.
5. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Задачи на практическое овладение нормами речи:
1. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
2. Развивать умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.
3. Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:
- развивающая речевая среда;
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь.
Количество занятий на месяц, согласно программе, по развитию речи 4.За исключением 2-х недельных каникул в феврале и периода диагностики (первые две недели сентября и мая). Диагностическое обследование детей по развитию речи проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Длительность одного занятия до 15-20 минут.
Программа состоит из следующих разделов:
- Пояснительная записка.
- Перспективное планирование развития речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
- Перечень литературы.
Перспективное планирование развития речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
№ п/п | Название темы | Цель | Интеграция |
Сентябрь | |||
1 | Неделя знаний. «Наша группа» | Познакомить детей с групповой комнатой. Учить ориентироваться где доска, для чего она нужна. | Рассмотреть картинку как дети идут в школу, беседа по ней Чтение худ. Литры , коммуникация. |
2 | ПДД, транспорт «Театр игрушек- про машину» | Вызвать радостные эмоции, желание помогать больному ; закрепить знание детей об окружающем мире, развивать речь, развивать образное мышление, умение выразительными движениями передавать образ. | Чтение художественной литературы; познание |
3 | Как прекрасен этот мир «Потешка Я по лесу, по зеленому бреду» | Познакомить с русской народной потешкой, развивать воображение, учить находить характерные признаки предметов. | Игровое упражнение: « Кто назовет больше признаков отличия» Социализация, познание, чтение художественной литературы |
4 | Моя семья «Дружная семья» | Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким – папе, маме… | Социализация Игра « Ударь в бубен» |
Октябрь | |||
1 | Неделя вежливых детей(этикет, правила поведения за столом, сервировка) «Пойдем и найдем волшебные слова» | Обратить внимание на то, что многие слова являются волшебными. Воспитывать умение быть внимательными. | с/р игра «Научим Машу сервировать стол» Социализация |
2 | Этот загадочный подводный мир. « Рыбки у нас дома» | Продолжать знакомить детей с подводным миром, его обитателями. Вызвать бережное отношение к живым существам. | П\и: « Море волнуется раз» Физическая культура |
3 | Сад-огород. «Поспели яблоки в саду» | Учить понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения. | Чтение сказки «Привередница» Чтение художественной литературы |
4 | Разноцветная осень. «Стихотворение И.Бунина Листопад». | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение. | Чтение художественной литературы |
Ноябрь | |||
1 | Россия-Родина моя. | Рассмотреть альбом «Котовск» Беседа о Родине, о том, что Котовск малая родина детей, которые живут в этом городе. | Чтение художественной литературы |
2 | В мире птиц. «Птицы у нас дома» | Продолжать знакомить с живыми объектами, содержащиеся в домашних условиях, воспитывать бережное, дружелюбное отношение к живым существам. | Просмотр альбома «Птицы» чтение художественной литературы. |
3 | Дикие животные. «Рассматривание картин Белка» | Учить составлять рассказ по картинке, воспитывать любовь к животным. | Чтение художественной литературы |
4 | Домашние питомцы. «Рассматривание картины Кролики с крольчатами». | Учить соотносить слова, обозначающие название животного, с названием его детеныша, активизировать в речи слова, обозначающие действия. | Чтение художественной литературы |
Декабрь | |||
1 | Неделя милосердия и добра. «Наши добрые дела» | Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить анализировать свои поступки и поступки своих детей. | |
2 | Любимые игры и игрушки. «Учим хрюшу играть с игрушками» | Познакомить детей с обобщенным словом «игрушки». Учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками. | |
3 | Труд и профессии людей. «Кем быть? В. Маяковский» | Дать детям представление о разных профессиях, желание стремиться к выбранной профессии. | Чтение художественной литературы |
4 | Новый год. «В лесу родилась елочка» | Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами( нос, глаза, руки и т.д.). Закрепить сравнение. Развивать наблюдательность, любознательность. | Пение песенки «В лесу родилась елочка» музыка |
Январь | |||
1 | Новый год. «Заучивание стихотворения А.Барто Ёлка» | Заучивание стихотворения А.Барто «Ёлка». Вызвать у детей интерес к сказочному герою, стремление передать его в рисунке, используя нежные мягкие цвета для передачи образа снегурочки. | Чтение художественной литературы |
2 | Зимушка-зима. «Вырастала Ёлка» | Связная речь: Учить составлять описательный рассказ. Активизировать в речи детей прилагательные ЗКР: Закреплять правильное произношение звука(у). | |
3 | Зимние забавы и развлечения. «Чтение сказки Зимовье зверей» | Продолжать воспринимать эмоциональное восприятие содержания сказки; подвести к пониманию образного содержания пословиц. | Чтение художественной литературы |
