«Составление рассказов по серии сюжетных картин»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста. Но меня больше волнует развитие связной речи. Связная речь – это один из показателей развития ребенка. Детей с общим недоразвитие речи очень сложно замотивировать на говорение, поэтому в последние годы я использую в работе элементы ТРИЗ (авторов Т. А. Сидорчук и С. В. Лелюх.)  и работу в микро-группах. Работа в микро-группах позволяет малоактивным, неуверенным в себе детям, поработать и ощутить состояние успеха. Особенно это актуально для детей с ОНР.  В основе лежит творческая деятельность участников, результатом работы которых, становится рассказ, созданный совместно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»

пгт. Приволжский Волжского муниципального района РМЭ.

Мастер - класс

«Составление рассказов по серии сюжетных картин»

 (с использованием элементов ТРИЗ)

Составитель:

Учитель-логопед

Петрова Е.Н.

2020 г.

Мастер - класс

«Составление рассказов по серии сюжетных картин»

 (с использованием элементов ТРИЗ)

Образовательная область: речевое развитие.

(Слайд 2.)

Цель: представить опыт работы по формированию связной речи через составление рассказов по серии картин с использованием элементов ТРИЗ.

(Слайд 3.)

Приветствие, вступительное слово мастера.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Предлагаю вашему вниманию свой   мастер-класс.

Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете      активными его участниками.

Существует предание, что Создатель, отделив от себя Божественную часть, назвав Её Великим Рассказчиком, послал на Землю, чтобы иметь возможность слушать истории из жизни людей Земли. Великий Рассказчик, приняв человеческий облик, бродил меж людей, заглядывал в хижины, прислушивался к разговорам и всё запоминал. После того, как в его сердце накапливалось достаточно историй, он уходил в поле, ложился в колыбель мягких трав и, смотря в бездонную чистоту голубого неба, начинал рассказывать. Говорят, что иногда истории Великого Рассказчика были смешными - и тогда в небе грохотал смех Создателя. Как-то раз Великий Рассказчик поведал Творцу о том, насколько удивительны дети Земли. Создатель широко улыбнулся, и на небе появилась яркая радуга». 

- Встречали ли вы, уважаемые коллеги, в своей жизни таких рассказчиков?  Желаю Вам приобрести на мастер- классе необходимые знания, которые помогут вырастить из ваших воспитанников настоящих рассказчиков.

(Слайд 4.)

Актуальность:

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста. Но меня больше волнует развитие связной речи. Связная речь – это один из показателей развития ребенка. Детей с общим недоразвитие речи очень сложно замотивировать на говорение, поэтому в последние годы я использую в работе элементы ТРИЗ (авторов Т. А. Сидорчук и С. В. Лелюх.)  и работу в микро-группах. Работа в микро-группах позволяет малоактивным, неуверенным в себе детям, поработать и ощутить состояние успеха. Особенно это актуально для детей с ОНР.  В основе лежит творческая деятельность участников, результатом работы которых, становится рассказ, созданный совместно.

(Слайд 5.)

Построенная таким образом работа позволяет одновременно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

Образовательные:

-формировать умения работать с серией картинок (правильно определять последовательность; рассматривать, анализировать, понимать композицию картинки; составлять мини-рассказ по каждой картинке).

Воспитательные:

- выработать навыки индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнёрства;

 - создать условия для раскрытия индивидуальных способностей;

- развивать личную и групповую активность, инициативу;

 - создать благоприятную творческую и морально-психическую атмосферу в коллективе.

Развивающие:

- развивать воображение, фантазию, эмоции, чувства;

- развивать творческое мышление;

- развивать коммуникативные способности.

(Слайд 6.)

Я определила основное направление работы, в основе которого находится трехвекторный подход по обучению детей составлению логических рассказов по серии сюжетных картин, включающий в себя, в первую очередь: взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ, с родителями и с детьми.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.

Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематическое изображение.

- А сейчас я познакомлю вас с последовательностью работы с серией картинок.

-Обратите внимание на экран. (Слайд №7)

-Как вы думаете, что означают эти символы?   Что сначала, а что потом?

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

- Не знаешь - спроси, а знаешь – не молчи.

 - Друзья, у нас есть возможность получить информацию со следующего слайда.

Перед вами последовательность этапов работы с серией картинок и даны значения каждого символа. (Слайд №8)

Этап 1. «Паровозик из картинок». (Слайд №9)

Его цель: научить ребёнка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учёта последовательности сюжета;              

Этот этап занимает несколько секунд. После раскладывания картинки не перемещаются.

Игровое действие.