4 | Многообразие рукотворного мира(одежда, обувь, посуда, орудие труда, инструменты). «Зачем людям одежда нужна» | Дать детям представление для чего нужна одежда. Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости сезонных изменений. | |
Февраль | |||
1 | Человек по имени «Я». «Чтение стихотворения А.Введенского Кто» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью. | Чтение художественной литературы |
2 | Наши добрые дела. «Встреча с добрыми людьми» | Сказать детям, что добрые и хорошие люди-люди, которые трудятся. Это люди всегда готовы помочь, они честные и правдивые. | |
3 | Защитники Отечества. «Я и мой папа» | Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека. | |
4 | Масленица широкая. | Продолжать знакомить детей с русскими народными обычиями и традициями, с видами устного народного творчества. | |
Март | |||
1 | Мамина неделя. «Я и моя мама» | Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. | |
2 | Весна-красна. «Какие краски у весны» | Дать детям представление о времени года «Весна». Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки осень-желтая, зима-белая. | Разучивание потешки « Иди весна, иди красна» |
3 | Неделя творчества и фантазии. «Сочиняем сказку» | Учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность. | |
4 | Театральная неделя. «Просмотр и показ сказки Два жадных медвежонка» | Развивать речевую активность детей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Развивать мимику лица. | Чтение художественной литературы. |
Апрель | |||
1 | Ребёнок и его права. «Учимся общаться друг с другом» | Учить детей общаться друг с другом. Дать понятие что такое дружба. Через психогимнастику направлять детей на переживание чувств нежности, добра, заботы. | |
2 | Наш дом Земля-Космос. «» | ||
3 | Город, в котором я живу. «Беседа о городе Котовске» | Учить детей знать и называть родной город. Закреплять и расширять знание детей о городе, сравнивать, делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к своему городу. | Просмотр альбома о г.Котовске. Чтение художественного слова |
4 | Праздник весны и труда. «Заучивание стихотворения Е. Благининой Черемуха» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности, развивать образность речи детей. | Чтение художественной литературы |
Май | |||
1 | Великая победа. «Знамя победы » | Продолжать развивать у мамы и девочек качества, свойственные их полу (мальчик-смелость, девочка-заботу о других). Уточнить и расширить знамя о Великой отечественной войне. | |
2 | Азбука здоровья. «Экскурсия в кабинет врача» | Познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. | |
3 | Неделя безопасности. «Чтение Красная шапочка» | Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения , учить осмысливать идею, уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. | Чтение художественной литературы |
4 | Здравствуй лето! «Сажаем цветы на клумбе» | Воспитывать в детях чувство прекрасного. Познакомить с растениями, живущими на улице. Развивать интерес к растениям. |
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Воспитанник должен | Базовая программа | Национально-региональный компонент | Компонент ДОУ |
Знать | - все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунк слова; | - элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, при разрешении конфликтов. | - слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими. |
Уметь | - участвовать в беседе; - аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника; - составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок; - задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях; - заменять слово другим словом со сходным значением; - использовать средства интонационной выразительности (силы голоса, интонации). | - рассказать о своём городе, детском саде, достопримечательностях родного края, опираясь на события из личного опыта; | -употреблять формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент); - проявлять инициативу и активность в общении, выражает просьбу, жалобу, высказывает желание, избегает конфликта; - высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. |
Список литературы
1. « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.
2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.
3. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
4. «Программа дошкольного образования с ФГТ» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по художественной литературе » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входят темы занятий на каждый месяц с датами их проведения; программное содержание занятия и количест...
Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности
В данном материале предлагается Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности, используемая в моей группе...
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год (по программе "Детство")
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год(по программе "Детство")...
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 ...