Даём ребёнку набор перепутанных картинок (если дети 3-х лет, то достаточно 3-х картинок. Чем старше дети, тем большее количество картинок можно предложить. И, конечно же, надо учитывать и индивидуальные особенности ребёнка. Кому-то хватит 3-х картинок, а кому-то можно дать больше, просим разложить их в правильной последовательности в одну линию слева направо. «Паровозик из картинок».

Этап 2.  «Назови место, где происходят события».  (Слайд №10)

Цель: научить определять место действия объектов на каждой картинке.                                

Глядя на картинки, найти место, где происходят события, и как можно точнее обозначить его словом. На начальном этапе следует подбирать картинки с одним общим местом действия. Со временем предлагаются картинки, где место действия меняется.

Игровое действие.

- В каком месте происходит это событие?

- Дети: на улице, на горке, во дворе.

Этап 3.  «Определи время событий». (Слайд № 11)

Цель: научить определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года и части суток на каждой картинке.

Игровое действие.

- Кто быстрее скажет: в какое время года это происходит?

- Дети: зимой, когда холодно.

- В какое время суток?

- Дети: днём.

Этап 4.  «Найди общих героев на всех картинках».  (Слайд № 12)

Цель: Научить находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии; учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы).                    

Сложность восприятия детьми героев на картинках в том, что у них наглядно-образное мышление. Им часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики. Поэтому важно сформировать у ребёнка понятие, что на всех картинках один сквозной герой.

Живым объектам можно придумать имена, обозначить возраст. Описать внешний вид, одежду.  На первых порах подбирать картинки, где основные герои расположены на переднем плане.

Этап 5.  «Назови действие героя и догадайся, зачем он это делает».   (Слайд № 13)

Цель: Научить называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия; учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для её достижения они совершают определённые действия).                                    

Ребёнку предлагается поочерёдно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так.                                                  Используется логическая цепочка: «Объект - действие - цель действия».

Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещения, исчезновения), происходящих с главными героями и другими объектами, изображёнными на каждой картинке. Целесообразно этап «Герой - действие - цель» сопровождать дополнительной буквенной схемой «Г-Д-Ц».

Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели героев на предыдущей. Для обеспечения динамичности игры ребёнок отодвигает поочерёдно картинки, начиная с крайней левой.

Этап 6.  «Что за чем».   (Слайды №14-15)

Его цель: учить устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;

Игровое действие: взять понравившуюся картинку и переложить её ближе к себе. Ещё раз назвать действие объекта и его цель.

«Что было раньше, что будет потом?». Картинки выстраиваются в логический ряд.

Этап 7. «Составь рассказ».   (Слайд №16)

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок и придумать название.

Игровое действие: расшифровать «секретное» письмо, т.е. составить рассказ по серии картинок. 

Таким образом, с помощью картинок, используя приёмы ТРИЗ, формируем у детей понимание причинно-следственных связей и их результат и развиваем связную речь.

- Уважаемые коллеги, узнали что-то для себя новое?

-Вы теперь знаете, как нужно поэтапно обучать детей составлению рассказов по серии картин?  

-Что вы будете делать с этими знаниями?

 Наша цель – передать эти знания тем, кто не знает. Каким образом можно донести эти знания до детей? Предлагаю закрепить полученные знания и провести конкурс «На лучший рассказ».

(Слайд №17)

Работа групп.

У вас на столах в конвертах лежат серии сюжетных картин. Вы можете выбрать любую. Схемы вам подскажут последовательность составления рассказов. Не забывайте про название своего рассказа. Решите, как вы будете представлять свой рассказ: представитель от группы, или вся группа.

Результат.

Представить рассказ.

Итог деятельности:

-Какова была наша цель?

-Достигли ли мы её.

-Сможете научить своих воспитанников составлять рассказы по серии картин?

Финальное слово (проповедь)

Возвращаясь к тому, с чего мы начали,

 -Говорят, что Великий Рассказчик был предтечей писателя. Скорее всего, это так. Ибо в начале было … Слово. (Слайд №18)

 (Слайд № 19)

«Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!»

-Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и, главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

(Слайд № 20)

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

Конспект НОД на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели».

Сезонное занятие на тему весны с использованием нагляднсти....

"Составление рассказа по серии сюжетных картин (дети с ЗПР)"

    В системе работы по развитию речи детей с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях центральное место отводится формированию связной речи и речевого общения. Именно связная реч...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

Интегрированное занятие по развитию речи: составление рассказа по серии сюжетных картин "Утёнок и цыплёнок"

С помощью сюжетных картин у ребёнка вырабатывается  понимание различных сюжетов, изображенных на картинках, отображающих знакомые детям явления и события; формируется умение отвечать на вопросы, ...